Магаданский оркестр духовой и эстрадной музыки – один из брендов колымской столицы. Ему уже 32 года. Последние десять лет им руководит Почетный работник культуры, лауреат Премии города Магадана «Человек года» за достижения в сфере культуры Алексей Грошевик – неординарная личность, музыкант, изобретатель, мыслящий нестандартно и воплощающий в жизнь самые смелые идеи. Талантливые артисты ОДЭМ занимают первые места не только во всероссийских, но и международных конкурсах. На мастер-классах руководителей оркестров России Алексей Грошевик выступает хэдлайнером, учит коллег, как делать интересные шоу и делать так, чтобы дети влюблялись в духовую музыку. Оркестр Магадана узнают по всей стране.
В сентябре Магаданский оркестр духовой и эстрадной музыки взял гран-при Международного фестиваля «Байкальские духовые ассамблеи» в Иркутске, соперничая с большими коллективами, в том числе из-за рубежа. Победил не числом, а умением, четкостью и качеством исполнения, превосходной подачей, зажигательной энергетикой. Это огромное достижение, которому предшествовал долгий путь трансформации.
Алексей Грошевик поделился секретами мастерства, видением работы коллектива, отношением к своему делу. Можно сказать, что муниципальный оркестр в Магадане – больше чем оркестр.
Сам Алексей Грошевик родился в Магадане. Бабушка заметила, что внук быстро хорошо поет песни из телевизора, и посоветовала отдать его учиться музыке. Он окончил хоровую школу Евгения Алхимова, а в 1991 году поступил в училище искусств.
- Тогда там были серьезные конкурсы. Адольф Грайверович Чобанян предложил мне играть на кларнете, а я в жизни его не видел. Но попробовал, и у меня получилось. Так я поступил на кларнет и стал духовиком. В армии сначала я попал в обычную часть в Хабаровске, но после учебки и присвоения звания младшего сержанта был переведен в часть с дивизионным оркестром. На одном из праздников мы играли в составе сводного оркестра Хабаровского гарнизона. Среди них был Оркестр штаба КДВО. Меня заметили и забрали туда.
Всему, что я пытаюсь формировать здесь, я научился в военных оркестрах. Главное, на мой взгляд, – это дисциплина, неважно, играешь ты попсу или классику. Мне особенно запомнился заместитель главного дирижера - Михаил Трунов. Он мог просто стоять, но сразу забирал все внимание оркестра. Затем он стал начальником Военного института (военных дирижеров) при Военном университете в Москве. Во время одного из семинаров в столице мы встретились с Михаилом Михайловичем, и до сих пор сохраняем связь, так же как с Тахиром Бадрутдиновым, в прошлом начальником военного оркестра штаба ДВО, он следит за нашим движением в ВК.
По возвращении в Магадан Алексей Грошевик работал в военном оркестре в части на Танкодроме. Затем его расформировали, и в это время в Оркестре духовой и эстрадной музыки стал дирижером Виталий Суховерхий. Он пригласил музыканта первым кларнетом.
После его отъезда из Магадана дирижером стал Анатолий Кольцов. В оркестре было всего 16 человек, он почти не выезжал, только в 2012 году, когда ОДЭМ взял первое место на конкурсе духовых оркестров в Хабаровске. С 2014 года, когда уехал и Кольцов, Алексей Грошевик стал руководителем. В оркестре оставались один кларнет, один саксофон, одна флейта, две трубы… И перемены начались.
- Первый концерт, который я подготовил как руководитель оркестра – «Ритмы ночного города» (6+). Он был джазовым и стал для нас переломным. Музыкантов было мало, все партитуры приходилось адаптировать. Концерты были довольно скучными, оркестр просто выходил и играл. Я пришел к выводу, что нужно учитывать смену поколений. Если ты дирижер и остаешься в одних и тех же рамках, не растешь и застреваешь в одном репертуаре, это ведет к упадку коллектива. Мой принцип – уходить от стереотипов. Мы сделали уклон в эстрадную музыку, - вспоминает Алексей Валерьевич. – Кроме того, чтобы исполнять классику, как я ее понимаю, у оркестра должен быть определенный состав. Возможно, со временем нас станет больше.
Поначалу музыкантам было сложно. В джазе другие рисунки и штрихи, пришлось переучиваться. Тогда им трудно давалась даже «Mambo №5», а сейчас кажется, что там и играть-то нечего.
- В том же 2015 году на всероссийском конкурсе в Крыму мы заняли второе место, это не плохо для маленького муниципального оркестра. Но с тех пор я отношусь к подготовке очень серьезно: чтобы не было ничего лишнего, чтобы удивить зрителя и было идеально чистое звучание. Произведения берем разноплановые, к примеру, военный марш, симфоническое произведение и эстрадное, это показывает оркестр с разных сторон, - делится руководитель оркестра. - Если понимать требования жюри, то можно выиграть даже с маленьким составом.
А удивлять ОДЭМ умеет. На юбилейном концерте «Оригинал?– Шоу» (6+) в честь 25-летия оркестра в 2017 году музыканты двигались и танцевали с инструментами. Для военных оркестров дефиле - обычное дело, но для остальных это в новинку.
- У нас танцевали два тубиста в пачках лебедей. Я всегда делаю так, чтобы зрители смеялись, не надо этого бояться: когда они строго и молча смотрят на сцену, тяжело и им, и музыкантам. Смех сближает и привлекает, и люди снова хотят прийти, - считает Алексей Грошевик.
Одним из самых впечатляющих концертов ОДЭМа стало «Travel-шоу «80 минут вокруг света» в 2019 году. Со сцены звучала национальная музыка разных стран - Германии, Армении, Израиля, Ирландии, Мексики, Америки, Аргентины, Грузии, Кубы, Китая, Непала, Греции, Ямайки, Франции, Италии и Украины. Зрители наслаждались красотой пейзажей и местным колоритом, хореографией, вокальными партиями, театрализованными постановками. Этот формат теперь пользуется постоянным успехом у колымчан.
В 2022 году ОДЭМ отметил 30-летний юбилей концертом «Самый НЕскучный оркестр». Он исполнил произведения разных жанров и стилей, классики, фолка, джаза, русских и зарубежных современных песен. Здесь было и караоке, и танцы музыкантов и профессионалов, театрализация, и лучшие вокалисты города и музыкальные группы, и неожиданное: игра на флейте, вырезанной шуруповертом из свежей моркови.
Важнейшей вехой в жизни коллектива и всего города стала победа в IV Международном конкурсе духовых оркестров «Белорусские фанфары» (12+) в 2022 году, где ОДЭМ стал лауреатом I премии, а артист оркестра Антон Кузьмин получил диплом «Лучший солист-инструменталист». В фестивале участвовали 18 коллективов из Беларуси, России, Приднестровья, Израиля, Молдовы, Турции. Он открывался дефиле оркестров под музыку на улице. Самым эффектным моментом стал… танец магаданского дирижера. А в день конкурса шел дождь.
- Накануне был концерт, звукорежиссеры выстроили глобальную подзвучку, но для оркестров это не годится. Они звучали громко и неприятно, безо всяких нюансов. Я попросил убрать часть микрофонов, компрессию, что-то добавить. В итоге мы звучали как надо. Магадан обратил на себя внимание и выиграл, - отмечает Алексей Грошевик.
Но и это еще не все. Неутомимые музыканты ведут образовательный music Art проект «Секреты духового» (6+) и «Барабашки» (6+). В этих концертах принимает участие клоун Рэд в исполнении Евгения Вертохвостова. Так маленьких и взрослых зрителей знакомят с духовыми инструментами.
- Я каждый год езжу на семинары в Москву и смотрю, что делают другие дирижеры. Порой это качественно, но скучно: вот кларнет, давайте послушаем, как он звучит, а люди спят в зале. Нам такое не нужно. Мы ввели клоуна в формат образовательного концерта. Нам очень повезло с Евгением Вертохвостовым. Все, что он делает, получается смешно. Он готовит шутки и скетчи, а мы – музыку, - рассказывает Алексей Грошевик.
- Постепенно обросли репертуаром, придумали разные фишки. Например, музыкант играет на кларнете, а Женя ему мешает, постепенно разбирая его, но тот продолжает звучать. Детям такое нравится. У нас всегда много интерактива. Приглашаем людей на сцену – поиграть вместе, попеть, постучать. Собираем из пластиковых труб инструменты и играем на них. На концерте «Барабашки» мы учили взрослых дефилировать с барабанами. Нельзя быть слишком серьезными. Но и музыка должна быть качественной. На моих мастер-классах коллеги говорят, что это круто, но почему-то никто до этого не додумался. Принято считать, что все «звезды» - в Москве, но регионам тоже есть чем удивить. Это стимул для нас.
Артисты ОДЭМ постоянно ищут что-то новое и необычное. Сергей Бабайлов освоил терменвокс – редкий электронный инструмент, его создал в 1920 году советский изобретатель Лев Термен. На нем играют не прикасаясь, меняя высоту и громкость звука, двигая руками в электромагнитном поле. Это требует идеального слуха. Его звучание напоминает не то человеческий голос, не то скрипку, не то духовые. Есть в оркестре ханг - ударный инструмент из двух соединенных металлических тарелок. На нем играют руками, извлекая поистине завораживающую музыку. На «Барабашках» ОДЭМ объединил ханг, терменвокс и оркестр, так еще никто не делал.
Нынешний год был очень насыщенным для коллектива. В апреле 2024 состоялся концерт оркестра духовой и эстрадной музыки «В десятку!» (6+), – столько лет руководит им Алексей Грошевик.
И вот, наконец – оглушительная победа Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки на Международном фестивале «Байкальские духовые ассамблеи» в Иркутске в сентябре. Участвовали оркестры разного формата, детские, профессиональные и самодеятельные, а сольные исполнители. На этом фестивале ОДЭМ заслуженно получил гран-при!
В Иркутске магаданцы в качестве хэдлайнера фестиваля дали два образовательных концерта. Первый - в политехникуме, там большая площадка, зал на 700 мест.
- Мы думали, что студентам это не очень интересно, но вместо часа отработали полтора. Приглашали их на сцену, проводили викторины, было много смеха, - рассказывает Алексей Грошевик. - Второй концерт был очень трогательным, в музыкальном интернате, это очень отзывчивые дети. Нас очень ждали, и мы выложились по полной. Вместе пели, на композиции «We will rock you» они дружно хлопали и стучали ногами в ритм. А потом дети прибежали фотографироваться, облепили нашего Сергея Байбалова как Бонифация. Это было очень приятно.
А сразу по возвращении музыканты стали готовиться к феерическому концерту «РокОДЭМиКА». На партитуры руководитель потратил свой отпуск в августе. Он предложил выступить совместно камерному ансамблю им. Е. Алхимова. Коллеги согласились и показали настоящий класс.
- Вокалистами у нас выступили рок-музыканты. У Дмитрия Грачева раньше был коллектив «Беспечный ангел», сейчас у него группа « Seraphim project». Голос у него как у Кипелова, и я давно предлагал ему спеть с оркестром. Алису Олифиренко я впервые услышал в караоке. У Сергея Данилюка увидел статус в соцсети, где он ехал в машине и пел. Он исполнил песню «Металлики» и «Небо славян» «Алисы». Владимир Диль – мой друг, он работает в театре, поет в группе «NoName». Он спел «Куклу колдуна» КиШ и «Вечно молодой» группы «Смысловые галлюцинации», раскрывшись на сцене как актер, и забрав все внимание зала. Гитарист Слава Зима прекрасно играет на гитаре, он очень артистичный, постоянно предлагает идеи. Евгения Вертохвостова представлять уже не надо. Получается, все, что мы делаем, основано на дружбе.
Рок-концерт стал сумасшедшим миксом энергетики и драйва, рока и симфонического звучания, юмором, искренностью и профессионализмом участников. Они исполняли хиты групп «Ария», «Алиса», «Deep Purple», «The Cranberries», «AC/DC», «Кино» и другие. Очень трогательно, что одну из песен - «Беспечный ангел» посвятили погибшему в СВО земляку и другу Алексея Михаилу Квасту. А для колымских бойцов вместе с залом были записаны две песни в формате караоке.
- Мы повторим этот концерт в феврале, и там будут новые номера. Удивлять зрителей надо всегда, - обещает Алексей Грошевик.
Первый состав Оркестра духовой и эстрадной музыки собрал Вячеслав Садыков в 1988 году, это был самодеятельный «Кооператив «Геликон». Он стал отдушиной музыкантов, которые хотели выйти за рамки военных оркестров. В 1992 году он стал муниципальным. Тогда ОДЭМ был большим. Сейчас в нем два десятка музыкантов. Десять лет назад духовое отделение в колледже искусств переживало упадок, и музыканты оркестра стали преподавать. Сергей Бабайлов - по классу флейты и саксофона. В оркестре играет его выпускница Алена Мельниченко, как и Иван Горелов – ученик кларнетиста Антона Кузьмина. Преподает трубач Роман Ротарь, Тенгиз Цулая?– по классу ударных инструментов. Виктор Горелов – тромбонист, заканчивает колледж и работает в оркестре. Вообще семья Гореловых дала Магадану много музыкантов: три дочери играют на струнных, Юрий обучается игре на ударных, Елисей - на тубе, Андрей – скрипач, работает в театре и участвовал в последнем концерте ОДЭМа.
У оркестра много планов: образовательные концерты, новые шоу. У ОДЭМа уже есть приглашения для участия в крупных всероссийских мероприятиях, в том числе в рамках Дня Победы.
- Надо сказать, что слово «Магадан» часто является решающим. Раньше считалось, что это экзотика, мол, пусть приедет какой-то оркестрик, главное, привлечь побольше участников из разных регионов. Теперь, когда мы показываем качество, берем первые места, отношение изменилось, от нас ждут высокого уровня, – отмечает Алексей Грошевик.
Ольга Лопатникова РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ". Фото Ксении Семиковой и из личного архива Алексея Грошевика