Ни в какие ворота


Ни в какие ворота
К вопросу о журналистской этике и исторической правде

Магаданский журналист Наталья Алексеева разместила на сайте «КОЛЫМА.RU» статью «Стальные кружева столицы Колымы», о чём и сообщила на своей странице в «Одноклассниках».

И всё бы ничего, но пестрит статья фактическими ошибками и прочими благоглупостями, на которые я указал в комментариях. Тоже, наверное, обычное явление — для чего иначе эти комментарии были бы нужны? Однако, нервно отписавшись, Наталья комментарии эти удалила, оставив исходную статью «as it is», то есть без изменений. Я бы и здесь не дёргался, да вот только многострадальная история Колымы и Магадана и без того переполнена всякого рода измышлениями, разлетающимися по белу светушку при помощи интернета с жуткой скоростью электрического сигнала. Вскоре уже и на опубликованный материал «лайки» посыпались, отзывы пошли: «Прекрасная статья: всё конкретно, с указанием имён, мест, дат!..»

Да, указаны и имена, и места, и даты. Но давайте попытаемся (просто так, ради исторической правды) разобраться, насколько они соответствуют истине.

К примеру, в статье утверждается, что «в начале 50-х с одобрения или даже по инициативе самого начальника Дальстроя Никишова в Касли было заказано четверо ворот», и «в 1953 и 1954 годах [их] навесили на запланированных местах — вход в парк культуры, въезд на стадион возле Дворца спорта, между магазинами гастроном «Центральный» и «Знание» и напротив, возле старейшей городской поликлиники N 1».

Здесь и возникает первый вопрос: мог ли Иван Фёдорович Никишов, уволенный в отставку и выехавший на «материк» ещё в декабре 1948 года, оказывать какое-либо влияние на решение сугубо магаданских проблем спустя несколько лет после того? Напомню, к слову, что на высоком должностном посту И. Никишова сменил И. Г. Петренко, скончавшийся в Москве в августе 1950 года, после чего Дальстрой возглавил Иван Лукич Митраков. Может, это его «одобрение» и «инициатива»? Но, как мне представляется, «вопрос ворот» несколько мелковат для решения на самом высоком дальстроевском уровне, не тот, так сказать, масштаб темы.

Ни в какие ворота


А вот — прелюбопытное фото, сделанное моим старшим братишкой зимой 1958/1959 года, о чём недвусмысленно свидетельствует лозунг о 41-й годовщине Октября. И где, позвольте поинтересоваться, «каслинские» ворота, навешенные, по утверждению Алексеевой, не позднее 1954 года?



Есть и другая фотография, датированная её автором В. Степановым (аккуратности дат которого под многочисленными собственными снимками я вполне доверяю) июнем 1961 года. Мы видим, как изменилась вся архитектура входа в парк: исчез портал, появились колонны, а на них — те ворота, что служат и по нынешний день. Думаю (соответствующих документов я не нашёл да и не искал), что изменения эти были приурочены и произошли к 20-летию Магадана, отмечавшемуся как раз в 1959 году, и уж абсолютно однозначно: не ранее 1959 года и не позднее 1961-го. Примерно в то же время, как я полагаю, были установлены и металлические фрагменты ограды стадиона — совершенно идентичные архитектуре и конструкции ворот.





Следующий вопрос задаёт уже сама автор статьи: «Почему их [ворота] заказывали именно в Касли?». На этот вопрос Алексеева вразумительного ответа не даёт. А я бы его, вопрос, несколько переиначил: «А с чего бы это ворота заказывали именно в Касли?» Известно, что в городе Касли находится завод архитектурно-художественного литья (обратите внимание на последнее слово в названии), изготавливающий в том числе и чугунные, высокой сложности отливок ограды. Но ведь в статье в отношении магаданских ворот чёрным по белому написано: «а ворота кованые и сварные» (между прочим, ковке поддаётся только специальный, так называемый «ковкий» чугун, вряд ли применяемый в каслинских технологиях; кроме того, чугун очень плохо сваривается. Допускаю, что каслинские умельцы владели подобными материалами и технологиями, но зачем им это?!). Действительно, несущие элементы ворот изготовлены из металлического прутка простого квадратного профиля, а накладные украшения под силу было бы выполнить любому металлообрабатывающему предприятию или даже цеху, коих и в Магадане хватало. И при чём здесь Касли, при чём «архитектурно-художественное литьё»? Или в Магадане деньги лишние водились — заказать, изготовить, привезти? Не «рупь–семьдесят», знаете ли… А тем временем в ноябре 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное Постановление № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», за лишние расходы на «украшательство» по головке бы не погладили…

В общем, для меня лично вопрос об авторстве, изготовителе и точной дате установки ворот магаданского парка по-прежнему остаётся открытым. Может быть, когда-нибудь краеведы обратят на него внимание.

Следующая часть упомянутой статьи посвящена «самой известной ограде города», названной автором «Белый медведь». Речь идёт о ещё сохранившейся местами невысокой чугунной оградке газонов вдоль магаданских улиц. Абсолютно естественно, что в первую очередь эта оградка появилась на проспекте Ленина — вдоль знаменитых тротуаров-«шестигранников», уложенных примерно в то же время или чуть раньше.



На фотографиях В. Степанова, датированных 1955-м годом, и более ранних ни тротуаров из бетонных плит, ни описываемого ограждения ещё не видно.



Но вот в книге В. Урина, изданной в 1959 году, мы находим фото, сделанное рядом с Домом пионеров, и на нём ясно видны и одно, и другое. Соответственно, можно установить и примерное время появления этих «элементов благоустройства» на улицах Магадана — вторая половина 1950-х годов.







Какое отношение к ТЕМ оградкам имел «белый медведь»? Да никакого! Центральное кольцо композиции оставалось пустым, оградка имела вид ажурный и воздушный — множество фотографий проспекта Ленина и других улиц ТОГО времени это подтвердят.

При всём том оградки обладали существенным недостатком — они были низки и сравнительно хрупки. А стало быть, под ногой отдельных несознательных граждан или под тяжестью сваливаемого с проезжей части снега зачастую повреждались и нуждались в замене. Силами Магаданского РМЗ изготавливались всё новые и новые серии ограждений. И на каком-то этапе кем-то было решено «украсить» оградку изображением белого медведя в центральном круге. Хотя какое отношение белый медведь имеет к Магадану — бог весть… Свою «воздушность» новые оградки утратили, отчего данное украшательство было встречено магаданцами, мягко говоря, неоднозначно. Но кто и когда считался с мнением горожан?! «Белые медведи» стали встречаться на улицах всё чаще. Но и их впоследствии попытались заменить «золотым оленем», что более логично, но ни чуть не выигрышнее в художественном плане… Такова история «Белого медведя».

Мимоходом в статье упомянуто имя Виталия Пантелеевича Тосхопарана (буковка, Наташа, буковка!): мол, «рационализатор и изобретатель, технолог литейного цеха…» И далее уточняется цитатой из ноябрьской 1945 года заметки «Советской Колымы»: «Геолог третьего участка Тосхопоран…» Как-то слабо увязывается, да? Тем не менее это так.

Мне посчастливилось работать на МРМЗ в одно время с Виталием Пантелеевичем, общаться с ним. Эта незаурядная личность заслуживает отдельной статьи, а может быть, и книги. И вот что писалось о нём на стр. 36 книги Ю. Васильева «Металл и руки» (Магадан, 1972):
«Виталий Пантелеевич Тосхопаран пришёл на завод [Магаданский АРЗ] в 1947 году. Пришёл из… геологии. Пути человека неисповедимы, и прежде чем стать опытнейшим металлургом, он был, видимо, опытным геологом. По крайней мере газета Западного горнопромышленного управления "Стахановец" в ноябре 1945 года писала: "Месторождение, открытое Тосхопараном, дало участку до двадцати процентов годового плана"…На способного рационализатора обратили внимание, Виталия Пантелеевича назначают начальником [литейного] цеха». В общем-то и неважно, кто именно напутал с названием цитируемой газеты, но доверие к источникам от того не увеличилось.

Подытоживая, могу сказать: к сожалению, многие пишущие о Магадане и Колыме авторы не удосуживают себя поиском исторических фактов, зачастую лежащих на поверхности. Из неправдивых мелочей в конечном итоге складывается совершенно превратное представление об истории города и региона. И с этим надо как-то бороться…

Последний вопрос у меня остался к главному редактору портала «КОЛЫМА.RU» Филиппу Жарову: Фил, на главной странице твоего портала красуется надпись: «Авторы несут ответственность за достоверность публикуемых материалов». Вот и хотелось бы поинтересоваться, в чём та «ответственность» заключается? И что делает портал, чтобы не городить лишний раз «каслинские ворота» и не плодить «белых медведей»?

Магадан, 29 июня 2019 г.

Автор:  Александр Глущенко


Комментарии


  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки