Строительство морского порта в бухте Нагаева 1932-1937 годах


Промышленное освоение района Верхней Колымы, требовало скорейшего строительства морского порта в бухте Нагаева. В ноябре 1932 года разработан проект порта, а 9 января 1933 года организована контора «Строительство порта бухты Нагаева». В задачу конторы входило: дать причальную линию, создать путем отсыпки территорию для складирования грузов, а также смонтировать наливные емкости для нефтепродуктов. Место для строительства порта было выбрано в Северной части бухты Нагаева. Первоначально строители возводили коммунальные объекты для вольнонаемных и заключенных в прилегающих к стройке распадках (Березовый мыс, Березовая роща, Корейский ключ).

В структуру конторы «Строительство порта в бухте Нагаева» входили следующие подразделения: прорабство по строительству причальной линии, прорабство по строительству ряжа, прорабство по сооружению портовой дороги, прорабство по гражданским постройкам для лагерных командировок и строек, а так же четыре лагерные командировки (Корейский ключ, Штрафная, Нагаевская, Березовый лес).

Строительство порта в бухте Нагаева началось без подготовительных работ. Не хватало строительных материалов. За короткое время созданы лесозаготовки (лесоповал), которые находились в районе Корейского ключа. Расположение элементов портовой площадки и проектирование ряжа, а также составление смет производилось Капдорстроем. Проектированием вспомогательных сооружений занимался Портострой. В марте 1933 года начаты основные работы по сооружению ряжа и портовой площадки. Летом на строительстве порта производилась загрузка ряжа камнем, а также его укрепление откосами. Помимо этого осуществлялось строительство площадки для наливных баков, шла подготовка к возведению дороги между портом и п. Нагаево. В 1933 году на строительстве порта отсыпано 99 тысяч куб. м породы, заготовлено: круглого леса –2524,76 куб. м, дров –8376 куб. м, накатника –штук бревен, древесного угля –1870 кг. и др. На балансе Портостроя находилось: 1 трактор, 2 экскаватора, пневмокузница, 4 компрессора, токарный станок и др.

В декабре 1933 года пароход «Уэлен» пришвартовался к первому ряжу, который соединялся дамбой с берегом. Размеры ряжа 21 х 12 м и высота 15.9 м. В декабре 1933 года смонтированы 6 железных клепаных баков для нефтепродуктов. В приказе от 30 декабря 1933 года говорилось: «Несмотря на трудные условия сопровождавшие строительство нефтехранилищ при Нагаевском порту –за проявленную инициативу, за исключительно упорную борьбу по постройке баков и успешное окончание этого строительства, давшее возможность произвести разгрузку парохода «Совнефть» – объявляю благодарность с занесением в личное дело и премирую следующих товарищей (всего 11 человек ).§ 2. Лучшую часть заключенных сознательно вставших на путь трудового исправления, высших форм труда социалистического соревнования и приеме горючего с парохода на строительстве порта премирую следующих (всего 42 человека)».29 декабря 1933 года начальником Портостроя назначен П. П. Будзко.В это же время контора «Строительство порта в бухте Нагаева» передана введение Мортрана Дальстроя. На строительстве порта в 1933 году помимо 6 баков было построено:

временный трубопровод и 5 труб общей протяженностью 180 м;
разливное устройство на 14 действующих и 6 запасных сосков с пусковым упором;
разливное устройство для автоцистерн с установкой 2-х разливочных цистерн;
в 1933 году площадь портовой территории доведена до 2 га.

Дальнейшее строительство порта в 1934 году развивалось за счет создания «полки» шириной 80 метров на склоне сопки. Ряжи строились в виде отдельных пирсов размером 22 х 22 м и высотой 18 м. Разрывы между ними заполнялись ряжами в виде подпорных стенок и блоками породы до 3-х тонн весом. Рубили ряжи из местной лиственницы. Породу брали из тела сопки путем подрыва штолен при строительстве территории порта. В январе 1934 года проводились подготовительные работы по строительству дороги. Вырабатывались плановые задания, заготовлялся инструмент и др. В это же время выходит приказ № 27 Э. П. Берзина, в нем говорилось: «Прорабству дороги от Портостроя до Нагаево заключенному Эрастову А.С. за умелое руководство и преданность работе. Своевременного обеспечения открытия дороги (по льду бухты), объявляю благодарность с занесением в личное дело. Премирую его отрезом на костюм». В марте 1934 года произведен взрыв двух штолен, а в апреле осуществлен спуск и установка ряжа на лед бухты. В конце мая до открытия навигации построена 3 км дорога между портом п. Нагаево.

К концу года портовая площадка возросла до 5 га, а причальная линия –до 72 м, вследствие постройки второго ряжа длиной 22 м, поставленного на расстоянии 38 м от первого. Добыча скальной породы для отсыпки портовой площадки велась тремя способами: ручной разбивкой, мелкими взрывами и массовым обрушением штолен. Бурение шпуров осуществлялось перфораторами. В 1934 году на балансе Портостроя находилось следующее оборудование: 2 компрессора, 151 вагонетка, 2 кузницы, 5 моторов, 1 токарный станок и др. Комплексная норма по проходке штолен на 1 –го рабочего из числа заключенных составляла –1,32 куб. м. По транспортировки породы из забоев в тело насыпи –5,38 куб. м.

В навигацию 1935 года перед Портостроем были поставлены следующие задачи:
Расширение причальной площади для размещения:

7 транзитных складов площадью 8960 кв. м.;
механических амбаров для хранения зерна площадью 25560 кв. м.;
разгрузочно-погрузочной площадки по фронту второй причальной линии;
площадь для внутренних коммуникаций.
Установку 2-х ряжей – пирсов образующих вторую причальную линию и укрепление морских откосов крупным камнем.
Оборудование и строительство на территории причальной площадки:

складов, каптерок, караульного помещения и др.;
узкоколейки для разгрузочных работ;
гражданских построек;
постоянного освещения и водоснабжения.

Решено было строить ряжи «Т» образной формы, которые хорошо зарекомендовали себя в навигацию 1934 года. Причальная сторона такого ряжа была 22 м, в глубину 22, ширина ствола 14 м, высота 14,8 м, общий объем 6900 куб. м. Днище ступенчатой конструкции. Срок готовности выше перечисленных работ был 15 апреля 1935 года, т. е. к приходу Красинской экспедиции. Объем механизации работ был незначительным. Для бурения скальной породы применялись пневматичесие компрессора и перфораторы. Транспортировка породы к месту наброски осуществлялась вагонетками. Для обслуживания этих работ на стройплощадке имелась кузня и точильное колесо.

В январе 1935 года проведена структурная реорганизация Портостроя. В «Положении о Конторе строительства порта в бухте Нагаева», говорилось:« § 1. Портострой в бухте Нагаева имеет своей задачей:

постройку в бухте Нагаева второй причальной линии, состоящей из двух ряжей;
устройство разгрузочно-погрузочной площадки со всеми зданиями и сооружениями, предусмотренными списками;
окончательное строительство портовой дороги и поддержание ее в исправности;
проведение изыскательских работ на прорабстве №3».
Добыча скальной породы для отсыпки портовой площадки велась тремя способами: ручной, мелкий взрыв, массовый взрыв штолен. В апреле 1935 года сданы в эксплуатацию сооружения второй причальной линии. Были построены два ряжа по 22 метра, с расстоянием между ними в 33 метра. Длина причальной линии составила 77 метров. Работами 1935 года выполнено:

Портовая площадка площадью 57300 кв. м.;
Общая суммарная длина всей причальной линии порта составила –149 м.;
Были построены 10 баков для горючего емкостью 12000 тонн;
Дорога от порта до п. Нагаево протяженностью 3,92 км;
Производственные, адмистративные здания и складские помещения.
В марте 1935 года в ОЛПе Портостроя работало:1297 –заключенных, 81 –вольнонаемный.

В 1936 году строительство порта вел ОКС Мортрана треста Дальстрой. В 1936 году составлен эскизный проект и генеральный план строительства порта, наметивший весь объем строительства по 2-ой очереди причальных сооружений. Проект включал в себя: увеличение портовой площадки на 3,94 га, строительство сплошной причальной стенки ряжевой конструкцией длинной 192 м., оградительный мол, постройку второй группы баков емкостью 12300 тонн, складское хозяйство объемом 100,5 тысяч куб. м. Полное окончание всего строительства намечено в 1940 году. В 1936 году перед Портостроем стояли следующие задачи:

Разработка и досыпка первой портовой площадки в объеме 150 тысяч куб. м породы с доведением ее до 8,43 га.
Строительство ряжевого комплекса объемом 16,7 тысяч куб. м .
Мощение дороги на протяжении –2 км.

Перед строителями в п. Нагаево были поставлены следующие задачи:

водопровод Магадан –Нагаево протяженностью 1552 м.;
навесы на Базисных складах;
гражданские постройки объемом –,2 тысяч куб. м.
Строительство ряжей причальной линии было обеспечено рабочими чертежами. Другие крупные объекты имели проекты и частично рабочие чертежи. Строительство мелких объектов проводилось по эскизам. Сметами строительство обеспечено не было. Стоимость объектов строительства определялось на основе укрупненных измерений. На работах по строительству портовой площадки для перфораторного бурения скальной породы имелся компрессор. «На остальных работах применялся исключительно мускульный труд». К началу навигации 1936 года установлен ряж объемом 12,5 тысяч куб. м для сплошной причальной линии в 60 м.

В состав Отдела капитального строительства Морского транспорта треста Дальстрой входили следующие подразделения: центральный аппарат, горное прорабство № 1 и №2, гидротехническое прорабство №1 и №2, прорабство гражданских сооружений, прорабство подсобных предприятий, мех монтажное прорабство, дровозаготовительная группа.

В 1937 году ОКС состоял из 1 и 2-го строительных участков, монтажные работы вел завод №2. ОКС УМТДС осуществлял проектно-сметные работы на вспомогательные объекты строительства (бензопровод и др.). В 1937 году ОКСом УМТДС осуществлены следующие строительные работы в морском порту Нагаева:

портовая площадка доведена до 9,67 га;
укреплены морские откосы;
причальная линия доведена до 192 м.;
отсыпана консольная площадка у пирсов.
В 1937 году Мортран вел лесозаготовительные работы на р. Армань. Заготовлено и доставлено в Магадан –17331 куб. м делового леса. Кирпичный завод изготовил 549 тысяч штук обоженного кирпича.

С 1932 по 1937 год трест Дальстрой осуществлял строительство морского торгового порта в бухте Нагаево. Строительство порта развивалось за счет создания «полки» на склоне сопки. Ряжи возводились в виде отдельных пирсов «Т» формы. Разрывы между ними заполнялись ряжами и блоками породы до 3-х тонн весом. Добычу скальной породы для отсыпки портовой площадки производили массовым обрушением штолен. Характер строительных работ на возведении различных объектов морского порта не позволил полностью использовать имеющуюся строительную технику и механизмы. Основные работы производились вручную.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
Строительство морского порта в бухте Нагаева 1932-1937 годах



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки