Напомним, в середине ноября состоялось заседание Общественной палаты по резонансному вопросу, связанному со строительством школы в Третьем микрорайоне.
На заседании присутствовали две стороны: те, кто «За» строительство школы, понимая ее необходимость для жителей микрорайона и города в целом, и те, кто «Против».
Один из основных доводов, почему школу нельзя строить, – сохранение полюбившегося жителями сквера, ведь, согласно проекту, частично на его месте должен в будущем расположиться столь значимый объект. Хотя архитекторы, показывая проект строительства, наглядно старались убедить присутствующих, что сквер не будет варварски истреблен, а всего лишь «переедет» на пару метров ближе к дороге и расположится на месте нынешней аллеи. К слову, по площади он не изменится, а просто трансформируется. Тогда из-за чего начался этот сыр-бор, становится непонятно.
Мнение экспертов
О том, быть ли школе в Третьем микрорайоне, а если быть, то где именно (выбор земельного участка), с «ВМ» своими мнениями поделились руководитель управления архитектуры и градостроительства департамента САТЭК мэрии города Магадана Ольга Бучкова и заместитель председателя Правительства региона Юрий Кривошеин.
По словам Ольги Бучковой, изначально для размещения школы были предложены 2 места: одно из них – ближе к улице Пролетарской (к проезжей части), а другое, наоборот, удаленное от дороги в глубь квартала.
Вариант первый. Согласно проекту, вблизи границы улично-дорожной сети, которая помечена на схемах красной линией, – строить нельзяа, так как это дорога городского значения и существует нормативное расстояние, которое составляет 25 метров от дороги (утвержденное сводом нормативных правил).
«Это расстояние при проектировании строительства мы обязаны учитывать, – говорит Ольга Бучкова. – Установленные 25 метров и есть санитарно-защитная зона, защищающая от этого негативного объекта (дороги), который дает выхлопные газы, шумовые эффекты и т. д. Согласно режиму санитарно-защитной зоны, (на ней) нельзя размещать детские, дошкольные, школьные, образовательные и жилые объекты».
Тогда противники предлагают передвинуть школу чуть дальше от дороги, но не затрагивая сквер. Согласно схемам, используя это предложение, будущая школа в аккурат «встанет» на магистральные теплосети. Эти сети проложены «пучком» (совместно идут тепло- и водоснабжение), и их ширина достаточно серьезная, но нельзя забывать про то, что у этих сетей есть еще и охранная зона, в данном случае она составляет 5 метров в обе стороны, не меньше. Получается, что на сетях категорически строить ничего нельзя, а на оставшийся предложенный участок школа попросту не поместится.
Если говорить о переносе сетей, то это обойдется примерно в половину стоимости самой школы.
Как школу повернуть?
Что будет, если все-таки выбрать, вопреки всем правилам и нормам, вариант первый строительства школы (ближе к дороге) и ее повернуть (как предлагают противники)?
«Развернуть школу входом к дороге, как предлагалось на заседании, – нельзя и опасно. Поток учащихся, выходящих (а скорее выбегающих) из стен школы, в аккурат направлен на проезжую часть. В данном случае вероятность аварийных и трагических ситуаций возрастет. Должно быть между входом и дорогой некое пространство, которое организовывает поток, – поясняет специалист. – «Спиной» к дороге тоже нельзя – в данном случае нельзя пренебрегать существованием градостроительных норм и понятий. Например, это как в прихожей вы поставите поперек входной двери шкаф одежный. Здравый смысл присутствовать должен. Тем более что с главной улицы, в данном случае Пролетарской, вы должны смотреть в «лицо» объекту, а не в спину. Но и «лицом» нельзя ставить, повторю – расстояние слишком близкое к проезжей части, а это опасно, плюс шумовые эффекты и выхлопные газы».
Улица Пролетарская, по словам специалистов, является улицей перспективного развития, т. е. в дальнейшем она, возможно, будет расширяться. Также будет увеличиваться по ней транспортный поток, ведь она сообщается с Веселой, где находится большое количество дачных участков, частных земель, идет развитие территории рыбзавода и т. п. А раз транспортный поток будет увеличен, то возрастут шум и выхлопные газы – поверни школу хоть «лицом», хоть «спиной» – это создаст существенные проблемы, как для процесса обучения, так и для здоровья детей. Все приведенные аргументы являются некими азами в градостроительстве, и они не должны никого удивлять.
Да и как ни крути ее (школу) у дороги – она туда попросту не поместится. Если ее перенести, то она вплотную «ляжет» к жилым домам, чьи окна будут выходить на ее стену, доставляя жителям дискомфорт.
Нельзя также забывать и про инсоляцию. Ведь существуют строительные нормы ее соблюдения. Для северного региона инсоляция 2,5–3 часа (максимальная продолжительность светового попадания солнечных лучей в помещение), и потому эту инсоляцию нужно максимально ловить окнами. Этот факт тоже учитывался при проектировании объекта, и второй вариант наиболее подходящий в данном случае.
Хотелось бы напомнить, что появление в свое время сквера было временной мерой, просто ее не афишировали. Сквер – это не капитальный объект. Просто в те безденежные годы людям были созданы хоть какие-то благоприятные условия, но временные (подчеркивают специалисты). И кстати, нынешний сквер по проценту озеленения для квартала – больше нормы. Он возник стихийно, нужно было зарыть в те года котлован и сделать удобную дорожку для пешеходов.
При строительстве школы на его месте сквер не будет варварски истреблен, он немного переедет на место нынешней аллеи. Площадь его не меняется, а просто трансформируется.
Вариант второй. «Второй вариант (в глубине) – более приемлемый, – пояснила Ольга Бучкова. – Такое положение позволит более организованно устроить вход учащихся. Кроме того, свою роль играет удаленность от дороги, а это особенно важно с точки зрения безопасности школьников. Да, сквер претерпит некоторые видоизменения: школа встанет по его центру. Кроме того, после строительства здания площадка будет прирастать спортивными объектами и инфраструктурой современного школьного двора, которыми смогут воспользоваться и жители микрорайона».
Быть ли школе и где?
По мнению заместителя председателя Правительства региона Юрия Кривошеина, перед тем как вступать в дискуссии, мы должны четко для себя ответить на основной вопрос: быть или не быть школе в Третьем микрорайоне? Если мы говорим, что не быть, тогда мы должны подбирать другой земельный участок (в другом районе города).
Вариантов много. «Первый вариант строительства был предложен у дороги, но при сохранении сквера. Но этот земельный участок 1,3 га, а нам нужно 1,75 га. В любом случае нам нужно прирезать часть сквера.
Дальше, при этом варианте идут и другие проблемы. Вход школы практически выходит на дорогу, отсутствуют места парковки и другое – зонирования нет никакого, – подчеркивает Юрий Кривошеин. – Тогда мы предложили второй вариант, с ним и вышли на градсовет, под строительство школы в данном случае выделено почти 20 000 квадратных метров».
По словам специалиста, противниками предлагались и другие варианты земельных участков. Например, где детский сад (пустырь), рядом с домом Пролетарская, 83. Но туда она физически не влезет, так как площадь в границах красной линии составляет всего 7 000 кв. метров.
Четвертый вариант – недостроенный детский сад, площадь земельного участка почти 8 000 квадратных метров. И туда она также не встанет.
В соцсетях активистами предлагалось два участка, но на них проходят высоковольтные линии электропередачи. Если их вынести, то получатся колоссальные затраты, соизмеримые со строительством в половину школы.
Еще участок был предложен на рассмотрение напротив дома Пролетарская, 81, где поворот на очистные. Но там тоже проходит ВЛ, да и к тому же водоохранная зона. Плюс к этому заболоченность. И это еще не все, там же мы натыкаемся на обустройство пешеходного перехода (будет ли он наземный или подземный – это минимум 50 миллионов), плюс сети, которые будут стоить 300 миллионов. К слову, строительство самой школы обойдется ориентировочно от 500 до 800 миллионов. В данном варианте получается, что сверху к этой сумме придется потратить еще 350 миллионов.
«Других земельных участков для строительства школы в Третьем микрорайоне не существует, – подчеркивает Юрий Кривошеин. – Альтернативы выбранному участку нет. Либо предложенные варианты несут дополнительные колоссальные затраты, либо школа просто не помещается.
Если жители Третьего микрорайона откажутся от строительства этой школы, то нам придется искать другие варианты, потому что всем очевидно – школа городу нужна, и не одна. Просто будет очень жаль, что целый микрорайон областного центра опять на длительное время лишится шанса получить современную инфраструктуру».
Напомним, что за 30 лет существования данного микрорайона так и не было построено ни одного детского сада, ни школы. Также хотелось раскрыть еще один секрет, что властями региона в перспективе в параллель строительству школы планируется строительство и детского сада в Третьем микрорайоне.
Доводы «Против». Также говорят, что сложные условия для строительства, мол, на том месте котлован, где постоянно застаивалась вода. Начнем с того, что такое котлован? Это вырытая яма. В том районе построены жилые дома, и воды в подвалах нет. Возможно, есть где-то подтопления, но это и в других районах присутствует, где нет никакого котлована. Это проблема системная, проблема города.
Говорят, что неустойчивый на том месте грунт. «Хочу сказать, в городе есть устойчивые и неустойчивые грунты, и работа с ними – это проблема инженеров. В стране много сложных грунтов, но строительство на них ведется. Мы не из каменного века, постоянно совершенствуемся и прогрессируем, применяем новые методы и решения, и этого (неустойчивых грунтов) бояться могут только дилетанты, а точнее апеллировать сложными инженерными условиями. Потому что нормальный инженер ничего не боится», – отвечает заместитель председателя Правительства региона Юрий Кривошеин.
Чисто по-человечески. Для чего нужна эта школа? Напомним, что в Третьем микрорайоне проживает 15 000 человек. В том микрорайоне неохотно покупают квартиры из-за того, что там нет школы. Одни говорят, что покупают квартиры из-за сквера, а другие не покупают потому, что там нет соответствующей социальной инфраструктуры. Школа и детский сад – это определяющий фактор для многих людей, а особенно для молодых семей.
Поэтому многие молодые люди отказываются от переезда в Третий микрорайон, понимая его удаленность и на что они себя обрекают с детьми-школьниками – маршрутки (независимо от погоды) либо школьные автобусы (которые ходят по определенному расписанию), и интересы каждого он не сможет учесть. Покупка же автотранспорта на сегодняшний день – довольно существенно затратное дело, и не каждый его себе может позволить.
Предметно на заседании Общественной палаты выступил директор 29-й школы, которая находится вблизи от предполагаемого объекта строительства. Сегодня это самое перегруженное образовательное учреждение в городе, дети учатся в 2 смены, здесь же находится школа имени В. Барляева, которую тоже некуда переместить.
Безусловно, школы городу нужны, и не одна, а пять, ибо 2,5 тысячи детей обучается во вторую смену, что создает серьезные трудности в организации учебного процесса. Это связано в том числе и с коротким световым днем на Севере.
Проект будущей школы очень интересен, он одобрен Минстроем России и вошел в реестр типовых проектов Министерства образования РФ. В ней будет бассейн (4 дорожки по 25 метров), что дает возможность проведения соревнований как городского, так и регионального уровней. Там же будет работать секция по плаванию. На территории школы появятся теннисный корт, баскетбольная площадка, площадка для сдачи ГТО и будет сохранена хоккейная коробка.
«Нельзя не учитывать мнение инженерных служб города и архитекторов. Школа предусматривалась на этом месте, и даже началось ее строительство в 90-е годы, но было прекращено. При этом все инженерные коммуникации подведены. Не надо ничего копать, увеличивать проходные сечения трубопроводов.
Разговор не окончен, мы переходим к общественным обсуждениям. Будет более детальная проработка всего Генерального плана, и 25 декабря мы проведем общественные слушания, на основе которых примем окончательное решение. Я думаю, что школа должна быть, потому что Третий – один из самых необустроенных микрорайонов города», – пояснил на одном из брифингов мэр города Магадана Юрий Гришан.
Выдвигавшиеся аргументы «Против» строительства школы в предложенном Градостроительным советом города Магадана месте
Ответы специалистов-проектировщиков
Сквер «исчезнет»
При строительстве школы, согласно проекту, сквер не будет варварски истреблен, он будет перенесен на место нынешней аллеи и полностью благоустроен. Площадь его не уменьшится, а просто трансформируется. Аллея также будет перенесена вдоль д. 71 корп. 1
Школу не достроят
Федеральное финансирование по данному проекту жестко ограничивает сроки стройки – 2 года. В случае нарушения указанного срока бюджет субъекта федерации обязан будет возместить затраченные федеральные средства. Объем же финансирования строительства абсолютно достаточный для своевременного завершения стройки
Сначала постройте детсад – потом стройте школу
Детский сад в Третьем микрорайоне планируется к проектированию в 2018 году, поэтому никакого противопоставления этих социально значимых объектов нет. Третьему микрорайону нужна и школа, и детский сад
Постройте школу на других земельных участках в Третьем микрорайоне
Рассмотрим кратко каждый из предлагавшихся альтернативных земельных участков
Вблизи границы улично-дорожной сети (у Пролетарской улицы)
На данном участке вести строительство категорически нельзя, так как эта дорога городского значения и существует нормативное расстояние, которое составляет 25 метров от дороги (утвержденное сводом нормативных правил).
Развернуть школу входом к дороге, как предлагалось на заседании, нельзя и опасно. Поток учащихся, выходящих (а скорее выбегающих) из стен школы, будет направлен на проезжую часть. В данном случае вероятность аварийных и трагических ситуаций возрастет. Между входом и дорогой должно быть пространство, которое организовывает поток людей.
Также этот земельный участок имеет площадь в 1,3 га, а нужно для строительства 1,75 га. В любом случае придется прирезать часть сквера.
При этом варианте идут и другие проблемы: отсутствуют места парковки и зонирование территории
Пустырь рядом с домом Пролетарская, 83
Школа сюда также «не войдет», так как площадь в границах «красной линии» составляет всего 7 000 кв. метров
Участок напротив дома Пролетарская, 81 (где поворот на очистные)
Там проходит высоковольтная линия электропередачи, и расположена водоохранная зона. Плюс – заболоченность. Там же мы «натыкаемся» на обустройство пешеходного перехода (будет ли он наземный или подземный – это минимум 50 миллионов рублей) плюс инженерные сети, прокладка которых обойдется около 300 миллионов рублей. Строительство самой школы обойдется ориентировочно от 500 до 800 миллионов рублей. В данном варианте получается, что проект становится дороже на 350 миллионов рублей
Когда-то в котловане на планируемом месте строительства школы была вода. Строительство на этом месте невозможно из-за грунтов и подземных вод
В округе планируемой площадки для строительства новой школы стоит немало жилых многоквартирных домов, 5- и 9-этажных. В подвалах этих домов вода не стоит. А если и случаются отдельные подтопления из-за разгула стихии, то надо признать, что аналогичные временные подтопления случаются и в жилых многоквартирных домах, расположенных в самых различных районах города.
Строительство на современном этапе развития соответствующих технологий может вестись практически на любом участке местности. Это – инженерные решения. И никаких непреодолимых особенностей ни по грунтам, ни по подземным водам этот земельный участок не имеет. Проектировщики и строители смогут выполнить эту задачу и рамках данного проекта строительства школы.
Комментарии