ЧУЖИЕ БЛИЖЕ
Ее ставили в каждом театре страны. Более 40 лет назад такой спектакль появился и в афише Магаданского театра.
И вот новая постановка на нашей сцене - в режиссуре Дмитрия Павлова. Премьера «Старшего сына» состоялась 27 и 28 ноября, и оба премьерных спектакля стали аншлаговыми.
Актуальность материала, на мой взгляд, очевидна и сегодня. На протяжении всей пьесы Вампилов подводит нас к мысли о том, что иногда чужие люди становятся нам ближе и роднее, чем кровные родственники.
К слову, как и в предыдущих спектаклях, Дмитрий Павлов, помимо постановки, выступил и сценографом, и музыкально оформил спектакль. Сценография совсем не вычурна - разъехавшиеся оконные рамы означают разлад в семье уволенного музыканта Сарафанова, душевное неравновесие и отсутствие тепла. А вот рамы соединились в нормальное целое окно, и получился Дом. Дом, в котором тебя всегда ждут, откуда бы ты ни возвращался.
Красиво решена сцена боя с подушками у молодых главных героев (Владимир Диль и Екатерина Бондаренко), когда с неба сыпется и сыпется «пух», и никого нет вокруг этих влюбленных, только они вдвоем, сидящие на полу, выхваченные лучом света. И, кажется, что это будет длиться бесконечно, как сама любовь… Как заводной рок-н-ролл в исполнении всех актеров в 1-м и 2-м актах…
ЧИТАЙТЕ ВАМПИЛОВА
Как удачно режиссер подобрал музыку! Она объясняет чувства и героев, и зрителей, многократно усиливая эмоции. А песня Булата Окуджавы в финале «Дежурный по апрелю» дарит огромную радость бытия, надежду на просвет в сложных отношениях вампиловских героев, да и нашей собственной жизни, ведь мы ничем не отличаемся от этих простых людей.
И совсем не случайно в Год литературы Дмитрий Павлов обратился именно к классике. Она и вечна, и всегда актуальна. Да, очень любопытное прочтение Вампилова.
- У вас в спектакле сразу два Кудимовых (Александр Тарасюк, Игорь Смирнов), которые играют в гротесковом направлении. Это «настоящее» и «будущее» главной героини? - задаю вопрос режиссеру.
- Это выбор Нины, та жизнь, которая ее ожидает. Вот такого мужа, бравого пилота, получит она, у которого «первым делом самолеты». Это утрированное решение. Ведь трагедия в том, что жизнь с этим летчиком-женихом будет идеальна, упорядочена, но в ней не будет главного - любви.
- Если сравнить с предыдущими спектаклями, сцена у вас одета снова очень лаконично. Такая задумка?
- Я не увидел необходимости в этом спектакле городить целые павильоны, тем самым ограничивать зрителя в его восприятии. Пусть он сам домысливает, дорисовывает, и свою жизнь тоже.
- Да, при всем минимализме в сценографии создается ощущение того, что зритель находится внутри дома Сарафанова. А что вы можете сказать о работе молодых актеров? Справились ли они с задачей?
- Материал, действительно, не простой, и молодые актеры справились достойно.
Мы репетировали без малого три месяца. Не сразу сформировался этот актерский состав. Были пробы, рокировки, снова пробы.
- А правда ли, что почти на каждой репетиции героя Владимира Диля обливали водой из ведра?
- Да нет, это действие было обнаружено в ходе репетиций уже давно, а вот эффект самого фокуса стал проверяться из гуманного отношения к актеру уже на генеральных прогонах.
- Вам понравилась реакция зала?
- Зал реагировал хорошо, тонко, внимательно. Видно, что зритель чувствовал эту историю и очень тепло принимал спектакль.
ДЕБЮТЫ И АКЦЕНТЫ
В спектакле дебютировали новые актеры драмы, которыми труппа пополнилась в этом сезоне. Это Владимир Мунько (Васенька), Иван Синицын (Сильва), Екатерина Бондаренко (Нина) - они приехали в наш театр после окончания Дальневосточного института искусств. Роль Сарафанова - одну из главных в спектакле - исполнил Виталий Стратичук, приехавший к нам из Санкт-Петербурга. Для него это был тоже премьерный дебют на нашей сцене.
- Роль Сарафанова очень объемная, впрочем, у Вампилова все роли в «Старшем сыне» интересны и глубоки по содержанию, - поделился артист с корреспондентом «АиФ-Магадан». - И меня, как отца двоих уже взрослых детей, не могла оставить эта роль равнодушным. Ну, а как актера, разумеется, меня не может не трогать вообще драматургия Вампилова.
- А как вы чувствуете себя в этой роли? Вам она близка или вы еще ищете этот образ?
- В разговорах с режиссером Дмитрием Павловым появился азарт, и мне стало любопытно поработать над этой ролью и в этом спектакле. Стал думать об образе и обнаруживать разные черты характера. Постепенно стала проявляться и роль, и сам человек. Начни тут режиссер специально «выявлять характер» и «ставить акценты» - все было бы искусственно. Так что все собиралось по мелочам, осторожно и вдумчиво, с уважением и вниманием к автору. На «едином дыхании» ничего нельзя сыграть. Надо возвращаться, переделывать, двигаться дальше - то легче, то труднее. Так что чуда здесь нет, а есть кропотливая работа и труд.
- Как вам наша публика?
- Публика в Магадане, я убедился, открыта, искренна и не скупа на эмоции.
Профессор кафедры русской филологии и журналистики Северо-Восточного государственного университета и театрал с большим стажем Елена Гоголева с удовольствием поделилась впечатлениями с «АиФ-Магадан»:
- После долгого периода отсутствия значимых спектаклей налицо несомненная удача театра.
Прежде всего хочу отметить роль Сарафанова (Виталий Стратичук). Очень органичен Валерий Бунякин, тонок и колоритен в трагикомическом рисунке образа. Радует и наличие молодых сил. Яркой получилась фарсовая роль Сильвы (Иван Синицын). Перспективен Владимир Мунько. Женские роли, к сожалению, заметно слабее.
В этой комедии, вообще, очень сильны фарсовые моменты, и, на мой взгляд, это оправданно. Было очевидно, что магаданский зритель острее всего реагирует на фарс.
Режиссер имел право осовременить пьесу Александра Вампилова, и это выразилось не только в одежде молодых героев, но и в ностальгических комбинациях любимых старых мелодий и вечных психологических проблем человека, а также в соединении драматических и комических трактовок знаменитой пьесы.
Еще раз поздравляю драму с удачей!
КОРИФЕИ ТЕАТРА
После первого премьерного спектакля, когда аплодисменты перешли в овации, зрителей ожидало еще одно приятное событие. Председатель Магаданского отделения Союза театральных деятелей Римма Захарова (которая, к слову, сама в этом году отмечает 25-летие театральной деятельности в нашем театре) поздравила с памятными датами своих коллег по сцене, вручив им букеты цветов.
50 лет на сцене заслуженная артистка ЧИАССР Светлана Михайлова, 40 лет - заслуженный артист России Валерий Бунякин, 40 лет именно в Магаданском театре - балетмейстер Юрий Абрамов, 35 лет театральной деятельности отмечает заслуженный артист России Аркадий Касацкий. Члены СТД пожелали молодым актерам удачи в этой сложной профессии.
На мой взгляд, на этот спектакль нужно приводить и школьников старших классов, и студентов, и всех своих знакомых и друзей. Поверьте, три часа отдыха и счастья вам гарантированы!