Одной из важных правовых гарантий работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является компенсация расходов, связанных с переездом к месту постоянного жительства из названных выше районов, установленная статьей 326 Трудового кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления этой гарантии зависят от источника финансирования организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.
Например, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов России, предоставляются единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника. Названные гарантии и компенсации предоставляются работникам за счет средств работодателя.
Часть 3 стать статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает компенсацию расходов в случае переезда работника к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия.
Но нередко работодатели дают неверное толкование норм, регулирующих предоставление работнику гарантий и компенсаций, установленных федеральным законодательством, связанных с возмещением расходов в случае переезда к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Так, Г. работала в управлении Федеральной почтовой связи Магаданской области с мая 2006 года. В мае 2008 года она уволена по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с переездом на новое постоянное место жительства в другую местность.
Контейнер с личными вещами она отправила за личные деньги. Однако ответчик отказался возместить понесенные Г. расходы, ссылаясь на то, что условия коллективного договора в части компенсации расходов на переезд работников предприятия к новому месту жительства на нее не распространяются.
Г., поняв, что в добровольном порядке взыскать понесенные ею расходы с управления Федеральной почтовой связи не получится, обратилась в Магаданский городской суд. В исковом заявлении помимо расходов просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Магаданский городской суд требования истицы о возмещении убытков, понесенных в связи с отправкой контейнера, удовлетворил в полном объеме, а требования заявительницы о компенсации морального вреда - частично.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции, подал на него кассационную жалобу, в которой ссылался на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению ответчика, истица не имела права на компенсации, установленные статьей 326 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе, компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера в другие регионы, поскольку не является лицом прибывшим в г. Магадан из других регионов на основании заключенного трудового договора.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда решение городского суда оставила без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи, в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).
В указанной статье право на компенсацию расходов по переезду обусловлено фактом переезда к новому месту жительства в другую местность, который непосредственно связан с расторжением трудового договора.
Условий, ограничивающих это право рамками только трудового договора, который заключается с работодателем при прибытии работника на работу в районы Крайнего Севера из других регионов Российской Федерации в Магаданскую область, на которые ссылался ответчик, в данной норме нет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, условием возникновения права на эту компенсацию является переезд работника к новому, а не «прежнему» месту жительства, а также его переезд в связи с увольнением, а не с прибытием в районы Крайнего Севера.
В противном случае, иное толкование данной нормы снижает предусмотренный действующим Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 года №4520 (его преамбула и статья 1 Общих положений) уровень гарантий работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, в связи с увольнением и переездом к новому месту жительства, что недопустимо.
Государственные гарантии, связанные с переездом к новому месту жительства, установлены вышеназванным Законом и Трудовым кодексом Российской Федерации гражданам в связи с их работой и проживанием в районах Крайнего Севера, а не с прибытием их в эти районы, как полагал ответчик.
Таким образом, Магаданский городской суд правомерно взыскал с ответчика расходы, понесенные истицей на оплату провоза багажа к новому месту постоянного жительства.
Хотелось бы обратить внимание работодателей – руководителей учреждений, организаций, предприятий на необходимость правильного применения норм трудового законодательства, чтобы исключить факты нарушения трудовых прав работников.
Полина Парамонова,
пресс-секретарь Магаданского областного суда