Валерий Остриков: Спустя несколько десятилетий, мне так же интересно заниматься фотографией, изучать ее, этот процесс бесконечен.



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Главное богатство Колымы – ее люди и неповторимая природа. Магаданская область очень молода и многие, на чьих глазах она росла и развивалась, находятся с нами и до сих пор несут в себе часть той романтики освоения Севера, о который пишут книги и снимают фильмы. Это не только геологи-первопроходцы, строители первых капитальных зданий, летчики и моряки. Это и те, кто сохранил для нас самые яркие моменты жизни на Севере в фотографиях и воспоминаниях. Они помогают нам ощутить себя частью колымского братства и общей судьбы.

Один из таких людей – член Русского географического общества и Союза фотохудожников России Валерий Георгиевич Остриков. Нет события в Магадане, где бы ни появился этот невысокий уже немолодой человек с яркими светлыми глазами, который с добрым прищуром всматривается в объектив фотоаппарата.

Валерий Остриков: Спустя несколько десятилетий, мне так же интересно заниматься фотографией, изучать ее, этот процесс бесконечен.


Это – один из самых известных фотохудожников в Магадане. Он неизменно вежлив и улыбчив, всегда рад видеть знакомых, а их у него – больше чем полгорода. Предельно тактичный в жизни человек с негромким голосом и обезоруживающей улыбкой, он так же подходит и к предмету своих съемок, ищет смысл в каждом снимке, гармонию, свою тональность. Каждая его фотография – это маленький фильм в моменте, и потому их можно рассматривать раз за разом. Он умело передает в них свое бережное отношение к миру и всему живому.



Он сам – это история Колымы в настоящем. Родился 17 октября 1952 года в г. Партизанске в Приморье, провел детство в Брянской области.

В Магадан он приехал в 1965 году с мамой, - она долгое время проработала в тресте «Магадангорстрой». Фотографией Валерий заинтересовался в юные годы, увидев фотоаппарат у знакомого подростка, а потом и у него самого появилась «Смена-8». Начал заниматься в кружке в Доме пионеров. В восьмом классе получил профессию киномеханика, работал в кинотеатре «Октябрь». Окончил Магаданский политехникум, отслужил в армии, а затем работал в типографии специалистом по изготовлению клише. Первые снимки Валерия Острикова публиковались в местных газетах еще в 1975 году.



Его заметили, и в 1977 году пригласили на студию телевидения фотокорреспондентом, а затем телеоператором. Там Валерий Георгиевич встретил будущую супругу, с которой они сочетались браком, потом родилась дочь, теперь в семье две внучки. В 2014 году он стал работать в пресс-службе мэрии.



Благодаря командировкам Валерий Остриков объехал каждый уголок Магаданской области и Чукотки, чтобы показать зрителям колымские поселки, артели и рудники, масштабные стройки, потаенные уголки природы, праздники и обыденность, неповторимые лица покорителей Колымы, удивительную культуру коренных малочисленных народов Севера. Его объектив запечатлел и величественные ледоколы, работающие в Охотском море, и укрощение стихии при строительстве Колымской ГЭС и открытии Билибинской АЭС. Он показывает жизнь Севера, как она есть, и, с другой стороны, позволяет видеть ее более значимой и прекрасной, чем кажется, когда проживаешь ее сам изо дня в день.



29 сентября 1978 года на базе фотосекции Магаданского правления Союза журналистов СССР возник областной фотоклуб «Магадан». За успехи в развитии любительского фотоискусства ему позже было присвоено звание народного. Он объединил таких будущих мастеров, как Василий Шумков, Сергей Бурасовский, Сергей Маймистов, Игорь Гордин, и Асир Сандлер, Игорь Симонов, Расул Месягутов, Олег Паршин, Василий Свириденко, Анатолий Котляров, Михаил Чепелов, и, конечно, Валерий Остриков. В 2023 году клубу исполнилось 45 лет.




- Когда была создана народная фотостудия «Магадан», ее возглавил Василий Шумков. В студию приходило много людей, которые интересовались любительской фотосъемкой. Немало тех, кто позже кто выбрал профессию фотографа, - вспоминает Валерий Остриков. - Мы стояли у истоков фотолюбительского движения на Колыме. Нам все было интересно: мы познавали азы фотодела, учились друг у друга, делились советами, подсказывали. Часто проводили внутренние клубные конкурсы: выбирали тему, к примеру, «Окна города», и через неделю представляли по несколько снимков, и сами вручали призы на собранные членами клуба деньги. Лучшие фото выбирали по номерам, не зная, кто автор, по большинству голосов.



Клуб заседал по пятницам. Мы ждали этих собраний, готовились, в те годы в Магадане творчество просто бурлило. Сейчас кажется, что эти работы, может быть, наивные, но они очень теплые и добрые. Мы приглашали в фотостудию знаменитых людей, у нас был писатель Юрий Рытхэу, другие наши писатели и поэты, композиторы, работники культуры, строители – Герои социалистического труда, словом, бомонд того времени. Каждый год организовывали выставки во Дворце культуры профсоюзов и в краеведческом музее.

Мы были увлечены светописью, желанием уловить момент жизни в объективе. Сейчас техника уже другая, но любовь к своему делу осталась. Спустя несколько десятилетий, мне так же интересно заниматься фотографией, изучать ее, этот процесс бесконечен, ни один кадр невозможно повторить.



В марте 2024 года в Магадане состоялась презентация фотоальбома Валерия Острикова «Край заснеженного солнца», где собраны лучшие фотографии мастера за сорок лет. Он был выпущен в год 70-летия образования Магаданской области и 45-летия народного фотоклуба «Магадан» издательством «Охотник» на средства Правительства Магаданской области. Содействие в издании фотоальбома оказали губернатор Сергей Носов, заместитель председателя правительства Магаданской области Максим Бродкин, министр внутренней информационной и молодежной политики Яна Ружанская.

Кроме снимков, в альбоме опубликованы воспоминания друзей-фотохудожников, магаданцев бывших и нынешних. Фотографии интересны и взрослым, и детям – последним, в том числе, и потому, что в альбоме множество изображений птиц и животных в дикой природе.

- Я хотел показать зрителям, с чего начиналось фотолюбительство в нашей области, как оно зарождалось в 80-х годах прошлого века. В альбоме представлены работы друзей, с которыми мы начинали, их отзывы и воспоминания, - делится Валерий Остриков. - Созданию альбома предшествовала долгая подготовка: нужно было отобрать лучшие снимки за сорок лет. Затем – сформировать макет, это тоже сложное дело, мы делали это с Павлом Ждановым. Это чрезвычайно сложно - правильно расположить, чтобы снимки сочетались друг с другом, но и очень интересно.



Сам он помнит много историй, связанных с самыми интересными фотографиями.

- Сложно досталась мне одна работа: черно-белая фотография «Эхо прошлого». На ней – стоящая на сопке железная кровать из лагеря «Бутыгычаг». Нас тогда было трое, мы выехали в небольшую однодневную экспедицию, - рассказывает Валерий Остриков. - Когда приехали к Бутыгычагу, был летний ясный день, стояла жара. Мы походили, поснимали остатки лагеря, и решили подняться наверх. Там заброшенные штольни и все остальное. Одеты, соответственно, все были по-летнему. Поднимались мы минут сорок-пятьдесят, и, когда почти добрались до вершины, неожиданно резко пошли туман и снег. Стало очень холодно. Мы замерзли в своих футболках. Меня поразило, какое же это злое место: как будто его специально выбрали, чтобы оно давило на человека. В ясный теплый день не прошло и часа, как погода резко изменилась. Наверху я успел сделать только два кадра, больше мы там находиться не смогли. И этот снимок кровати стал символом лагерей.

Многие, кто в нашей студии увидел эту фотографию, сказал, что после этого можно больше не ездить по местам заключения снимать «колючку», она везде одна и та же. А этот снимок показывает всю жуть, опасность, страх и тяжелую жизнь, связанную с теми временами.



Валерий Остриков – мастер черно-белых изображений, которые сейчас, что ни говори, уже редкость. В них он умеет передать яркость дня, оттенки растительности или кружевную легкость облаков. Фотография «Суровый край» передает и нежные краски бухты Нагаева, и нагромождение камней. «Яйца дракона» погружают в мистику этого места, «Прибой» передает кружево воды и хрустальные волны у берега.

Обращает на себя внимание художественный черно-белый снимок оленей, бегущих в глубоком снегу. Тогда Валерий Георгиевич находился в командировке на слете оленеводов на Чукотке, тогда же состоялись гонки на оленьих упряжках. И сейчас, глядя на этот снимок, кажется, что ощущаешь этот мороз, снег, дыхание животных и скорость летящих нарт. Он передает движение не хуже видеосъемки.

- Мы были воспитаны на фоторепортаже. Снимок должен был быть схвачен во время действия. Не просто природа, не просто море, а правильно выбранные свет, ракурс и история, которую рассказывает фотография, - делится мастер. – Кстати сказать, пленка у меня была не ограничена, лично для меня с этим проблемы не было. Наш знаменитый Расул Месягутов тогда был внештатным корреспондентом, его тоже много публиковали. А для любителей это были достаточные траты: пленка стоила 35 копеек, три пленки – рубль, это было уже существенно. Нужно было уметь выбрать «тот самый» кадр.




Одно из любимых мест съемки Валерия Острикова – телевышка. Не раз он залезал на нее, получив специальное разрешение. На башне есть одно большое кольцо посередине и одно поменьше сверху, - на них и стоял, снимая виды на столицу Колымы.

- Телепринцесса наша, - ласково говорит Валерий Георгиевич.

На другом фото – фрагмент телевышки и проспект Ленина. Оно снято с крыши бывшего «Детского мира». «Городской этюд» с часами на башне снят с крыши Центра культуры.

- В 55 лет как пацан лазал по крышам ради красивого кадра, - смеется фотограф.

«Золотой проспект» снят ранним утром, когда солнце поднимается над городом. Все спят, а фотограф уже работает. Снимать надо очень рано или очень поздно – в «золотой час». Обычное дело для художника – встать на рассвете и поехать снимать в «режимное» время. «Три брата» сняты вечером в «золотой час» и выглядят как самородки. Все зависит от того, как ляжет свет, от того, как мелькнет блик, будет создано настроение.



Валерий Остриков очень любит море. В любое время года там получаются интересные кадры. «Вдовушка» - самое благодатное место для съемок. Оно просто притягивает фотографов. Кто бы ни ехал мимо все останавливаются на Нюкле, чтобы запечатлеть мыс Дракона.

- Обожаю туман, он всегда дает неповторимый рисунок, помогает сделать картину волшебной, - улыбается Валерий Георгиевич.



Отдельная часть творчества Валерия Георгиевича - изображения животных. На снимках они очень живые, со своими эмоциями, совершенно не обращающие внимания на человека рядом. В альбоме есть чудесные фотографии лисиц и маленьких лисят.



- Когда снимал лисиц – набросал рыбки и ждал. Мама поела, накормила детей и вывела их погулять. Я обрадовался и начал снимать. Лисята начали кувыркаться, резвиться, и не обращали на меня внимания. Вот так получились эти кадры, - рассказывает Валерий Остриков.

Есть в альбоме милый снимок пушистых неоперившихся птенцов чаек.

- Я залез на крышу краеведческого музея, а там – птенцы. Красота! Как не снять такое чудо, -делится он.

«Магаданское лето» - фотография отдыхающих на льдине чаек. Это зрелище близко северянам, которые могут загорать на фоне тающего снега.

Особое отношение у фотохудожника – к обработке снимков.



- Фотографии, на мой взгляд, можно лишь немного обрабатывать, но чтобы не искорежить кадр. Нужно понимать, какую долю привнести, чтобы это не было искажением природы, - считает он.

Сам он иногда пользуется способом обработки фотографий методом Ортона — это придает изображению мягкость и сказочность, создавая эффект пленки или живописи, создавая необходимый объем и сказочная картинка.


- Эффекты придают снимкам сочность и привлекательность. Это зависит от сюжета. Снимок нужно рассматривать и понимать его содержание. Я не умею рисовать. Художник пишет картины красками, я создаю фотоэтюды, - делится Валерий Остриков.



С удовольствием он вспоминает фотографию «Дыхание Севера». Она была сделана во времена расцвета фотоклуба и достойна быть иллюстрацией к какой-нибудь хорошей книге. Она не похожа на снимок, можно подумать, что это постаралась рука художника.

- В клубе была своя лаборатория. Я делал отпечатки деревьев, и то, что казалось неудачным, складывал рядом на решетке. Но, когда включил свет, увидел, что фотобумага засвечивается, проявитель стекает и получается такой эффект замытости. Тогда я стал засвечивать незакрепленный отпечаток, переснял, и получился оригинальный снимок, - говорит он.



Сегодня Валерий Остриков продолжает снимать ледниковые озера, забираться на вершины сопок, дарить зрителям фотографии овцебыков и горных баранов острова Завьялова, бегущих собачьих упряжек на этнофестивале «Дзялбу». Валерию Георгиевичу одинаково удаются и городские репортажи, и морские пейзажи, и снимки диких животных, и портреты. В поисках хорошей натуры он много путешествует с друзьями - Сергеем Маймистовым, с Артуром Мухаметовым, ездит по районам.




А мы желаем ему долгих лет, здоровья, неиссякаемого вдохновения и еще много неповторимых фотографий, которые каждый раз открывают для нас край, в котором мы живем.
Ольга Лопатникова. Фото: Валерий Остриков, Сергей Маймистов



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки