Аэропорты – важнейшие объекты для территории. Однако на Колыме в последние годы их реконструкция постоянно натыкается на проблемы.
В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» реконструкция аэропорта «Сокол» разбита на два этапа. Заказчик работ - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Первый этап завершился 1 апреля 2015 года, но работы были проведены с большими дефектами. На их устранение нужно 92 млн рублей, и непонятно, откуда их брать, потому что за счет своих средств заказчик может выполнить ремонты только на 15 млн рублей. К этому добавляются и допущенные ранее нарушения при реконструкции. Дело осложняется тем, что заказчик продолжает судиться с подрядчиком по взысканию неотработанного аванса и оплаты невыполненных обязательств – это больше 60 млн. рублей.
На второй этап планировалось 2777,5 млн рублей на 2015 - 2017 годы, но они не были включены в Федеральную адресную инвестиционную программу, потому что положительного заключения Главгосэкспертиза России по проектной документации не дала. Правительство Магаданской области даже гарантировало рефинансирование расходов по корректировке проекта на 13 с лишним миллионов рублей, если заказчик представит положительное заключение по проекту до 1 июня 2016 года. Но и это ситуацию не исправило.
Кроме того, 21 апреля 2016 года открытый конкурс на выполнение работ по устранению дефектов на покрытии ВПП, водосточно-дренажной сети и светосигнального оборудования не состоялся: не было участников. Вообще на Дальнем Востоке подрядчики массово не выходят на конкурсы по реконструкции аэропортов местного значения, потому что нет федеральных расценок на эти работы. Этот вопрос надо решать через Минстрой России.
Проект по второму этапу реконструкции аэропортового комплекса «Сокол» готовит «Дальаэропроект», завершить работу предприятие обещает до 18 августа 2016 года.
Владимир Печеный предложил перед проведением аукциона на производство самой реконструкции встретиться с региональными подрядчиками, чтобы настроить их на участие в торгах.
«Мы понимаем, что это аукцион, но у нас есть солидные подрядные организации, которые гарантированно могут выполнять такие работы. Подрядчики должны знать их объем и прочие нюансы», - считает он.
«Считаю ситуацию крайне важной и не терпящей затягивания, с учетом того, что работы надо вести летом, а оно короткое. Часть их нужно успеть в этом году. И еще: в Якутии с учетом расширения границ города началось обводнение аэропорта. Поэтому в Магаданской области надо сделать водоотведение от поселков», - заметил замглавы Росавиации Константин Махов.
Работы по реконструкции аэропортов «Сеймчан» и «Северо-Эвенск» тоже застопорились из-за некачественной проектной документации. В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», за счет средств федерального бюджета предусмотрена реконструкция аэропорта в Северо-Эвенске на сумму больше 1902 млн. рублей и аэропорта «Сеймчан» на сумму 1713 млн. рублей.
Заказчиком выступает Росавиация, застройщиком - Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера». Последнее еще в 2014 году заключил госконтракты на выполнение проектных работ, и они до сих пор не сделаны. Проект реконструкции аэропорта «Северо-Эвенск» корректируется.
Заместитель гендиректора «Администрации гражданских аэропортов (аэродромов)» Михаил Захаров поделился, что сейчас проектировщик уже собрал данные всех инженерно-геологических изысканий, сделал прогноз изменений геологических условий, провел дообследование зданий и сооружений, подлежащих реконструкции, и система электроснабжения. Проект реконструкции разбит на два этапа: первый включает ремонт ВВП, ограждений, сигнального оборудования, зданий аэропорта. Вторая очередь касается реконструкции ССТ, рулежных дорожек, перрона. На экспертизу документы будут направлены 10 июня. заключение Госэкспертизы ожидается до 10 июля 2016 года.
А по аэропорту «Сеймчан» договор с проектировщиком расторгнут, и нужно проводить новые торги. Можно было бы сделать проект за оставшиеся деньги, но Главгосэкспертиза может рассмотреть его, только если деньги будут обозначены в федеральной программе. Первый заместитель гендиректора ФКП «Аэропорты Севера» Олег Александров рассказал, что предприятием в адрес Росавиации направлено письмо о выделении финансирования для завершения проектных работ по сеймчанскому аэропорту.
Начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Анатолий Пчелин предложил такой вариант: так как по программе Развития транспортной системы России наметилась некоторая экономия, можно попытаться перебросить эти средства на указанные проектные работы. По его словам, такое предложение уже направлено в Минвостокразвития.
Привлечение инвесторов для финансирования реконструкции аэропорта также невозможно, поэтому Правительство Магаданской области также обратилось в Минвостокразвития, чтобы рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета для завершения проектирования.
Губернатор пообещал, со своей стороны, приложить все усилия, чтобы сохранить аэропорт «Сеймчан» как важную составляющую региональной сети.
«Я готов работать на федеральном уровне. Но нужно решить вопрос с возвращением этих объектов в программу развития транспортной системы России, тем более что концепция ФЦП «Развитие Дальнего востока и Байкальского края» меняется в сторону поддержки инвестпроектов и территорий опережающего развития. Надо будет искать федеральные источники финансирования, - заметил глава региона Владимир Печеный. - Мы просим также Минтранс России решить вопрос по определению источника финансирования и по определению всего объема финансирования работ по устранению дефектов в аэропорту «Сокол».
Все прекрасно понимают, что для нас аэропорт – это все. Мы предлагаем Минтрансу и Росавиации завершить в 2016 году корректировку проектной документации второго этапа его реконструкции для получения положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» и последующего восстановления бюджетных ассигнований реконструкции в размере 2777,5 млн. рублей. Нельзя допустить, чтобы нынешняя ситуация стала критической. Возможности выйти из нее есть. Реконструкция будет обязательно продолжена».