Один из таких людей – член Русского географического общества и Союза фотохудожников России Валерий Георгиевич Остриков. Нет события в Магадане, где бы ни появился этот невысокий уже немолодой человек с яркими светлыми глазами, который с добрым прищуром всматривается в объектив фотоаппарата.
Это – один из самых известных фотохудожников в Магадане. Он неизменно вежлив и улыбчив, всегда рад видеть знакомых, а их у него – больше чем полгорода. Предельно тактичный в жизни человек с негромким голосом и обезоруживающей улыбкой, он так же подходит и к предмету своих съемок, ищет смысл в каждом снимке, гармонию, свою тональность. Каждая его фотография – это маленький фильм в моменте, и потому их можно рассматривать раз за разом. Он умело передает в них свое бережное отношение к миру и всему живому.
Он сам – это история Колымы в настоящем. Родился 17 октября 1952 года в г. Партизанске в Приморье, провел детство в Брянской области.
В Магадан он приехал в 1965 году с мамой, - она долгое время проработала в тресте «Магадангорстрой». Фотографией Валерий заинтересовался в юные годы, увидев фотоаппарат у знакомого подростка, а потом и у него самого появилась «Смена-8». Начал заниматься в кружке в Доме пионеров. В восьмом классе получил профессию киномеханика, работал в кинотеатре «Октябрь». Окончил Магаданский политехникум, отслужил в армии, а затем работал в типографии специалистом по изготовлению клише. Первые снимки Валерия Острикова публиковались в местных газетах еще в 1975 году.
Его заметили, и в 1977 году пригласили на студию телевидения фотокорреспондентом, а затем телеоператором. Там Валерий Георгиевич встретил будущую супругу, с которой они сочетались браком, потом родилась дочь, теперь в семье две внучки. В 2014 году он стал работать в пресс-службе мэрии.
Благодаря командировкам Валерий Остриков объехал каждый уголок Магаданской области и Чукотки, чтобы показать зрителям колымские поселки, артели и рудники, масштабные стройки, потаенные уголки природы, праздники и обыденность, неповторимые лица покорителей Колымы, удивительную культуру коренных малочисленных народов Севера. Его объектив запечатлел и величественные ледоколы, работающие в Охотском море, и укрощение стихии при строительстве Колымской ГЭС и открытии Билибинской АЭС. Он показывает жизнь Севера, как она есть, и, с другой стороны, позволяет видеть ее более значимой и прекрасной, чем кажется, когда проживаешь ее сам изо дня в день.
29 сентября 1978 года на базе фотосекции Магаданского правления Союза журналистов СССР возник областной фотоклуб «Магадан». За успехи в развитии любительского фотоискусства ему позже было присвоено звание народного. Он объединил таких будущих мастеров, как Василий Шумков, Сергей Бурасовский, Сергей Маймистов, Игорь Гордин, и Асир Сандлер, Игорь Симонов, Расул Месягутов, Олег Паршин, Василий Свириденко, Анатолий Котляров, Михаил Чепелов, и, конечно, Валерий Остриков. В 2023 году клубу исполнилось 45 лет.
- Когда была создана народная фотостудия «Магадан», ее возглавил Василий Шумков. В студию приходило много людей, которые интересовались любительской фотосъемкой. Немало тех, кто позже кто выбрал профессию фотографа, - вспоминает Валерий Остриков. - Мы стояли у истоков фотолюбительского движения на Колыме. Нам все было интересно: мы познавали азы фотодела, учились друг у друга, делились советами, подсказывали. Часто проводили внутренние клубные конкурсы: выбирали тему, к примеру, «Окна города», и через неделю представляли по несколько снимков, и сами вручали призы на собранные членами клуба деньги. Лучшие фото выбирали по номерам, не зная, кто автор, по большинству голосов.
Клуб заседал по пятницам. Мы ждали этих собраний, готовились, в те годы в Магадане творчество просто бурлило. Сейчас кажется, что эти работы, может быть, наивные, но они очень теплые и добрые. Мы приглашали в фотостудию знаменитых людей, у нас был писатель Юрий Рытхэу, другие наши писатели и поэты, композиторы, работники культуры, строители – Герои социалистического труда, словом, бомонд того времени. Каждый год организовывали выставки во Дворце культуры профсоюзов и в краеведческом музее.
Мы были увлечены светописью, желанием уловить момент жизни в объективе. Сейчас техника уже другая, но любовь к своему делу осталась. Спустя несколько десятилетий, мне так же интересно заниматься фотографией, изучать ее, этот процесс бесконечен, ни один кадр невозможно повторить.
В марте 2024 года в Магадане состоялась презентация фотоальбома Валерия Острикова «Край заснеженного солнца», где собраны лучшие фотографии мастера за сорок лет. Он был выпущен в год 70-летия образования Магаданской области и 45-летия народного фотоклуба «Магадан» издательством «Охотник» на средства Правительства Магаданской области. Содействие в издании фотоальбома оказали губернатор Сергей Носов, заместитель председателя правительства Магаданской области Максим Бродкин, министр внутренней информационной и молодежной политики Яна Ружанская.
Кроме снимков, в альбоме опубликованы воспоминания друзей-фотохудожников, магаданцев бывших и нынешних. Фотографии интересны и взрослым, и детям – последним, в том числе, и потому, что в альбоме множество изображений птиц и животных в дикой природе.
- Я хотел показать зрителям, с чего начиналось фотолюбительство в нашей области, как оно зарождалось в 80-х годах прошлого века. В альбоме представлены работы друзей, с которыми мы начинали, их отзывы и воспоминания, - делится Валерий Остриков. - Созданию альбома предшествовала долгая подготовка: нужно было отобрать лучшие снимки за сорок лет. Затем – сформировать макет, это тоже сложное дело, мы делали это с Павлом Ждановым. Это чрезвычайно сложно - правильно расположить, чтобы снимки сочетались друг с другом, но и очень интересно.
Сам он помнит много историй, связанных с самыми интересными фотографиями.
- Сложно досталась мне одна работа: черно-белая фотография «Эхо прошлого». На ней – стоящая на сопке железная кровать из лагеря «Бутыгычаг». Нас тогда было трое, мы выехали в небольшую однодневную экспедицию, - рассказывает Валерий Остриков. - Когда приехали к Бутыгычагу, был летний ясный день, стояла жара. Мы походили, поснимали остатки лагеря, и решили подняться наверх. Там заброшенные штольни и все остальное. Одеты, соответственно, все были по-летнему. Поднимались мы минут сорок-пятьдесят, и, когда почти добрались до вершины, неожиданно резко пошли туман и снег. Стало очень холодно. Мы замерзли в своих футболках. Меня поразило, какое же это злое место: как будто его специально выбрали, чтобы оно давило на человека. В ясный теплый день не прошло и часа, как погода резко изменилась. Наверху я успел сделать только два кадра, больше мы там находиться не смогли. И этот снимок кровати стал символом лагерей.
Многие, кто в нашей студии увидел эту фотографию, сказал, что после этого можно больше не ездить по местам заключения снимать «колючку», она везде одна и та же. А этот снимок показывает всю жуть, опасность, страх и тяжелую жизнь, связанную с теми временами.
Валерий Остриков – мастер черно-белых изображений, которые сейчас, что ни говори, уже редкость. В них он умеет передать яркость дня, оттенки растительности или кружевную легкость облаков. Фотография «Суровый край» передает и нежные краски бухты Нагаева, и нагромождение камней. «Яйца дракона» погружают в мистику этого места, «Прибой» передает кружево воды и хрустальные волны у берега.
Обращает на себя внимание художественный черно-белый снимок оленей, бегущих в глубоком снегу. Тогда Валерий Георгиевич находился в командировке на слете оленеводов на Чукотке, тогда же состоялись гонки на оленьих упряжках. И сейчас, глядя на этот снимок, кажется, что ощущаешь этот мороз, снег, дыхание животных и скорость летящих нарт. Он передает движение не хуже видеосъемки.
- Мы были воспитаны на фоторепортаже. Снимок должен был быть схвачен во время действия. Не просто природа, не просто море, а правильно выбранные свет, ракурс и история, которую рассказывает фотография, - делится мастер. – Кстати сказать, пленка у меня была не ограничена, лично для меня с этим проблемы не было. Наш знаменитый Расул Месягутов тогда был внештатным корреспондентом, его тоже много публиковали. А для любителей это были достаточные траты: пленка стоила 35 копеек, три пленки – рубль, это было уже существенно. Нужно было уметь выбрать «тот самый» кадр.
Одно из любимых мест съемки Валерия Острикова – телевышка. Не раз он залезал на нее, получив специальное разрешение. На башне есть одно большое кольцо посередине и одно поменьше сверху, - на них и стоял, снимая виды на столицу Колымы.
- Телепринцесса наша, - ласково говорит Валерий Георгиевич.
На другом фото – фрагмент телевышки и проспект Ленина. Оно снято с крыши бывшего «Детского мира». «Городской этюд» с часами на башне снят с крыши Центра культуры.
- В 55 лет как пацан лазал по крышам ради красивого кадра, - смеется фотограф.
«Золотой проспект» снят ранним утром, когда солнце поднимается над городом. Все спят, а фотограф уже работает. Снимать надо очень рано или очень поздно – в «золотой час». Обычное дело для художника – встать на рассвете и поехать снимать в «режимное» время. «Три брата» сняты вечером в «золотой час» и выглядят как самородки. Все зависит от того, как ляжет свет, от того, как мелькнет блик, будет создано настроение.
Валерий Остриков очень любит море. В любое время года там получаются интересные кадры. «Вдовушка» - самое благодатное место для съемок. Оно просто притягивает фотографов. Кто бы ни ехал мимо все останавливаются на Нюкле, чтобы запечатлеть мыс Дракона.
- Обожаю туман, он всегда дает неповторимый рисунок, помогает сделать картину волшебной, - улыбается Валерий Георгиевич.
Отдельная часть творчества Валерия Георгиевича - изображения животных. На снимках они очень живые, со своими эмоциями, совершенно не обращающие внимания на человека рядом. В альбоме есть чудесные фотографии лисиц и маленьких лисят.
- Когда снимал лисиц – набросал рыбки и ждал. Мама поела, накормила детей и вывела их погулять. Я обрадовался и начал снимать. Лисята начали кувыркаться, резвиться, и не обращали на меня внимания. Вот так получились эти кадры, - рассказывает Валерий Остриков.
Есть в альбоме милый снимок пушистых неоперившихся птенцов чаек.
- Я залез на крышу краеведческого музея, а там – птенцы. Красота! Как не снять такое чудо, -делится он.
«Магаданское лето» - фотография отдыхающих на льдине чаек. Это зрелище близко северянам, которые могут загорать на фоне тающего снега.
Особое отношение у фотохудожника – к обработке снимков.
- Фотографии, на мой взгляд, можно лишь немного обрабатывать, но чтобы не искорежить кадр. Нужно понимать, какую долю привнести, чтобы это не было искажением природы, - считает он.
Сам он иногда пользуется способом обработки фотографий методом Ортона — это придает изображению мягкость и сказочность, создавая эффект пленки или живописи, создавая необходимый объем и сказочная картинка.
- Эффекты придают снимкам сочность и привлекательность. Это зависит от сюжета. Снимок нужно рассматривать и понимать его содержание. Я не умею рисовать. Художник пишет картины красками, я создаю фотоэтюды, - делится Валерий Остриков.
С удовольствием он вспоминает фотографию «Дыхание Севера». Она была сделана во времена расцвета фотоклуба и достойна быть иллюстрацией к какой-нибудь хорошей книге. Она не похожа на снимок, можно подумать, что это постаралась рука художника.
- В клубе была своя лаборатория. Я делал отпечатки деревьев, и то, что казалось неудачным, складывал рядом на решетке. Но, когда включил свет, увидел, что фотобумага засвечивается, проявитель стекает и получается такой эффект замытости. Тогда я стал засвечивать незакрепленный отпечаток, переснял, и получился оригинальный снимок, - говорит он.
Сегодня Валерий Остриков продолжает снимать ледниковые озера, забираться на вершины сопок, дарить зрителям фотографии овцебыков и горных баранов острова Завьялова, бегущих собачьих упряжек на этнофестивале «Дзялбу». Валерию Георгиевичу одинаково удаются и городские репортажи, и морские пейзажи, и снимки диких животных, и портреты. В поисках хорошей натуры он много путешествует с друзьями - Сергеем Маймистовым, с Артуром Мухаметовым, ездит по районам.
А мы желаем ему долгих лет, здоровья, неиссякаемого вдохновения и еще много неповторимых фотографий, которые каждый раз открывают для нас край, в котором мы живем.
Ольга Лопатникова. Фото: Валерий Остриков, Сергей Маймистов