МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 24 ноября 1938 года газета «Советская Колыма» сообщила, что последним рейсом парохода «Джурма» из Владивостока в Магадан доставлены два первых газогенераторных автомобиля ЗИС-13, которые будут отправлены для испытаний в экспериментальную мастерскую УАТ на Мякит.
Первый советский серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-13 был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора конструкции А. Пельтцера. Он базировался на шасси ЗИС-11, длиннобазной модификации грузовика ЗИС-5. Двигатель машины имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Газогенератор расходовал 80—85 кг древесных чурок на 100 км пробега. Запас хода ЗИС-13 составлял 90 км. Завод изготовил около 900 грузовиков ЗИС-13, а в 1939 году заменил эту машину более совершенной моделью ЗИС-21.
В обиходе газогенераторные автомобили называли газгенами. Сегодня их помнят разве что старые колымчане. Это такой автомобиль, в двигателе которого в качестве топлива используется газ, полученный переработкой твердого топлива в газогенераторной установке, смонтированной на шасси либо на специальном прицепе.
Проводившиеся в то время подсчеты показали, что стоимость газогенераторного газа составляет 6 % стоимости бензина. Но требовалось большое количество леса: за год при работе в одну смену автомобиль потреблял 200 куб. м чурки размерами 50х50х60 мм. Отметим, что лиственница диаметром 10 - 12 см растет на Колыме 80 - 100 лет.
Летом 1938 года технический отдел Управления автотранспорта готовился к приему новой газогенераторной техники. Ее намечалось эксплуатировать на участке Колымской трассы Атка - Берелех. "Первая колонна ЗИС-13 будет размещена на Стрелке, вторая - на Берелехе. Сушильные печи для чурок планируется выстроить в Атке, Мяките, Стрелке, Спорном и Берелехе. Составлена подробная карта эксплуатации машин ЗИС-13. Район эксплуатации разбит на заготовительные и раздаточные участки" (Советская Колыма. - 1938. - 9 июня). В п. Мякит, где находилось Управление автотранспорта ГУСДС, готовилась группа из 30 шоферов.
Автопарк газогенераторов Дальстроя в конце 1939 года составил 37 автомобилей, 18 тракторов. Газгены были сконцентрированы на автобазе № 5 УАТа (Берелех), в п. Усть-Нера (Индигирский геологоразведочный отдел) и Лесном отделе ГУСДС (47-й км Колымской трассы). Зимой 1940 года газогенераторный парк автобазы № 5 состоял из грузовиков ГАЗ-14, ЗИС-13 и ЗИС-21. Машины выполняли рейсы по маршрутам Магадан - Берелех, Спорный - прииски ЗГПУ. Руководство автобазы стремилось улучшить эксплуатационные показатели. В марте 1940 года началась опытная эксплуатация 6-тонных прицепов по маршруту Берелех - Спорный - Берелех (Советская Колыма. - 1940. - 30 марта)