10 лет-пробыв уникальным!
Напомним молодому поколению горожан - Магадан получил статус города 14 июля 1939 года. А до этого он почти десятилетие был поселком. Зато каким! Высокопоставленные советские чиновники вполне могли сделать Магадан городом намного раньше, так как центр Колымы, расположенный на тридцати улицах (!), к середине 1930-х годов уже имел железную дорогу-узкоколейку, электростанцию, водопровод и канализацию, кинотеатры, больницы, собственную типографию, музей и парк культуры и отдыха.
Всех журналистов центральных газет, командированных на Колыму в те годы, удивляло, что Магадан за несколько лет из трех-четырех деревянных домов превратился в полноценный городок, где в жилых домах есть даже радиоточки! И они писали в газетах о Магадане только как о городе. В те годы гостил у нас один из авторов "12 стульев" и "Золотого теленка" - Евгений Петров. Писатель по возвращении в Москву не мог скрыть своего восхищения темпами строительства города-младенца. Говоря т, под впечатлением даже сожалел, что в романах об Остапе Бендере не отправил (вместе со своим соавтором Ильей Ильфом) "сына лейтенанта Шмидта" на Колыму искать золото.
К 1939 году, когда Магадан официально признали городом, столица Колымского округа получила собственный театр, первые каменные многоэтажные дома (ныне - здания на углу ул. Пушкина и Ленина, а также дома по красной линии магазина "Адмирал"). Также были построены часть корпусов больничного городка и одно из самых известных по фотоснимкам жилое здание, где сейчас расположены главные городские часы. Вовсю работали бетонный и магаданский авторемонтный заводы. На Марчекане - собирали полноценные пароходы, в районе Веселой - выдавал свою продукцию рыбозавод. Магаданскую первую школу, четырехэтажное кирпичное здание, тоже построили в конце 1930-х. Все это появилось в городе за каких-то десять лет, начиная с лета 1929 года, когда на необжитый берег бухты Нагаева высадились строители первых брусчатых домиков - школы, больницы и ветеринарного пункта.
К своему официальному десятилетию, в 1949 году, Магадан прошел тяжелое испытание - Великую Отечественную войну. Все военные годы магаданцы жили буквально с девизом: "Все для фронта, все для победы". Мало кого из горожан отпускали добровольцем на фронт. Стране нужно было золото, чтобы рассчитываться им но ленд-лизу: за американские самолет ы, продукты питания, одежду и др. Поэтому в 1940-х Магадан работал на обеспечение золотодобывающей промышленности. Были построены ватная фабрика, кожевенный и стекольный заводы. Последний наладил выпуск автомобильных фар, стаканов, посуды и, в огромном количестве, оконного стекла. Одежду, обувь для рабочих, старателей и заключенных, лотки, промприборы, газогенераторные установки, сотни тонн серной кислоты и многое другое производил молодой город в экстремальных климатических условиях.
Несмотря на войну, город рос. С 1944-го в Магадане приступили ко второму этапу застройки улицы Ленина. Строили жилые дома поточноскоростным методом. А свое 10-летие в 1949 году столица Колымы встретила с новым кинотеатром "Горняк" и новой улицей - за месяц до Дня города улицу 1-ю Ново-Магаданскую переименовали в улицу Пушкина.
20 лет - добро пожаловать в столицу
Свое 20-летие в 1959-м Магадан встретил в новом статусе. Весной 1953 года умер Сталин, идейный вдохновитель Дальстроя - полувоенной организации, которая с момента зарождения Магадана управляла всей Колымой.
В декабре того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР из территории Дальстроя образована Магаданская область. Соответственно, наш город стал областным центром - столицей Колымы.
В период своего двадцатилетия Магадан получил свои неофициальные символы. Первый из них - башенка со шпилем, которая выросла в середине 1950-х годов вместе с домами по улице Портовой. Второй - телевизионная мачта, которую горожане называют магаданской-эйфелевой. Ее смонтировали на Комсомольской площади всего за одну ночь (в июне 1957 г.)
В это же десятилетие построили гостиницу "Магадан", Дворец спорта и Городской стадион. В юбилейный для города год магаданцы впервые смогли увидеть по телевизору (пока еще в записи) первомайскую демонстрацию столицы Колымы, Магаданский пищекомбинат стал выпускать желейный мармелад, на Портовой открыли ателье индивидуального пошива, а на Ленина - новую обувную мастерскую. На празднование Дня города в Магадан приехал выпускник магаданской первой школы, известный советский поэт Сергей Наровчатов.
30 лет-растем!
С 20 до 25 лет Магадан активно рос. Население города за одну пятилетку выросло больше, чем на 10 тысяч человек. Когда город в 1964 году отмечал свое 25-летие, его население составляло уже более 70 тысяч горожан. Как описывал Магадан тех лет краевед Александр Козлов, в столице Колымы в середине 1960- х работали 16 библиотек, 15 клубов, музыкальная школа, 24 средние школы (с 11-ю тысячами юных магаданцев), пединститут, политехникум, 6 поликлиник и 8 больниц. В течение следующих пяти лет население города только росло. И достигло к 1969-му юбилейному году 85 тысяч человек.
Свое 30-летие Магадан встретил вполне "взрослым", не уступающим ничем другим молодым советским городам - протяженность его улиц достигла 100 километров! Кроме этого, гордостью столицы Колымы стал недавно построенный Дом радио, плавательный бассейн и, конечно, - огромный универмаг, который, по одной из версий, назвали "Восходом" в честь первых советских космических кораблей, названия которых "гремели" на весь СССР, на весь мир - "Восход" и "Восход-2".
И еще пара фактов. В связи с 30- летием города в мае 1969-го Магаданский Совет депутатов утвердил звание "Почетный гражданин города Магадана". А в ноябре юбилейного года на углу улиц Ленина и Пролетарской открыли автовокзал. Двухэтажное кирпичное здание пришло на смену... фанерному, где, как заверяют старожилы, не было даже туалета.
40 лет-с магаданским пивом
"В Магадане в 2000 году будет жить 150 тысяч человек", - из такого расчета в 1974 году был утвержден новый генеральный план города. Его разработчики - архитекторы института Ленгрипрогор запланировали застроить Магадан пяти, семи, девяти- и шест-надцатиэтажными домами. Из этого "высотного" плана, увы, не было построено ни одной 16-этажки. Зато семиэтажные в 1970-х (и девятиэтажные - в 1980-х) в городе появились. Высотные дома с магазинами "Мелодия" и "Цветы" сдали жилфонду во второй половине 1970-х.
Важное событие этого десятилетия для Магадана: на 56-м км основной трассы торжественно открыли аэропорт. К слову, взлетно-посадочную полосу строители возвели в 1966 году, но здание аэровокзала сдали только весной 1974-го. Непросто далась стройка аэропорта его строителям - сделать полосы для тяжелых самолетов они должны были за три года. Но, учитывая безморозные дни в году на Севере - за триста дней. Возводили аэродром около 700 заключенных. Чтобы они успели к намеченному сроку, рабочим-зэкам каждый день поставляли в зону две тысячи пирожков и несколько сотен грузинского чая (для качественного чифиря). Так они и работали два сезона - два лета, перевыполнив план. Правда, ценные подарки, которые вручал вольнонаемным строителям на открытии аэропорта министр гражданской авиации, зэки, естественно, не получили.
В год сорокалетия Магадана на въезде в аэропорт установили памятник трудовой славы - самолет Ан-12, а в самом городе для магаданцев открыли специализированный магазин "Цветы". Летом в областном центре гастролировали артисты Большого театра. Осенью открыли детский кукольный театр, который стал по счету 127-м в СССР. А в самом конце юбилейного для города 1979-го заработал новый Магаданский пивоваренный завод, ко-торый своим неповторимым пивом прославил столицу Колымы на весь Советский Союз. Рецепт магаданского пива сейчас остается тайной для его ценителей: одни утверждали - в напиток добавляли иголки стланика, другие считали, что рецепт пива на Колыму прибыл вместе с одним из репрессированных - русским немцем из Поволжья.