Работы профинансированы в том числе за счёт системы «Платон», взимающей плату с грузовиков массой свыше 12 тонн. С момента запуска эта система перечислила в Федеральный дорожный фонд более 345 млрд рублей; только в 2024 году поступило свыше 52 млрд, благодаря чему уже отремонтированы 485 км федеральных магистралей и обновлено покрытие ещё на 384 км. Собранные средства позволили по всей стране построить и реконструировать сотни мостов и десятки тысяч километров дорог.
В «Платоне» зарегистрированы 886 тысяч перевозчиков и 1,95 млн грузовиков, из которых более 79 тысяч работают на Дальнем Востоке. По числу 12-тонников лидируют Приморский край (около 17 тысяч), Хабаровский край (11 тысяч), Амурская область (10 тысяч), Якутия (9 тысяч) и Забайкальский край (8 тысяч).
С 2015 года за проезд тяжёлых грузовиков по федеральным автомагистралям отвечает система взимания платы «Платон». Она отслеживает перемещение транспорта по данным GPS/ГЛОНАСС и автоматически рассчитывает плату. С самого появления схемы некоторые перевозчики начали искать лазейки, и одной из самых опасных стала установка так называемых «глушилок» – компактных передатчиков, которые заглушают спутниковый сигнал и выводят из строя бортовые терминалы.
Экономия, которую владелец машины пытается получить таким способом, оборачивается серьёзным риском для всех участников движения. Электронное подавление сигнала действует в радиусе нескольких десятков, а иногда и сотен метров, и создаёт помехи не только собственной технике нарушителя, но и соседним автомобилям, оборудованным навигационными и мониторинговыми системами. В результате нарушается работа целой сети контроля и снижается безопасность на дороге.
Чтобы убедиться в масштабах проблемы, специалисты оператора «Платона» вместе с профильными экспертами провели натурные испытания: разместили несколько типов подавителей GPS/ГЛОНАСС на тестовом полигоне и зафиксировали изменения в работе оборудования. Эксперимент подтвердил: даже минутное включение «глушилки» вызывает сбои как в терминалах «Платона», так и в сторонних системах слежения за транспортом.
Фото: Росавтодор
