В обиходе газогенераторные автомобили называли газгенами. Сегодня их помнят разве что старые колымчане. Это такой автомобиль, в двигателе которого в качестве топлива используется газ, полученный переработкой твердого топлива в газогенераторной установке, смонтированной на шасси либо на специальном прицепе.
Эксперимент
Первая отечественная газогенераторная установка конструкции профессора В. С. Наумова прошла испытание на шасси грузовика Фиат-15-тер еще в 1928 году. В 1934-м состоялся большой испытательный пробег газгенов по маршруту Москва - Ленинград - Москва. Для популяризации экономичности и пригодности повсеместного применения газогенераторов в июле 1938 года в СССР был осуществлен пробег по маршруту Москва - Омск - Ленинград - Киев - Москва протяженностью 10890 км. В туре участвовали 4 автомашины ЗИС-13, 4 ГАЗ-14 и 4 опытных образца, в том числе 2 с угольными установками конструкции Научного автотракторного института (НАТИ).
Сложность доставки нефтепродуктов на Колыму заставила руководство треста "Дальстрой" сделать эксперимент и закупить на "материке" партию отечественных газгенов. Первые шесть завезены в навигацию 1937 года. Их опытная эксплуатация началась с марта 1938-го, а 24 апреля был дан старт автопробегу по маршруту Мякит - Магадан - Мякит. За 8 часов 15 минут два ЗИС-13 прошли путь до Магадана со средней скоростью 33,1 км/ч. Одна машина везла 2,5 т груза, другая была загружена сухой чуркой из лиственницы. "В пути не было ни одной вынужденной остановки - техника работала исправно" (Совет-ская Колыма. - 1938. - 25 апр.). Автопробег показал возможность прохождения Колымской трассы на газгенах, и в ближайшую навигацию в Дальстрой было доставлено еще 5 единиц ЗИС-13 и 22 ГАЗ-14. Для заправки газгенов на трассе строились 12 раздаточных пунктов.
Проводившиеся в то время подсчеты показали, что стоимость газогенераторного газа составляет 6 % стоимости бензина. Но требовалось большое количество леса: за год при работе в одну смену автомобиль потреблял 200 куб. м чурки размерами 50х50х60 мм. Замечу, что лиственница диаметром 10 - 12 см растет на Колыме 80 - 100 лет.
Летом 1938 года технический отдел Управления автотранспорта готовился к приему новой газогенераторной техники. Ее намечалось эксплуатировать на участке Колымской трассы Атка - Берелех. "Первая колонна ЗИС-13 будет размещена на Стрелке, вторая - на Берелехе. Сушильные печи для чурок планируется выстроить в Атке, Мяките, Стрелке, Спорном и Берелехе. Составлена подробная карта эксплуатации машин ЗИС-13. Район эксплуатации разбит на заготовительные и раздаточные участки" (Советская Колыма. - 1938. - 9 июня). В п. Мякит, где находилось Управление автотранспорта ГУСДС, готовилась группа из 30 шоферов.
Осенью руководство Дальстроя приняло решение собрать на автобазе № 5 в п. Берелех все газогенераторы. В приказе № 684 по ГУСДС от 17 сентября 1938 года звучало: "1. Сосредоточить газогенераторные машины на автобазе № 5 в пос. Берелех; 3. Немедленно приступить к строительству сушилки на Берелехе и Спорном для сушки топлива для машин; 4. Начальнику УАТа организовать научно-исследователь-скую работу по использованию газгенов в условиях Крайнего Севера, а также приступить к опытным работам по использованию Аркагалинских углей для топлива газгенов". А 22 ноября при ПТО УАТа было организовано газогенераторное бюро. В положении о новой структуре говорилось, что основными задачами являются "практическое руководство работой газогенераторных машин, анализ результатов работы, а также научно-исследовательская работа по освоению газогенераторных машин и установок на Колыме".
Наладить надежную эксплуатацию ЗИС-21 в 1938 году не удалось. Развитие автобазы № 5 как газогенераторной проходило слабо.
Эксплуатация имеющихся на автобазе ЗИС-21 в количестве 34 штук совмещалась с приспособлением их к зимнему времени. Эта работа, начатая в конце 1938 года, не была доведена до конца и перешла на 1939 - 1940 годы. В летнее время эксплуатация машин определялась пропускной способностью чурочной сушилки. Зимой они использовались не полностью из-за отсутствия отепления установок. Вследствие этого 28 единиц были переделаны в карбюраторные.
Руководство ГУСДС обязало УАТ восстановить автомашины и наметить программу по надежной эксплуатации. Для координации работ по проектированию и развитию газогенераторной техники, работающей на местном топливе, Даль-строй заключил договор с НАТИ. Программа предусматривала проектирование передвижных сушилок чурки, возведение заготовительного пункта Крохалиный, сооружение здания разделки древесины с паросиловой установкой и сушилки на 32 куб. м чурки в п. Берелех, строительство сушильных камер в п. Спорный, 25 дистанций УДС и другие меры.
Альтернатива - каменный уголь
В ГУСДС также велись опыты по переводу автомашин на генераторный газ, получаемый из каменного угля. Летом 1939 года грузовая автомашина, снабженная баллонами с угольным газом, совершила пробный 25-километровый пробег с 1 т груза. А осенью сотрудники Промкомбината совместно с Дальстройуглем получили генераторный газ из аркагалинских углей. На этом газе двигатель автомашины ЗИС-5 без конструктивной доводки проработал 6 часов (Советская Колыма. - 1939. - 18 окт.) Одновременно с этим в химико-технологической лаборатории Дальстройугля в п. Ларюковая велись опыты по повышению теплоспособности газа.
В конце 1939 года в Аркагале была организована Центральная угольная химико-технологическая лаборатория Дальстройугля, в задачу которой входило создание транспортного газогенератора для автомашин, способного работать на угле вместо древесной чурки. "Суть проблемы заключалась в получении обсмоленного легкогорючего топлива (полукокса), а также изготовлении огнеупорной футеровки для топливника газогенератора. При работе на угле вместо древесной чурки развивалась очень высокая температура, и чугунный топливник плавился, - вспоминает О. Б. Максимов. - Дело затруднялось тем, что по своим свойствам аркагалинские угли относятся к неспекающимся, то есть давали после нагрева порошкообразный кокс" (Максимов О. Б. Воспоминания. - Владивосток : ДВО РАН, 2002. - С. 125 - 126).
Автопарк газогенераторов Дальстроя в конце 1939 года составил 37 автомобилей, 18 тракторов. Газгены были сконцентрированы на автобазе № 5 УАТа (Берелех), в п. Усть-Нера (Индигирский геологоразведочный отдел) и Лесном отделе ГУСДС (47-й км Колымской трассы). Зимой 1940 года газогенераторный парк автобазы № 5 состоял из грузовиков ГАЗ-14, ЗИС-13 и ЗИС-21. Машины выполняли рейсы по маршрутам Магадан - Берелех, Спорный - прииски ЗГПУ. Руководство автобазы стремилось улучшить эксплуатационные показатели. В марте 1940 года началась опытная эксплуатация 6-тонных прицепов по маршруту Берелех - Спорный - Берелех (Советская Колыма. - 1940. - 30 марта).
Однако внедрение газогенераторной техники в ГУСДС осуществлялось в экстремальных условиях. В приказе № 305 от 22 марта 1940 года "О работе Уптарского участка Дукчанского леспромхоза (47 км Колымской трассы)" отмечалось: "Газогенераторы использовались в труднопроходимых местах по пням на целине, где должны были работать имеющиеся на лесоучастках другие виды транспорта. При такой эксплуатации газогенераторной колонны большинство тракторов выходило из строя".
Практика эксплуатации газогенераторных машин в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока показала, что необходимо отеплять газогенераторную установку. Поэтому в зиму 1939 - 1940 годов в лаборатории Транспортного отдела разработан отеплитель к газогенераторным автомашинам ЗИС-21, а первый подогреватель "генераторного газа для трактора ЧТЗ" изготовлен работниками мехбазы Лесного отдела на 47-м км трассы.
Летом 1940 года, когда в Дальстрое наступил очередной топливный кризис, интерес к эксплуатации газогенераторной техники значительно вырос. В приказе № 567 по ГУСДС от 13 июня читаем: "Опыт работы транспортных газогенераторов на местных видах древесного топлива, в условиях Колымы, показал, что эти машины и тракторы являются вполне рентабельным видом транспорта. Поэтому вполне реальная задача в этом году начать массовый перевод автомашин и тракторов на газогенераторы в первую очередь в отдаленных районах: 5-й автобазе УАТа, приисках ЗГПУ, ТГПУ и ГРУ с тем, чтобы максимально сократить завоз жидкого горючего в эти районы". Для реализации программы при техотделе авторемонтного завода была организована газогенераторная группа, "а в ЦИЗе (Цех индивидуальных заказов) газогенераторное отделение". Необходимо было в кратчайший срок разработать техническую и проектную документацию, изготовить специальные приспособления, инструмент.
В рамках проектирования новой газогенераторной техники лаборатория Транспортного отдела ГУСДС совместно с угольной химико-технологической лабораторией Даль-стройугля и конструкторскими отделами ряда предприятий разработала несколько приспособлений для установок. Кроме этого, на базе Аркагалинского ремпункта УАТа открылся филиал автобазы № 5, в задачу которого входила координация усилий в использовании каменного угля как топлива для газогенераторов. Результатом явился переоборудованный газогенератор ЗИС-21.
Весной 1940 года он выполнил два рейса по маршруту Берелех - Аркагала. После этого прошел по маршруту Магадан - Палатка - Магадан. А осенью того года состоялись два экспериментальных автопробега с участием газогенераторов, работающих на каменном угле. Первый прошел по трассе Магадан - Берелех. В автопробеге приняли участие "две автомашины типа "Колыма-1" с газогенераторами, работающими на чурке, два газгена на угле, одна ЗИС-21 с утеплительной системой, ЗИС-5 с новым карбюратором особого типа и обычный ЗИС-21" (Советская Колыма. - 1940. - 29 окт.). Второй автопробег прошел по маршруту Магадан - Аркагала - Магадан.
Несмотря на успешную опытную эксплуатацию газогенераторов, проблема использования аркагалинского угля в качестве топлива к ним осталась нерешенной.
...Торф и мох
В качестве альтернативного варианта были выбраны торф и мох. "В целях форсирования работ по применению торфа и мхов, - читаем в приказе № 567 от 13 июня 1940 года по ГУСДС, - как газогенераторного топлива организовать при лаборатории АРЗа бригаду в составе 2-х человек инженеров, обязав АРЗ к 1-му сентября дать опытные образцы топлива для газогенераторов. При автолаборатории Транспортного отдела ГУСДС с 1 июля 1940 г. создать газогенераторное отделение, для чего утвердить штат работников 6 человек".
Совместные опыты газогенераторной группы АРЗа и лаборатории Транспортного отдела ГУСДС по использованию торфа показали хорошие результаты. В начале лета 1940-го автомашина ЗИС-21, работающая на торфяных экзобрикетах, "сделала ряд транзитных рейсов по маршруту Атка - Мякит - Стрелка и перебросила несколько тонн груза", а в августе уже 3 газогенераторные автомашины "эксплуатировались на перегонах Атка - Мякит - Спорный и Мякит - Магадан - Мякит".
Используя накопленный опыт, руководство Дальстроя приняло решение о широком внедрении газогенераторной техники. АРЗу и Местпрому поручалось изготовить опытные образцы. На базе газогенераторной колонны автобазы № 5 и учебного комбината организованы курсы подготовки специалистов по эксплуатации новой техники. Кроме этого, Московское представительство ГУСДС вело вербовку таких кадров.
Таким образом, в Дальстрое были выполнены основные технические мероприятия по переводу бензомоторного автопарка ГУСДС на альтернативное топливо. В конце 1940 года автопарк газогенераторов Дальстроя имел 69 автомобилей и 21 трактор.
В годы Великой Отечественной войны переводили на твердое топливо не только автотранспорт. На предприятиях Дальстроя широко применялись стационарные газогенераторные установки различного назначения. В 1944 году при политехническом музее работала выставка газогенераторных автомобилей. Из Магадана в Москву была отправлена большая экспозиция.
Однако в эксплуатации газгенов была и обратная сторона. В результате действий специальных "чуркокомбинатов", обслуживающих автобазы Дальстроя, были уничтожены тысячи кубометров лиственного леса.
В настоящее время мировой глобальный экономический кризис заставил рационально и экономично использовать ресурсы и искать замену дефицитному жидкому топливу. В связи с этим интерес к газогенераторным технологиям значительно вырос. Администрация Магаданской области на 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, которая проходила во Владивостоке в конце минувшего января, представила его участникам четыре перспективных инвестиционных проекта. Среди них можно выделить проект добычи и глубокой переработки углей Мелководненского буроугольного месторождения. Его общий ресурсный потенциал кондиционных бурых углей около 597 млн. т. Проект предполагает получение из бурого угля газа для нужд энергетики, производство синтетического жидкого топлива и других продуктов. Однако не приведет ли реализация этого проекта к серьезным нарушениям экосистемы региона? Такие прецеденты в истории уже были.
Александр НАВАСАРДОВ, научный сотрудник областного краеведческого музея, кандидат исторических наук