Эта история произошла в декабре ушедшего года с магаданкой Ириной Сергеевой (имя и фамилия изменены по ее просьбе) и развивалась не без участия «МП».
Она о том, какими бесправными и по-гоголевски маленькими порой мы себя чувствуем, столкнувшись с белыми воротничками, для которых есть только свод неких правил, заслоняющих живого человека. И еще о том, что предусмотрительность никогда не бывает излишней. Но и ее порой мало…
Не раскололась кубышка
Каждый из нас в определенный момент жизни начинает задумываться о личных накоплениях. Кому-то они нужны на крупные покупки: автомобиль или отдельную жилплощадь, а другие просто откладывают деньги в кубышку на черный день, например, на тот, когда здоровье не позволит не то чтобы работать, а даже заботиться о себе самостоятельно. Конечно, когда речь идет о кровных сбережениях, человек подыскивает надежный банк с оптимальными для себя условиями.
Так поступил и отец обратившейся в редакцию «МП» Ирины Сергеевой: собирал энную сумму на случай возможного нездоровья. И, как оказалось, не зря. Живя в ближнем Подмосковье, мужчина открыл вклад в местном отделении банка «ВТБ 24». Потом у немолодого уже человека резко ухудшилось состояние здоровья, и он вернулся в Магадан, где много лет работал на одной из руководящих должностей и был многими уважаем, здесь до сих пор проживают бывшая супруга и единственная дочь. Заботы о родном человеке взяли на себя близкие. Он же, предвосхищая возможные осложнения, составил у нотариуса на дочь Ирину генеральную доверенность, дававшую той право распоряжаться всем движимым, а также недвижимым имуществом родителя.
Осень выдалась тяжелой, здоровье окончательно ослабло, и в декабре ушедшего года тяжелобольного пенсионера госпитализировали. В больнице день ото дня он угасал на глазах. Сиделка, и до того не отходившая от кровати своего подопечного, буквально прописалась в его палате, оставаясь рядом даже ночью. Безусловно, такая услуга стоит немало, особенно для семьи со скромными доходами. Мать и дочь решили - необходимо воспользоваться тем самым вкладом в ВТБ 24, благо на сей случай есть доверенность. Тут-то ничего не подозревающих женщин и ждал неприятный сюрприз.
- В магаданском филиале этого банка 10 декабря мне сообщили, что воспользоваться средствами вклада я не имею права, - рассказывает Ирина, - несмотря на то, что по той же доверенности в ВТБ 24 мне делали некоторые операции и ее уже даже проверять не требовалось! Но никакие аргументы банковских работников не убедили. Я теряла часы в очередях, но ничего не добилась. 18 декабря потребовала у банка бумагу с официальным ответом.
В нем говорилось: «Совершение операций по счету (вкладу) клиента осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами Банка России и Положением по работе с банковскими счетами (вкладами) физических лиц ВТБ 24 (ЗАО). Согласно Положений для проведения операции по переводу остатка денежных средств с банковского счета клиент должен лично обратиться в банк. Банк не выполняет услугу по переводу остатка денежных средств с банковского счета (счета по вкладу) по распоряжению представителя клиента».
Иными словами, если вы открыли вклад в этом банке не в том городе, где собрались им воспользоваться и по вине несчастного случая или иных причин оказались в физически беспомощном состоянии, даже наличие нотариальной доверенности не даст право никому, кроме вас, получить деньги. То есть вы, имея средства на счету, рискуете попросту умереть, если будете не в состоянии ходить, говорить и расписываться, а медпомощь, не приведи Господь, окажется не бесплатной.
- Получается, - продолжает И. Сергеева, - мой отец копил как раз на случай утраты здоровья и нетрудоспособности, а в минуту, когда накопленное понадобилось, воспользоваться не смог, считаю, по надуманным банковскими работниками причинам!
Телефонное право?
И. Сергеева, понимая, что папе требуется постоянная помощь, которую она в силу занятости на работе оказать не может, в панике металась из банка к юристу и обратно, чтобы как можно скорее решить вопрос с деньгами. Адвокат заявлял категорично: отказать не имеют права, оформленная генеральная доверенность наделяет представителя всеми необходимыми полномочиями. Но у банкиров на этот счет оказалось свое мнение.
После первого обращения потерпевшей в редакцию «МП» 24 декабря корреспондент связалась с
управляющим региональным отделением ПАО «ВТБ 24» Владимиром Стрельниковым
, который пообещал разобраться в возникшей проблеме, не дожидаясь, когда клиентка подаст в суд. Управляющий предложил самое оптимальное решение: привезти владельца вклада в банк, а когда узнал, что это невозможно, даже готов был направить своих сотрудников в больницу. Но на тот момент отец И. Сергеевой не мог не то что где-то там расписываться, уже даже и говорить.Вскоре после этого Ирине из банка перезвонили, попросили явиться в офис к заместителю управляющего, которая сообщила… что в гендоверенности, составленной нотариусом В. С. Тимуш, содержатся неточные формулировки, а именно не указан конкретный номер вклада (!), в связи с чем заявление на выдачу средств отклонено. Можно себе только вообразить состояние человека, когда тяжелобольной близкий родственник находится в беспомощном состоянии, деньги на его лечение и уход имеются, есть также и законные основания ими распорядиться, но… Опять это пресловутое «но»!
Больше не в силах терпеть, женщина направила 25 декабря в суд иск, в котором требовала обязать банк вернуть денежные средства. А тем временем из отдела собственной безопасности банка ей поступали звонки с просьбами сообщить точное местонахождение отца в больнице вплоть до номера палаты, его диагноз и прочее. При этом отдать деньги ей никто не обещал.
Корреспондент «МП» вновь связалась с В. Стрельниковым, обрисовала ему сложившуюся ситуацию, включая неудачную беседу Сергеевой с его же заместителем. Управляющий вновь пообещал лично поучаствовать в решении данного вопроса.
Что стало конечной точкой в разбирательстве по этой пустяшной банковской операции, непонятно. Да вот только долгожданные деньги И. Сергеевой все же выдали.
29 декабря, через три недели после первичного обращения. А спустя сутки, в канун Нового года, скончался ее папа. И вместо того, чтобы, наконец обладая необходимой суммой, как планировала, везти отца на обследование в ЦРС для постановки точного диагноза и облегчения его страданий, Ирина стала оплачивать с накопленных отцом средств его же похороны.
Дорогостоящий… пробел
Редакция обратилась с копией доверенности на И. Сергееву к
исполняющей обязанности президента Магаданской областной нотариальной палаты Богданне Морис
.- Из текста доверенности следует, что ваша читательница могла распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах ее доверителя, получать деньги с любого счета в любом банке, распоряжаться счетами, в том числе переводить счет в другой банк или соединять счета. Данная доверенность имеет расширенное толкование, ограничений в полномочиях поверенного в распоряжении счетами доверителя не было, - сказала она.
«МП» ответили и из ПАО «Сбербанк», пояснив, что представитель их клиента по генеральной доверенности (после ее трехдневной проверки) может закрыть вклад, открытый в другом регионе, но только сделав запрос перевода, подождав от трех до пяти дней, и с условием зачисления суммы вклада на счет вкладчика, а не доверенного лица. Как видно, особых препятствий в таком пустяковом вопросе в этом банке никто никому не чинит.
Директор магаданского бюро адвокатов Роман Грибов,
имеющий за плечами более 10 лет адвокатской практики, автор ряда публикаций в журнале «Помощник юриста», преподававший на кафедре гражданского права бывшей МГЮА им. Кутафина, в своем мнении однозначен:- Действия работников банка «ВТБ 24» незаконны. Более того, договором, подписанным отцом заявительницы, предусматривается осуществление действий по распоряжению через представителя. Но даже если бы этого пункта и не было, на такой случай существуют общие нормы Гражданского кодекса РФ. Единственное, на что сотрудники банка могли оттянуть время - на проверку доверенности через нотариуса, ее выдавшего. Таким образом, отказ безоснователен.
Эксперт особенно подчеркнул, что внутренние банковские документы типа положения, на которое сослались в официальном ответе, не могут противоречить ч. 1 ГК РФ, который подлежит применению на всей территории нашего государства
.
А между тем добиться мало-мальски развернутого комментария от кого-либо из представителей регионального отделения ВТБ 24 так и не удалось. Управляющий назначил корреспонденту личную встречу, но, к сожалению, приболел, а его заместитель посоветовала по всем вопросам обращаться только в пресс-центр, что в Хабаровске.
Елена Рыжкова, пресс-секретарь по Дальневосточному федеральному округу
(Филиал № 2754 ВТБ 24 (ПАО)) довольно оперативно отозвалась на проблему и прислала официальный комментарий следующего содержания: «Прежде всего хочу выразить искренние соболезнования близким нашего клиента. В рамках объективных ограничений мы сделали все возможное для скорейшего урегулирования ситуации».Что за объективные ограничения помешали банку исполнить свою работу, пришлось выяснять в телефонном разговоре. Е. Рыжкова все-таки признала, что, вероятно, в том самом внутреннем банковском положении существовал некий пробел, вследствие чего судьбу вклада решали коллективно магаданские и московские специалисты ВТБ 24. Теперь он, пробел, устранен, подчеркнула в беседе пресс-секретарь, и более, заверила она, у клиентов таких проблем не возникнет. Только вот Ирине Сергеевой от этого не легче.
Больше специалист пояснить ничего не смогла, но пообещала, по настоятельной просьбе журналиста, задействовав юристов, подготовить полный ответ о том, какие именно причины послужили основанием сначала для отказа в выдаче средств по вкладу, а после, спустя без малого три недели, для одобрения данной операции. Через несколько дней от Рыжковой пришло второе, еще более лаконичное письмо: «К сожалению, в текущей ситуации мы развернутый комментарий дать не можем». Что ж, краткость - сестра таланта.
Только суд?
После небольшого журналистского расследования удалось выяснить, что, если с вами произошла такая ситуация, как с Ириной Сергеевой, искать правды почти не у кого. В
Управлении Роспотребнадзора по Магаданской области
сообщили, что в их компетенции разобраться, если договор банка с клиентом содержал нарушения прав потребителя. По другим случаям нужно обращаться в отделение Центробанка РФ по Магаданской области. Там по письменному запросу из редакции на данный момент проводится проверка, результаты которой мы обязательно опубликуем позже. Получается, только суд - единственная возможность для гражданина отстоять свои права.- Их деньги, даже если подам в суд иск о возмещении морального вреда и выиграю, мне не нужны, в детдом их отдам или в церковь, - утирает внезапно набежавшие на глаза слезы Ирина. - Да и накопления отца мне были необходимы лишь для одной цели - высокотехнологичного обследования и лечения. Иск и нужен только для того, чтобы никто из колымчан больше не попал с этим банком в такую ужасную ситуацию, как я. До последнего дня говорила: «Папа, потерпи, скоро должны дать деньги». И он держался из последних сил. Я точно знаю.
Надо отметить, все случившееся просто поражает своей абсурдностью. Ведь на первый взгляд простейшая банковская операция обернулась для Ирины Сергеевой измотанными нервами, бессонными ночами, собственным пошатнувшимся здоровьем, часами беготни в рабочее время. В итоге деньги-то выдали, но дорога ложка именно к обеду. Не так ли? А еще думается, если бы не настырность журналиста, в банке так бы и обошлись отпиской, датированной 18 декабря 2015 года, ведь это, по сути, был официальный отказ выдать деньги, а не просьба подождать, пока банк изыскивает способ помочь клиенту.
Страшно представить, что было бы, если б в подобную ситуацию попал какой-нибудь другой человек, может быть, престарелый или нездоровый, которому бы и в голову не пришло обратиться в региональное СМИ, к юристу. Так и ушел бы он несолоно хлебавши со своей бедой. И вроде бы коммерческий банк должен заботиться о своих клиентах и выстраивать обслуживание со всем возможным комфортом, ведь репутация в такой сфере дорогого стоит. А на деле вышло с точностью до наоборот.