Елена Павленко стала лауреатом конкурса «Самый классный классный»
По традиции городской конкурс «Педагог года - 2015» прошел в Магадане в феврале. За это высокое звание боролись 13 преподавателей в трех номинациях, в том числе и четыре участника в номинации «Самый классный классный». Лауреатом стала Елена Ивановна Павленко - учитель начальных классов магаданской школы № 18 и Центра дистанционного обучения детей-инвалидов, созданного на базе этой школы.
Корреспондент «КП» побеседовала с этим нестандартным учителем и человеком.
Обожает море!
- Елена Ивановна, давно ли вы в Магадане, и чем привлек наш город?
- Живу я в Магадане 10 лет. Приехала сюда в 2005 году, потом снова уезжала на полгода, но все-таки поняла, что Магадан - это тот город, где я и должна жить всегда. Вернулась. Мне здесь абсолютно все понравилось - и климат, и люди, и природа. Просто влюбилась в этот город! Я вообще не люблю жару. И обожаю море! Мы специально купили квартиру с видом на море.
Как только мы приехали, я сразу же пошла работать в 18-ю школу. Это было летом, все вокруг красивое, зеленое, уютное. Взяла все свои дипломы и пошла к директору Валентине Михайловне Симоновой, она очень помогала мне все эти годы. Мне сразу дали первый класс, и еще я стала педагогом-организатором. Сейчас я взяла третий набор детей, снова первоклашек.
- Наверное, ваша любовь к детям идет из семьи? Были ли в роду учителя?
- Конечно, это мое призвание. Я - педагог… В детстве я еще не знала этого слова и говорила всем: «Когда я вырасту, буду учителем». Все мои родные были учителями. Так что я из династии педагогов. С ранних лет я наблюдала их бесконечные хлопоты: тетради, картинки, подготовку к урокам и мероприятиям, но всегда я видела их горящие глаза, счастливые лица, неутомимую энергию и никакого намека на усталость. Мне казалось, что эта профессия - главная в жизни и ничего прекраснее и интереснее быть не может.
В начальных классах мне повезло: меня учила самая лучшая в мире учительница - Элла Эмильевна Корке. Она никогда не повышала голоса, дети всегда ее слушали и слышали. Разумеется, такой пример педагогического мастерства не мог не оказать на меня воздействия.
Играет на виолончели!
- Мне вообще в жизни всегда везло! Я встретила в школе замечательного опытного педагога - Галину Сагидулловну Мажитову. Она разглядела во мне учителя начальных классов и сказала: «Это твое, пробуй, учись, но музыку бросать не вздумай».
- Вы сказали «все свои дипломы». У вас несколько образований?
- Вообще, по первой профессии я преподаватель музыкальной школы и артист симфонического оркестра по классу виолончели (смеется). Затем окончила гуманитарный колледж и Павлодарский госуниверситет (учитель начальных классов). За 19 лет работы в школе была педагогом-организатором, учителем музыки и начальных классов. Имею высшую квалификационную категорию. Председатель методического объединения учителей начальных классов. 7 лет была редактором школьных газет «На Планете Чудес» и «Большая перемена».
- Ничего себе, вы играете на виолончели! Такого инструмента нет даже в нашем театре!
- Играю (смеется). Да, меня уже неодно-кратно приглашали и в театр, и в оркестры, и в Колледж искусств. Я уже посвятила себя педагогике, но мне в жизни помогает все, чему я научилась в детстве и молодости, и музыка в первую очередь. Ничего в жизни не бывает зря.
- А правда, что вы с детьми поете на уроках?
- Да! Мы поем, и очень много поем. Мое музыкальное образование помогает мне театрально срежиссировать урок. Например, для проекта «Новая библиотека. Читающая школа» мы пели школьный гимн, который я написала. Каждый класс выбирал книгу, представлял ее и рекламировал.
Детей не обманывает!
- Как же можно заинтересовать ребенка, мотивировать его к обучению?
- Для этого сам учитель должен быть личностью, творческим человеком, он должен многое уметь и знать, интересоваться проблемами детей, и тогда получится. Потому что дети фальшь чувствуют сразу, их не обманешь. И если они чувствуют, что я живу их жизнью, я с ними на одной волне, тогда будет и взаимный интерес, и любовь, и уважение, и все на свете будет! Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Его задача - определить предназначение каждого ребенка, помочь ему раскрыть в себе способности, данные свыше.
- А в вашей семье есть педагоги?
- Муж у меня инструктор по вождению, тоже похожая профессия (смеется). Сын - охранник в горной компании. Тоже любят Магадан. Люблю маму, которая живет далеко, и мы ездим друг к другу в гости. Люблю заниматься домашним хозяйством, создавать уют. Я счастлива, что у меня замечательная семья, родные. Это тоже очень важно для учителя. И есть еще близкие друзья и очень хорошие знакомые, которые очень нам помогали первое время, благодаря которым я и осталась здесь.
С каждым годом все больше убеждаюсь: учить необходимо радости. Через радость ребенок будет стремиться получить знания, которыми он может поделиться с окружающими. А для этого учителю нужно быть честным, искренним, не допускать обиды и гнева. Каждое слово, обращенное к детям, должно быть согрето чувствами учителя, исключая пустоту и случайность. Я - педагог. Теперь я говорю это уверенно, гордо.
Выращивает фиалки!
- У вас есть увлечения?
- Музыка, гуппи, разведение фиалок, кулинария, вышивание крестиком. Вот видите, у меня в кабинете фиалки - моя страсть. Люблю читать. Произведения А.П. Гайдара, А.С. Пушкина, М.А. Булгакова, А. Дюма и другие. В разные периоды литературные пристрастия менялись.
- А что было самым трудным в конкурсе «Самый классный классный»?
- Стол образовательных политиков. Потому что все-таки теория - это одно, а мы - практики. И точки зрения не всегда совпадают. Но это нормально. Это был третий, заключительный этап, все настолько устали… А на семинаре я взяла свою любимую тему «Развитие творческих способностей у учащихся». Когда я давала классный час в 30-й гимназии, то объединила творчество и патриотизм в теме «Россия - мы дети твои». Получился такой яркий, интересный урок, дети с удовольствием отвечали на вопросы, играли, были очень активны. Я использовала там деревянные ложки, бубны.
Я очень благодарна своей команде педагогов за участие, за поддержку, за бессонные ночи. Мои коллеги школы - самые лучшие! И я очень благодарна участникам конкурса, с которыми мы очень сдружились и общаемся до сих пор.
18 апреля начинается областной конкурс «Педагог года-2015». Я желаю коллегам победы, я верю в них, у них все получится!
Наталья АЛЕКСЕЕВА