МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 6 июля 2023 года в поселке Эгвекинот Чукотского автономного округа прошло выездное заседание «круглого стола» Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики на тему «О ходе реализации и необходимых мерах правового регулирования доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (северный завоз)». В мероприятии приняли участие руководители органов исполнительной и законодательной власти северных субъектов, представители министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Счетной палаты Российской Федерации, Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом», предпринимательского сообщества. Позицию Магаданской области на заседании в режиме ВКС представил Председатель колымского заксобрания Сергей Абрамов.
Северный завоз обеспечивает необходимыми ресурсами 25 субъектов Российской Федерации, общая численность населения которых составляет порядка 3 миллионов человек. Более 50% грузов северного завоза перевозится водными видами транспорта. При этом в отдельных районах возможность доставки существует всего несколько недель в году. В результате того, что северный завоз в последние десятилетия был законодательно не урегулирован, розничные цены за 2022 год на основные продовольственные товары в среднем в 2–3 раза превысили среднероссийские.
Решением проблемы доставки грузов в регион Магаданская областная Дума занимается с 2021 года. Колымские парламентарии сформулировали ряд предложений и направили их в Комиссию Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики, в партийный проект «Единой России» «Локомотивы роста», в Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, сенаторам Российской Федерации от Магаданской области. Разработанные колымскими парламентариями предложения преимущественно учтены в концепции проекта закона. Документ разработало Правительство РФ. В марте 2023 года проект федерального закона «О северном завозе» прошел первое чтение в Государственной Думе.
Ко второму чтению колымские парламентарии подготовили отзыв с рядом предложений. Их на выездном заседании «круглого стола» представил коллегам Председатель Магаданской областной Думы.
- Предлагаем уточнить в понятии «территории с ограниченными сроками завоза грузов» квалифицирующий признак «муниципальные образования, в которых отсутствует техническая возможность осуществления круглогодичного наземного сообщения автомобильным транспортом», дополнив его словами «и железнодорожным транспортом», - сказал Сергей Абрамов и пояснил: «В логистической схеме Магаданской области в настоящее время отсутствуют железные дороги, связывающие ее с другими регионами, слабо развита внутренняя автомобильная дорожно-транспортная сеть. Согласно утвержденному в первом чтении законопроекту, по критериям к территориям с ограниченными сроками завоза грузов в Магаданской области будут отнесены один муниципальный округ и два поселка. Между тем, в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов включены все районы и населенные пункты Колымы. Законопроект в редакции первого чтения негативно скажется на финансировании региона из-за снижения тарифного коэффициента, применяемого при расчете субсидий на северный завоз».
Еще одно предложение – субсидирование из федерального бюджета комбинированной перевозки грузов первой категории несколькими видами транспорта (железной дорогой и морским путем) в отдельных субъектах Дальневосточного федерального округа, в частности в Магаданской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе. Как пояснил спикер заксобрания Колымы, северный завоз в эти регионы осуществляется на 95% водным транспортом, а твердое и жидкое топливо, тяжелая техника и строительные материалы – на 100%. Отсутствие прямого железнодорожного сообщения стало причиной невключения этих трех субъектов ДФО в перечень российских регионов, в направлении которых перевозка моторного топлива железнодорожным транспортом субсидируется из федерального бюджета. Поскольку затраты на морские перевозки топлива не возмещаются поставщикам, это негативно сказывается на стоимости горюче-смазочных материалов и ценообразовании в основных сферах экономики.
- Выравнивание цены топлива за счет федеральных субсидий, своевременная его доставка северным завозом в необходимых объемах обеспечит стабильность в ценообразовании и повысит качество жизни дальневосточников, - уверен Сергей Абрамов.
Прозвучавшие предложения вошли в проект рекомендаций «круглого стола».