Как два поселка "родили" Ленина
Задолго до того, как столица Колымы получила официальный статус города, она состояла из двух поселков. Более 70 лет назад вдоль речки Магаданки разместился поселок Магадан, а первые деревянные домики на побережье бухты называли поселком Нагаево. К слову, наш город сейчас вполне мог значиться на картах, как Нагаев. Но так случилось, но поселение вдоль речки Магаданки, первые жители почти сразу стали называть | городком. Слова превратились в дело 14 июля 1939 года, когда Указом президиума Верховного Совета РСФСР поселок Магадан был переведен в ранг городов Российской Федерации. А, глядя сейчас на Нагаевский микрорайон Магадана, состоящий наполовину из частного сектора, к сожалению, констатируешь. как был поселком, так и остался.
Но вернемся к рождению улицы Ленина. В самом начале 1930-х годов поселения Нагаево и Магадан уже имели транспортное сообщение - полноценную грунтовую дорогу.
Постепенно ее удлиняли: до 33 км, до 90 км. И к ноябрю 1933 года автомобили уже могли доставлять грузы вглубь области на 200 км. Межпоселковую грунтовку назвали Колымским шоссе. От нее и начинался отсчет самой длинной улицы мира - за речкой Магаданкой шоссе переходило в Колымскую трассу, которую ежегодно удлиняли на сотни километров. Как и город, тракт строили заключенные, отдавая стройке свои жизни.
Звание "самой длинной улицы" в 1951 году поменяло своего хозяина: начало Колымского шоссе переименовали в проспект Ленина. Это событие было данью "политической моде", так как в то время почти в
каждом городе СССР уже существовала улица имени вождя советского народа.
Автовокзальная фанера
Почетный номер один на улице Ленина сейчас принадлежит зданию автовокзала. В архиве управления архитектуры и градостроительства области сохранилась фотография первого, деревянного автовокзала Магадана. А построен он был в начале 1950-х годов, причем - из фанеры! Каждый день этот небольшой павильон "принимал" 10 междугородных автобусов и два маршрутных такси. За год фанерный вокзал обслуживал до 80 тысяч пассажиров. Пассажирские перевозки в Магадане росли с каждым годом, но при этом в автовокзале не было зала ожидания, камеры хранения и даже водопровода и туалета.
Чтобы исправить такое удручающее положение, в те годы управляющий автотрестом писал письма-просьбы во все инстанции. Главным же органом управления, который мог бы изменить ситуацию, был облисполком. Его председатель Г. Иваненко в июне 1960 года написал письмо в Госстрой РСФСР и получил из Москвы разрешение на строительство новенького городского автовокзала. И уже через год Дальстройпроект предложил местным властям свой проект.
Этого двухэтажного кирпичного красавца придумал архитектор Александр Лепковский. К сожалению, проекту такого занятного вокзала (г-образной формы) не суждено было материализоваться. По распоряжению начальника главного управления автохозяйства Сибири и Дальнего Востока автовокзал был построен не г-образной формы, а единым, компактным зданием. При этом площадь здания стала на 30% меньше, чем было в проекте А. Лепковского. И еще одна деталь: вокзал планировали построить из кирпича, а потом его оштукатурить и покрасить. Как сейчас видно, этого не произошло. Может быть, строителям понравился "голый" кирпичный вид вокзала, а может, так они сэкономили, ведь общая стоимость строительства составила более полумиллиона рублей (по старым, дореформенным советским ценам).
Пешеходы, пассажира и магаданские бичи
В 1982-м в СССР вышла в прокат комедия Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих". К слову, в те годы в Магадане было много кинотеатров, поэтому фильм посмотрел почти каждый горожанин. И после этого магаданцы, перефразируя название фильма, прозвали городской автовокзал - "вокзалом на троих", с на-меком, что на автовокзале можно выпить компанией. А на самом деле - потому что там постоянно ночевали бездомные алкоголики - магаданские бичи.
В 1970-е и начало 1980-х годов городской автовокзал по вечерам действительно напоминал собой ночлежку для бомжей, которые зимой заходили сюда погреться, поспать (и незаметно распить первача). Были и такие случаи, к примеру, когда студентам не хватало на бутылку, они надевали красные повязки на рукав и со словами "комсомольская дружина, проверка документов" входили в автовокзал и начинали "шмонать" бомжей. Насобирав необходимую сумму, удалялись в ближайший магазин.
Днем бичи разбредались по городу - по подвалам и колодцам, а на автовокзале об их былом присутствии свидетельствовал буквально смрад - стойкая вонь, которую не могла убить никакая хлорка.
"Снова ваш я, дорогие..."
Магаданские бичи - это тоже история Колымы. А стали они появляться в городе в послевоенные годы. Евгения Гинзбург, в своем романе "Крутой маршрут" описала обыденную картину Магадана 1940-х годов: на улице возле магазина номер один, как трупы валяются пьяные, среди которых немало женщин. А напивались они чистым спиртом, так как водку в те годы завозить на Колыму было нерентабельно. Работая в детском саду, Евгения Семеновна, видела, как дети часто играли в ролевые игры взрослых - в 1-й магазин Магадана - изображая пьяных, валяющихся у его дверей.
Известность нашим бичам на весь СССР принес Владимир Высоцкий в своей песне "Про речку Вачу": "...Снова ваш я, дорогие, магаданские, родные, незабвенные бичи!" Перед одним из концертов артист пояснял, что бичи - спившиеся моряки, которые постоянно мигрируют. "Бывшие интеллигентные люди" (такую расшифровку бомжам-алкоголикам дали "разработчики" блатного жаргона) на самом деле были трагедией для Магадана. Кто-то из них в прошлом действительно был образованным человеком, кто-то моряком или старателем. Но всех их объединяла болезнь - алкоголизм последних стадий. Одни их проклинали, другие жалели.
Бичи в Магадане старались всегда прятаться, т. к. в советские годы бомжа могли насильно упечь в специальную лечебницу для алкоголиков (к слову, одна из них располагалась недалеко от поселка Талая, и носила "коньячное" название - "Арарат"). К тому же, в Уголовном кодексе существовала определенная статья, по которой могли наказать за тунеядство. Вот и скрывались бичи по подвалам жилых домов и колодцам, при этом доставляя немало неудобств своим непьющим землякам.
Один из магаданцев, будучи в 1960-е годы второклассником, выносил мусор. Когда он высыпал ведро в мусорный бак, из него неожиданно вылез бомж.
Напугал ребенка, оставив его на всю жизнь заикой. А вот другой случай, который рассказал один из первостроителей Магадана. В 1970-х годах он получил из-за бичей перелом ног. Просто шел вечером с работы домой и провалился в открытый люк колодца, в котором готовился к ночлежке бомж. К слову, магаданские бичи любили ночевать в колодцах, но отопительные трубы в них нагревали воздух так сильно, что находиться в "яме" с закрытым люком было невозможно. Немало трагических случаев происходило при разрыве трубопровода, когда сонных и пьяных кипятком варило заживо.
В годы СССР власти Магадана несколько раз пытались очищать город от бомжей (а вместе с ними от цыган, которые также пытались обживаться в Магадане). Специальные рейды милиции вылавливали их по подвалам и вывозили в какой-нибудь поселок на Колымской трассе или пароходом на материк. Что удивительно, опустившийся от алкоголя человек может не терять своих профессиональных навыков. Поэтому, отчасти из жалости, отчасти из-за того, что невозможно работнику найти замену, коллектив какого-нибудь предприятия держал у себя в бригаде или на производстве опустившегося алкоголика - умелого стеклореза или каменщика. И конечно, оберегал его от рейдов милиции.