Прошедший в Молодежном центре первый родительский форум, безусловно, показал свою важность и актуальность. Многим семьям оказали помощь различного рода - на форуме вместе работали педагоги, учителя, врачи, наркологи, психологи, представители управления образования, спортивные инструкторы и тренеры, консультант отдела искусства министерства культуры области и другие. Это было настоящее большое собрание разных специалистов.
Для чего пришла, например, сюда многодетная мама магаданка Оксана Трепышко?
- У меня пятеро детей, - говорит она, - совсем разного возраста - старшему сыну 19, дочерям 14 и 10, сыновьям - 7 и 5 лет.
- Как вы справляетесь с ними?
- Потихоньку, - смеется Оксана. - Все делаем дружно. А мы их с мужем так и приучили - старшие дети помогают младшим. Старшие и нам большую помощь оказывают. Государственная поддержка тоже есть, существуют льготы. Например, в конце прошлого учебного года и в начале этого в школе сделали бесплатное питание. Ведь, конечно, обычно у многодетных семей не хватает средств. Я стала участником площадки «Взаимодействие социальных институтов», мастер-класса «Как научиться понимать своего ребенка?». Вообще, конечно, хотелось все послушать.
Активно участвовала в форуме первый заместитель председателя Магаданской областной Думы Оксана Бондарь.
- Основная задача форума, - считает она, - это консультации специалистов всех наших учреждений в решении важных, актуальных задач семейной политики. Задачи эти постоянны, они связаны с теми реалиями, с которыми мы сталкиваемся. Вот, к примеру, родители многих детей хотели бы начать приучать их к спорту с четырех лет, но наши спортивные школы начинают работу с детьми, только когда им исполнится шесть. Поэтому нужно решить этот вопрос. Да, ходят инструкторы в детские сады, но они там преподают для общего развития. Мы будем думать, как решить эту проблему и в городе, и в области, потому что для таких отдаленных округов, как, например, Омсукчанский, это тоже актуально. Думаю, что по итогам форума мы сформируем предложения для органов власти и губернатора, областной Думы. Для нас важно узнать, в каком именно направлении нужно прилагать усилия, чтобы образовательный процесс в семьях протекал наиболее успешно.
На двух дискуссионных площадках - той, которую вела психолог Виктория Каранова, и у доктора педагогических наук Татьяны Савченко - царило оживление, родители задавали вопросы. Например, на первой - «Взаимодействие социальных институтов как фактор успешной социализации подростков и молодежи» мама 14-летнего сына Анастасия Якубек задала вопрос министру образования региона Анжеле Шурхно:
- Мой сын учится во вторую смену, учится еще и в субботу, мы не сидим в соцсетях, не смотрим телевизор, а делаем уроки до двух ночи. Почему такой большой объем домашних заданий и когда разгрузят школы, чтобы все учились в одну смену?
По словам Анжелы Владимировны, необходимый объем знаний - это требование Министерства образования РФ. Загруженность детей - сегодня наиболее обсуждаемая проблема. Родители сами выбирают, в каком учебном заведении будет обучаться ребенок, и, естественно, если выбрали школу или гимназию с углубленным изучением предмета, надо быть готовым к большой нагрузке. Плюс ученики выполняют какие-то поручения родителей, посещают кружки и секции, да и погулять просто необходимо! «Хорошо, что у нас нет третьей смены», - пошутила министр. Но задача ликвидировать двухсменный режим в школах будет постепенно выполняться.
В этой же дискуссионной площадке участвовал и молодой учитель истории школы № 7 Иван Цыбулькин. Вот что он сказал корреспонденту «МП»:
- На мой взгляд, разговор состоялся насыщенный. Здесь были родители, врачи, учителя, представители общественности. Те темы, которые мы затронули, сегодня очень актуальны. Это и чрезмерная нагрузка у школьников, которые, к примеру, до двух часов ночи делают домашнее задание, и взаимоотношения учителей с родителями и наоборот. Все это нужно обсуждать и решать проблемы в этих сферах вместе. Во главу угла нам надо ставить все-таки интересы и желания наших детей. Поэтому сначала ученик, а потом учитель. Об этом не нужно забывать, например, в погоне за хорошо сданным ЕГЭ. Конечно, таких форумов должно быть больше, и нужно желание родителей самообучаться и саморазвиваться. И если есть проблема, то лучше обратиться к специалистам, чем самому наломать дров в воспитании и обучении ребенка.
На второй площадке обсуждалась тема «Взаимодействие семьи дошкольника и младшего школьника с организациями образовательного пространства региона».
И здесь было много вопросов из зала. Например, о рабочих тетрадях, которые в некоторых школах родителей заставляют покупать. На вопрос ответила заместитель руководителя управления образования мэрии Ирина Горностаева:
- На вебинаре, который проводило недавно Министерство образования РФ, говорилось, что сама школа утверждает свою образовательную программу, список учебников и методических комплексов, по которым будет учиться ваш ребенок в следующем учебном году. Родители также могут участвовать в формировании этого списка. Если школа считает, что можно обучаться без рабочих тетрадей, то и обходится без них. Ведь рабочая тетрадь - это средство для самостоятельной работы ученика. Если происходят случаи, когда вас заставляют приобретать эти тетради, обращайтесь в департамент образования, который непосредственно следит за этим вопросом, или звоните на горячую линию министерства образования по телефону 64-31-32.
Ну а вообще, как рассказали в управлении образования, сегодня идет тенденция к тому, что рабочие тетради скоро будут не нужны. Постепенно планируют переходить на электронную форму образования, которая будет доступна каждому ученику и родителю.
Мама особого ребенка, Валентина, волнуясь, задала такой вопрос:
- Мы очень много можем говорить об инклюзивности нашего образования, детей-инвалидов, о доступной для них среде. Но у меня такой вопрос. Вот мы с ребенком ходим в бассейн и еще в музыкальную школу - огромное спасибо педагогу, который нас взял. Но по большому счету наших детей отдать больше некуда. Мы обращались в детские секции ДДЮТ, но туда не берут. Так же и с другими родителями. Может быть, есть возможность создать отдельные группы для занятий с такими детками? Например, театральный кружок или танцевальный? Поверьте, они очень одаренные!
На вопрос ответила директор ДДЮТ Ирина Майорова:
- Дело в том, что такая группа у нас есть. Приходите во дворец, и мы вам все расскажем и дадим консультации. Это вопрос очень актуальный. Спасибо вам за него, мы посвятим этому не одно совещание и решим проблему.
Ведущий площадки - педагог и папа будущего первоклассника Андрей Иванов - хотел узнать, должны ли родители все-таки помогать школьнику делать домашнее задание.
Отвечает учитель начальных классов Оксана Вронская:
- Если ребенок сам просит о помощи, то надо ему помочь, но нельзя его заставлять, ему должно это нравиться. И когда ему это нравится, то понравится и мне. Но нужен, конечно, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Обсуждался и вопрос нервозности и тревожности детей. Такие ситуации возникают тогда, когда родители сами ставят перед ними высокую планку: «Ты должен это, ты должен то», а малыш не может до нее дотянуться. Начинаются различные неврозы, и здесь необходима консультация психолога.
Прозвучал вопрос из зала:
- С какого возраста можно отдавать ребенка на гимнастику?
На него ответила старший тренер Магаданской области по художественной гимнастике Элина Бурмистрова:
- Гимнастика - это очень красивый вид спорта, но весьма сложный технически. Не каждой девочке он походит, не каждая может справиться. Но к этому виду спорта родители относятся очень фанатично, сразу требуют какие-то дополнительные занятия. Хочу обратиться к родителям: не заставляйте детей идти на гимнастику! Пусть ребенок сам выберет то, что ему по душе. А берем мы деток с 6 лет.
Вообще родительский форум показал, что у пап и мам в процессе воспитания детей рождается масса вопросов, квалифицированно ответить на которые могут только специалисты. Такие мероприятия помогают правильно построить диалог родителей и людей, профессии которых связаны с тем, чтобы делать ребятишек лучше и помогать в любых ситуациях.