МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов 15 марта в режиме видеоконференцсвязи принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Одним из основных вопросов повестки стало рассмотрение законопроекта о северном завозе и сопутствующих ему проектов законов.
В обсуждении разработанных Правительством РФ законопроектов приняли участие представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерства транспорта РФ, а также депутаты Государственной Думы, председатели законодательных и исполнительных органов власти 25 регионов Дальнего Востока, Арктики и Сибири.
Напомним, в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей включены 26 субъектов Российской Федерации, из них 25 относятся к территориям с ограниченными сроками завоза грузов. В этих регионах проживает свыше 3 млн человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера завозится более 3 млн тонн грузов, 75% из которых - топливно-энергетические ресурсы. По информации министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области, на Колыму каждый год поступает порядка 1,2 млн тонн грузов, при этом 95% - через Магаданский морской торговый порт.
Понятие «северный завоз» не имеет правового статуса. Как отмечает спикер колымского парламента, сегодня создание законодательной базы для обеспечения бесперебойной доставки грузов на Север имеет особое значение: «Принятие федерального закона о северном завозе особенно актуально сейчас, когда идет существенная перестройка сложившихся логистических цепочек: возрастает нагрузка на Восточный полигон, что связано с активным сотрудничеством Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим порты и железные дороги перегружены, товары идут с задержками. Закон о северном завозе обеспечит «зеленый коридор» грузам первой необходимости – топливу, продовольствию, лекарственным препаратам. Это фундаментальный закон, который напрямую будет влиять на качество жизни северян».
Решением проблемы доставки грузов Магаданская областная Дума занимается с декабря 2021 года. Колымские парламентарии сформулировали ряд предложений и направили их в Комиссию Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики, в партийный проект «Единой России» «Локомотивы роста», в Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, сенаторам Российской Федерации Сергею Иванову и Анатолию Широкову. В числе представленных предложений: субсидирование за счет федерального бюджета стоимости перевозки топлива, доставляемого железной дорогой и морским путем в Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ; разработка современной нормативно-правовой базы, регламентирующей северный завоз на Колыму и в другие регионы Северо-Востока, предусматривающей приоритет генеральных и социально значимых грузов, а также критерии отнесения грузов к социально значимым; увеличение пропускной способности железных дорог, по которым осуществляется доставка грузов в дальневосточные регионы, и расширение судоремонтной и судостроительной баз внутри страны для обеспечения перевозчиков возможностями проведения недорогого, качественного ремонта, строительства и приобретения новых судов классов контейнеровозов и сухогрузов.
Как отмечает Председатель Магаданской областной Думы, разработанные предложения преимущественно учтены в представленной редакции проекта закона. Документом вводится понятие «северный завоз», устанавливаются критерии отнесения регионов к территориям северного завоза, распределяются полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти. Кроме того, предлагается весь объем грузов условно разделить на три категории: к первой категории отнесены социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы, ко второй - грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей – иные грузы. Законопроект предусматривает обязательную специальную маркировку грузов северного завоза, благодаря чему они будут обрабатываться в приоритетном порядке, а также систему контроля. Вводится институт планирования северного завоза грузов первой и второй категорий.
Планируется создание единого морского оператора, который будет осуществлять доставку приоритетных грузов по субсидируемым государством тарифам, что позволит снизить риски повышения цен на товары, обычно связанные именно с транспортными издержками.
- Проектом закона вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза, в том числе финансовая поддержка в виде предоставления бюджетных кредитов и субсидий. Магаданская областная Дума настаивала на включении этого пункта в концепцию законопроекта. Благодаря этому после принятия закона и при его реализации мы сможем сдерживать уровень цен на товары первой необходимости или даже рассчитывать на некоторое снижение стоимости, - отметил Сергей Абрамов.
Проект федерального закона был поддержан Магаданской областной Думой на заседании 3 марта. Также депутаты поддержали законопроект, которым вносятся корреспондирующие изменения в восемь законодательных актов.
Участники расширенного заседания Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики также поддержали концепцию проекта закона, отметив, что доработка потребуется ко второму и третьему чтениям. Обсудив ключевые положения законопроектов о северном завозе, депутаты рекомендовали Государственной Думе принять их в первом чтении.