Константин Зеленский - о школе, истории и ура-патриотизме.
«ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО, ЧТОБЫ МОЙ УЧЕНИК НЕ ТОЛЬКО ЗНАЛ ПРЕДМЕТ, НО ЧТОБЫ ОН СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, У КОТОРОГО БУДУТ ПРАВИЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ», - ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МАГАДАНСКОЙ ГИМНАЗИИ № 13 КОНСТАНТИН ЗЕЛЕНСКИЙ. В ШКОЛЕ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ВТОРОЙ ГОД, НО УЖЕ ЗАВОЕВАЛ ЛЮБОВЬ ДЕТЕЙ, УВАЖЕНИЕ ИХ РОДИТЕЛЕЙ И КОЛЛЕГ.
ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ
- Константин, родители ваших учеников очень довольны, что такой учитель появился у детей, потому что дети за вами ходят, дети вас любят, вы их водите в походы, устраиваете праздники…
- Да, стараемся, делаем велопрогулки разные, собираемся вместе, играем..
- Здорово, конечно. Наверное, нашли свое призвание?
- Не могу сказать, вижу ли я себя в этой системе лет через 20, но, по крайней мере, сейчас чувствую себя полностью удовлетворенным и счастливым человеком, который находится на своем месте. И если у меня это получается, если я сам получаю от этого удовольствие, если я вижу, что детям хорошо, значит пускай на этот момент это мое призвание. Конечно, пока я не признан профессиональным сообществом, я не имею наград… Но вот этот рисунок на доске (на доске в обрамлении забавных фигурок детской рукой выведено: «Константин Владимирович, мы вас любим!» - О. К.) уже может свидетельствовать, что у нас с детьми есть тесная нить взаимопонимания. Дети, действительно, ко мне тянутся, и мы с ними можем общаться не только на учебные темы, но и на личные, можем пофилософствовать, порассуждать…
- О любви, например…
- Вопросы разные бывают. У старшеклассников они связаны с профессиональным самоопределением, с выбором жизненного пути, ребята помладше на личные темы задают вопросы, да, и о первой любви, как это было у меня, и т. д. Когда у ребенка появляется интерес или проблема, важно не оставить его одного. Потому что, оставив его одного, ты как учитель можешь не состояться. Быть учителем - это больше, чем просто провести урок.
- А без чего учителю не состояться? Без чего не завоевать уважение детей?
- Нужно быть постоянно интересным, показывать, что ты в этой жизни чего-то достиг, что-то умеешь, и у тебя можно чему-то поучиться. Я увлекаюсь баскетболом, мы можем поиграть. Я люблю кататься на велосипеде, и частенько мы летом катались на велосипедах, тоже я этому обучал. Или у меня такое есть хобби - я люблю устно быстро считать, и мы, когда собираемся, играем и на эти темы. Я люблю настольные игры… И опять же через свои интересы я даю понять детям, что ты живой человек, что у тебя есть увлечения, мысли, мечты.
И, конечно, самое мое главное правило, которое я никогда не нарушаю, - всегда улыбаться. Дети приходят к тебе на урок, и это их маленький праздник, наш маленький праздник. Что бы ни творилось в душе, они никогда не должны видеть твою тоскливую физиономию. Потому что от того, как ты начнешь урок, какое задашь настроение, очень многое зависит. Если ты зашел в класс бодрый, эмоциональный, дети уже не могут скучать и спать на уроке.
ИСТОРИЯ СВЕРШЕНИЙ
- Константин, вас школяры любят, а ваш предмет?
- Знаете, у меня получается такое интересное явление: я начинаю влюблять в предмет через симпатию к себе. Не все любят историю, но за счет того, что они уважительно относятся ко мне, они уважают и мой предмет. Они, может быть, не хотят расстраивать меня как человека, и поэтому где-то через силу готовятся. С другой стороны, история - это не только даты, не только имена. Когда учитель так подает, никакой любви не будет. История - это то, что интересное было раньше, с целями, достижениями, свершениями. И когда ты можешь об этом ярко, красиво рассказать, можно пробудить интерес даже к самым нудным темам. Не всегда получается, честно скажу, но я к этому стремлюсь. Главное, не ограничиваться просто учебником и быть искренним.
- Сегодня такая патриотическая волна идет в стране… Затронула она детей, пробудила интерес к прошлому?
- Патриотическая волна, которая идет, иногда, честно говоря, пугает, потому что внушается такой ура-патриотизм, не всегда основанный на фактах. Такого в своей работе я стараюсь избегать. Конечно, я говорю о достижениях России, но я должен объективно говорить, где Россия, быть может, была неправа, где могут быть какие-то огрехи. И когда ребенок задает провокационные, неудобные вопросы, я все равно стараюсь выслушать и понять, почему он так думает. Для меня нет такого - что история есть одна, и она не подлежит обсуждению. Она разная, вернее, каждый может понимать ее по-разному, главное, чтобы твоя точка зрения не унижала личность людей и была аргументирована.
А что касается патриотизма, то, если сравнивать с моим поколением, я чувствую, что дети стали более уважительно относиться к России. И если к прошлому они еще могут оставаться безучастными, то современность, то, что происходит сегодня, их живо волнует.
- И какие события волнуют юные умы?
- У нас бывают дискуссии по украинскому конфликту, оценки детей могут быть разными, и если у них есть своя точка зрения, почему я должен им диктовать, как им надо думать? Обсуждали мы и избирательную кампанию, дети рассказывали, какие они увидели, может быть, не самые приятные моменты этой кампании. Обсуждали тему однополых браков, дискутировали о роли мужчины и женщины в современном мире…
ЕДИНЫЙ, НЕДЕЛИМЫЙ
- Отрадно слышать, что дети дискутируют, задают неудобные вопросы. Потому что чаще приходится слышать иное: не умеют мыслить, анализировать...
- Знаете, когда я учился в школе, то же самое говорили о моем поколении… По-моему, самое главное, что дети небезразличны. Человек может что-то не знать, это не страшно, но если ему все равно, это гораздо страшнее. Нашим детям не все равно: они размышляют, сопереживают, и это заставляет меня верить в то, что наша страна не пропадет. Во всяком случае, глядя на детей, мне за будущее России не страшно.
Вообще, для меня важно, чтобы мой ученик не только знал предмет, но чтобы он стал человеком с большой буквы, у которого будут правильные жизненные ориентиры. Для этого совсем необязательно учиться только на пятерки. Почему, если человек не умеет писать сочинение, на нем нужно ставить клеймо неудачника? Это примитивно и глупо. Учение когда-то закончится, ребенок выйдет в общество. А каким он будет для общества - полезным или бесполезным, это уже зависит от того, к чему он стремился, и как на это влияла школа. И я не считаю, что в школе происходят какие-то процессы, которые разваливают образование. Напротив, я вижу, что внимание государства сегодня к школе колоссально.
- Государство вот озаботилось качеством учебников истории. Царила анархия, теперь вводится единый учебник. Это хорошо, по-вашему?
- Да, наконец-то ввели единый учебник истории, наша школа, насколько я знаю, переходит на него в будущем году. Такой учебник позволит создать единое образовательное пространство, и это правильно. Мы не можем себе позволить множество толкований истории, потому что страна большая и многонациональная, со своими неудобными моментами - какая-то официальная точка зрения должна быть. При этом новая концепция строится на том, что ребенку дается информация, и на основании фактов он вправе сделать свои выводы. И в этом я вижу ее главное достижение. Нельзя говорить о каком-то правителе или режиме однозначно, иначе есть риск превратиться в диктаторов и подавить у ребенка импульс к саморазвитию.
ДЕНЬГИ - НЕ ГЛАВНОЕ
- Почему все-таки школа? Что повлияло на ваш выбор?
- Очень часто этот вопрос задают, и я отвечаю на него с трех позиций. Во-первых, общаясь с ребятами, которые закончили вуз и пошли в школу, мне всегда было интересно, как они готовятся к урокам, как поступают в той или иной ситуации. И мне всегда казалось, что я могу сделать интереснее, лучше. Второй момент - я осознал, что работа в школе - очень ответственная в плане за наше будущее. Это та самая конкретная работа, которая позволяет тебе взять ответственность, пускай не за всю Россию, но за ее маленькую часть. И таким образом я решил проявить свою гражданскую позицию. Ну и, конечно, началась сильная поддержка со стороны государства в материальном плане, профессия учителя стала более престижной. Это тоже сыграло не последнюю роль.
- Молодежь, однако, неохотно идет в школу…
- Что не все идут в школу, я считаю, это даже плюс. Потому что учителем может работать не каждый. Конечно, учитывая современные технологии, составить конспект и дать урок несложно, но детям нужно отдавать время, душу, а это подвиг, на который еще надо решиться. И если руководствоваться только материальными интересами, долго в школе не протянешь. Ты не будешь заряжать детей эмоциями, и сам в конце концов эмоционально выгоришь. И я не согласен с вами, что молодые не идут в школу. Мне кажется, наоборот. Даже по 13-й гимназии могу сказать, что у нас только в этом году пришли 4 молодых специалиста. Конечно, сразу обновить кадровый состав не получится, этого и не нужно. Школа не может держаться только на молодых, она погрузится в хаос.
- А материальные стимулы насколько серьезны?
- Последняя зарплата, которую я получал в мае, - 45 тысяч, а у меня всего 1,5 года стажа и нет категории. И я больше чем уверен, что те молодые люди, которые хотят работать и прикладывают к этому усилия, никогда не останутся обделенными в плане поощрения.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ