К вопросу о журналистской этике и исторической правде
Магаданский журналист Наталья Алексеева разместила на сайте «КОЛЫМА.RU» статью «Стальные кружева столицы Колымы», о чём и сообщила на своей странице в «Одноклассниках».
И всё бы ничего, но пестрит статья фактическими ошибками и прочими благоглупостями, на которые я указал в комментариях. Тоже, наверное, обычное явление — для чего иначе эти комментарии были бы нужны? Однако, нервно отписавшись, Наталья комментарии эти удалила, оставив исходную статью «as it is», то есть без изменений. Я бы и здесь не дёргался, да вот только многострадальная история Колымы и Магадана и без того переполнена всякого рода измышлениями, разлетающимися по белу светушку при помощи интернета с жуткой скоростью электрического сигнала. Вскоре уже и на опубликованный материал «лайки» посыпались, отзывы пошли: «Прекрасная статья: всё конкретно, с указанием имён, мест, дат!..»
Да, указаны и имена, и места, и даты. Но давайте попытаемся (просто так, ради исторической правды) разобраться, насколько они соответствуют истине.
К примеру, в статье утверждается, что «в начале 50-х с одобрения или даже по инициативе самого начальника Дальстроя Никишова в Касли было заказано четверо ворот», и «в 1953 и 1954 годах [их] навесили на запланированных местах — вход в парк культуры, въезд на стадион возле Дворца спорта, между магазинами гастроном «Центральный» и «Знание» и напротив, возле старейшей городской поликлиники N 1».
Здесь и возникает первый вопрос: мог ли Иван Фёдорович Никишов, уволенный в отставку и выехавший на «материк» ещё в декабре 1948 года, оказывать какое-либо влияние на решение сугубо магаданских проблем спустя несколько лет после того? Напомню, к слову, что на высоком должностном посту И. Никишова сменил И. Г. Петренко, скончавшийся в Москве в августе 1950 года, после чего Дальстрой возглавил Иван Лукич Митраков. Может, это его «одобрение» и «инициатива»? Но, как мне представляется, «вопрос ворот» несколько мелковат для решения на самом высоком дальстроевском уровне, не тот, так сказать, масштаб темы.
А вот — прелюбопытное фото, сделанное моим старшим братишкой зимой 1958/1959 года, о чём недвусмысленно свидетельствует лозунг о 41-й годовщине Октября. И где, позвольте поинтересоваться, «каслинские» ворота, навешенные, по утверждению Алексеевой, не позднее 1954 года?
Есть и другая фотография, датированная её автором В. Степановым (аккуратности дат которого под многочисленными собственными снимками я вполне доверяю) июнем 1961 года. Мы видим, как изменилась вся архитектура входа в парк: исчез портал, появились колонны, а на них — те ворота, что служат и по нынешний день. Думаю (соответствующих документов я не нашёл да и не искал), что изменения эти были приурочены и произошли к 20-летию Магадана, отмечавшемуся как раз в 1959 году, и уж абсолютно однозначно: не ранее 1959 года и не позднее 1961-го. Примерно в то же время, как я полагаю, были установлены и металлические фрагменты ограды стадиона — совершенно идентичные архитектуре и конструкции ворот.
Следующий вопрос задаёт уже сама автор статьи: «Почему их [ворота] заказывали именно в Касли?». На этот вопрос Алексеева вразумительного ответа не даёт. А я бы его, вопрос, несколько переиначил: «А с чего бы это ворота заказывали именно в Касли?» Известно, что в городе Касли находится завод архитектурно-художественного литья (обратите внимание на последнее слово в названии), изготавливающий в том числе и чугунные, высокой сложности отливок ограды. Но ведь в статье в отношении магаданских ворот чёрным по белому написано: «а ворота кованые и сварные» (между прочим, ковке поддаётся только специальный, так называемый «ковкий» чугун, вряд ли применяемый в каслинских технологиях; кроме того, чугун очень плохо сваривается. Допускаю, что каслинские умельцы владели подобными материалами и технологиями, но зачем им это?!). Действительно, несущие элементы ворот изготовлены из металлического прутка простого квадратного профиля, а накладные украшения под силу было бы выполнить любому металлообрабатывающему предприятию или даже цеху, коих и в Магадане хватало. И при чём здесь Касли, при чём «архитектурно-художественное литьё»? Или в Магадане деньги лишние водились — заказать, изготовить, привезти? Не «рупь–семьдесят», знаете ли… А тем временем в ноябре 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное Постановление № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», за лишние расходы на «украшательство» по головке бы не погладили…
В общем, для меня лично вопрос об авторстве, изготовителе и точной дате установки ворот магаданского парка по-прежнему остаётся открытым. Может быть, когда-нибудь краеведы обратят на него внимание.
Следующая часть упомянутой статьи посвящена «самой известной ограде города», названной автором «Белый медведь». Речь идёт о ещё сохранившейся местами невысокой чугунной оградке газонов вдоль магаданских улиц. Абсолютно естественно, что в первую очередь эта оградка появилась на проспекте Ленина — вдоль знаменитых тротуаров-«шестигранников», уложенных примерно в то же время или чуть раньше.
На фотографиях В. Степанова, датированных 1955-м годом, и более ранних ни тротуаров из бетонных плит, ни описываемого ограждения ещё не видно.
Но вот в книге В. Урина, изданной в 1959 году, мы находим фото, сделанное рядом с Домом пионеров, и на нём ясно видны и одно, и другое. Соответственно, можно установить и примерное время появления этих «элементов благоустройства» на улицах Магадана — вторая половина 1950-х годов.
Какое отношение к ТЕМ оградкам имел «белый медведь»? Да никакого! Центральное кольцо композиции оставалось пустым, оградка имела вид ажурный и воздушный — множество фотографий проспекта Ленина и других улиц ТОГО времени это подтвердят.
При всём том оградки обладали существенным недостатком — они были низки и сравнительно хрупки. А стало быть, под ногой отдельных несознательных граждан или под тяжестью сваливаемого с проезжей части снега зачастую повреждались и нуждались в замене. Силами Магаданского РМЗ изготавливались всё новые и новые серии ограждений. И на каком-то этапе кем-то было решено «украсить» оградку изображением белого медведя в центральном круге. Хотя какое отношение белый медведь имеет к Магадану — бог весть… Свою «воздушность» новые оградки утратили, отчего данное украшательство было встречено магаданцами, мягко говоря, неоднозначно. Но кто и когда считался с мнением горожан?! «Белые медведи» стали встречаться на улицах всё чаще. Но и их впоследствии попытались заменить «золотым оленем», что более логично, но ни чуть не выигрышнее в художественном плане… Такова история «Белого медведя».
Мимоходом в статье упомянуто имя Виталия Пантелеевича Тосхопарана (буковка, Наташа, буковка!): мол, «рационализатор и изобретатель, технолог литейного цеха…» И далее уточняется цитатой из ноябрьской 1945 года заметки «Советской Колымы»: «Геолог третьего участка Тосхопоран…» Как-то слабо увязывается, да? Тем не менее это так.
Мне посчастливилось работать на МРМЗ в одно время с Виталием Пантелеевичем, общаться с ним. Эта незаурядная личность заслуживает отдельной статьи, а может быть, и книги. И вот что писалось о нём на стр. 36 книги Ю. Васильева «Металл и руки» (Магадан, 1972):
«Виталий Пантелеевич Тосхопаран пришёл на завод [Магаданский АРЗ] в 1947 году. Пришёл из… геологии. Пути человека неисповедимы, и прежде чем стать опытнейшим металлургом, он был, видимо, опытным геологом. По крайней мере газета Западного горнопромышленного управления "Стахановец" в ноябре 1945 года писала: "Месторождение, открытое Тосхопараном, дало участку до двадцати процентов годового плана"…На способного рационализатора обратили внимание, Виталия Пантелеевича назначают начальником [литейного] цеха». В общем-то и неважно, кто именно напутал с названием цитируемой газеты, но доверие к источникам от того не увеличилось.
Подытоживая, могу сказать: к сожалению, многие пишущие о Магадане и Колыме авторы не удосуживают себя поиском исторических фактов, зачастую лежащих на поверхности. Из неправдивых мелочей в конечном итоге складывается совершенно превратное представление об истории города и региона. И с этим надо как-то бороться…
Последний вопрос у меня остался к главному редактору портала «КОЛЫМА.RU» Филиппу Жарову: Фил, на главной странице твоего портала красуется надпись: «Авторы несут ответственность за достоверность публикуемых материалов». Вот и хотелось бы поинтересоваться, в чём та «ответственность» заключается? И что делает портал, чтобы не городить лишний раз «каслинские ворота» и не плодить «белых медведей»?
Магадан, 29 июня 2019 г.
Комментарии