Углекопы бухты Угольной


Вниманию читателей предлагается серия статей по истории становления угольной промышленности Северо-Востока с конца XIX века до наших дней. В основу исследования легли документы, фотографии, карты, книги, хранящиеся в фондах и библиотеке Магаданского областного краеведческого музея, а также материалы из коллекции Государственного архива Магаданской области.

В этой и последующих статьях описывается история открытия геологами Дальстроя таких месторождений угля, как «Аркагалинское», «Эльгенское», «Хасынское», «Омсукчанское», «Гижигинское», «Анадырское», и других. Рассказывается о трудностях организации и функционирования первых угледобывающих шахт управления «Дальстройуголь». Раскрываются масштабы добычи природного топлива на предприятиях треста «Северовостокуголь». Описывается современное состояние угледобывающей промышленности Магаданской области, а также ведущего предприятия отрасли - угольного разреза «Тал-Юрях».

Далекие малонаселенные северо-восточные окраины Российской империи начали привлекать к себе внимание землепроходцев только в ХVII в. При сравнительно редких посещениях края главное внимание уделялось сбору сведений охотничье-промыслового, географического и этнографического характера. Как правило, полезными ископаемыми не интересовались. Первопроходцев, купцов, служивых людей влекли в эти края пушнина, бивни мамонта и клыки моржа. Отрывочные, скудные сведения о наличии здесь природных минералов относятся к ХVIII в.

Известный русский путешественник и естествоиспытатель П. С. Паллас в своих трудах, относящихся к концу ХVIII в., упоминает об угле в устье р. Авековой на побережье Гижигинской губы. Затем, в ХIХ в., проявления угля на Колыме и Чукотке были обнаружены многими учеными и исследователями: А. Эрманом в 1830 г. на Охотском побережье близ с. Ямск, К. Дитмаром в 1853 г. на восточном побережье Гижигинской губы близ устья р. Чайбуха и Авековой. В 1886 г. топливо было найдено на побережье Берингова моря в районе бухты Угольной. А в 1891 г. И. Д. Черский обследовал месторождение каменного угля на р. Зырянке - левом притоке Колымы.

В 1912 г. были осуществлены первые геологические исследования скоплений угля месторождений в районе Анадыря и бухты Угольной. Экспедицией геологического комитета руководил П. И. Полевой, описавший упомянутые месторождения в известном труде «Анадырский край», изданном в 1915 г. В конце ХIХ - начале ХХ в. на Колыму и Чукотку было направлено несколько геологоразведочных экспедиций: в 1897 - 1900 гг. - под руководством К. И. Богдановича, в 1901-м - под руководством Д. Б. Иванова, в 1903-м - под руководствомИ. А. Корзухина.

Наиболее доступными для изучения и дальнейшей эксплуатации были районы морского побережья. Именно с ними связаны первые находки углей, так как пласты их, выходившие на поверхность морских береговых обрывов, были видны издалека и невольно привлекали к себе внимание. Кустарные разработки сырья мелкими штольнями на отдельных прибрежных участках местное население, а также команды русских и иностранных судов производили для собственных нужд. В период с 1902 по 1908 г. начинается эксплуатация Анадырского месторождения близ горы Дионисия Северо-Восточным акционерным сибирским обществом. Разработку пластов производили вручную, годовая добыча не превышала 200 тонн. Труд углекопов был крайне тяжел и опасен, так как горные выработки не крепили из-за отсутствия леса, а добытое топливо доставляли на поверхность в мешках.

До середины 1920-х уголь на Чукотке и Колыме не имел промышленного значения, а сама территория этого огромного края не изучалась и не осваивалась. Это было связано главным образом с затянувшейся на Дальнем Востоке гражданской вой­ной и иностранной интервенцией. С 1924 г. освоение природных богатств нашего региона было поручено организованному Охотско-Камчатскому акционерному рыбопромышленному обществу (ОКАРО).

В 1927 г. эти функции были пе-реданы двум акционерным обществам - «Союззолото» и АКО (Акционерное камчатское общество). Одним из основных направлений в деятельности этих объединений была организация геологоразведочных экспедиций для поисков полезных ископаемых. Только открытие богатых природных кладовых и создание на их базе современной промышленности могли вдохнуть жизнь в этот суровый край. В 1928 - 1929 гг. АКО организовало Анадырскую горную экспедицию под руководством В. В. Купер-Конина, ее основной задачей были поиски золота, но попутно она произвела обследование Анадырского месторождения и определила запасы в 17,6 млн. тонн.

В эти же годы положено начало геологическому изучению и освоению недр Колымы. В 1928 г. Геолком по договору с «Союззолотом» направил в район бассейна Колымы специальную Колымскую экспедицию для детального изучения и освоения недр края под руководством Ю. А. Билибина. Участвовали в ней такие видные исследователи Колымы, как В. А. Цареградский, С. Д. Раковский, и другие. В 1929 г. работы в этом районе осуществляла экспедицияС. В. Обручева, а в 1930-м на Колыму была направлена экспедиция В. А. Цареградского.

С созданием 11 ноября 1931 г. государственного треста «Дальстрой» начинается новая страница в освоении региона.

Для выявления богатств недр на территории Северо-Востока Дальстрой организует ряд геологоразведочных экспедиций. Специальными поисками месторождений угля они не занимались, те выявлялись попутно при проведении поисково-съемочных работ. Так было открыто «Хасынское», «Эльгенское», «Мелководненское», «Аркагалинское» и некоторые другие месторождения.

В 1931 - 1932 гг. геолого-поисковой партией Дальстроя под руководством Е. С. Бобина, производившей мелкомасштабную геологическую съемку и поиски полезных ископаемых на северо-восточном побережье Гижигинской губы в междуречье Авековой и Чайбухи, были описаны известные еще с ХVIII в. выходы углей в Гижигинской губе. В 1933 г. по этим материалам была произведена промышленная оценка ископаемого как довольно качественного энергетического топлива, и запасы его предположительно были определены в10 млрд. тонн. Гижигинское месторождение в то время рассматривалось как топливная база Охотско-Колымского края, подлежащая дальнейшему изучению. В 1938 г. здесь были начаты геологоразведочные работы в целях обеспечения твердым топливом Магадана, и в том же году попутно добыто 2 тыс. тонн.

Хасынское месторождение ценного ископаемого было открыто геологом В. А. Цареградским еще в 1930 г. Оно располагалось довольно близко от бухты Нагаева и поэтому представляло собой возможную топливную базу для Магадана. В 1931 - 1933 гг. запасы изучали геологи, и сложилось мнение, что геологическое строение месторождения очень сложное, что хасынские угли высокозольные и с низкой теплоотдачей, а следовательно, не представляют промышленного интереса. Однако в 1938 г. автобаза№ 1 п. Палатка, расположенного близ Хасына, испытывая острую нехватку топлива, успешно использовала для локомобильных котлов местный уголь, получая его из отвалов старых разведочных выработок.

В 1932 г. геолого-съемочной партией Дальстроя, работавшей в верхней части бассейна р. Колымы под руководством Л. А. Сняткова, было открыто Эльгенское скопление бурых углей. Для выявления его промышленной ценности в 1934 г. руководством Дальстроя создается специальная геолого-поисковая партия под руководством В. И. Нелидова. Это была первая геологическая партия, занимавшаяся поисками и изучением угольного месторождения. В течение 1935 - 1936 гг. геологоразведочные работы на Эльгенском месторождении продолжались, причем изучались более широкие площади в бассейнах р. Правый, Средний и Левый Эльген. В результате многочисленных обследований кладовая была признана перспективной для разведки и эксплуатации, ее запасы предварительно оценены в 13,4 млн. тонн. Районы Верхней Колымы были надежно обеспечены. В 1936 г. здесь была добыта первая тысяча тонн твердого топлива.

В 1933-м в районе бухты Мелководной проводились работы геоморфологической партии под руководством В. В. Козловой. В ее задачу входили посещение и осмотр обнажений бухты, где в 1930 г. астроном Второй Колымской экспедиции Д. Н. Казанли наблюдал выходы пластов бурого угля. Однако в отчете партии упоминаний об этом не имелось. В 1938 г. геолого-поисковой партией геологоразведочного отдела Дальстроя под руководством Г. Г. Михайлова в восточной части этой бухты производились небольшие геологоразведочные работы, в результате которых был вскрыт пласт угля. Мощность его достигала 11 метров. Отчет о результатах работы был написан в 1939 г., но, несмотря на положительные оценки месторождения, изучение его прекратилось и рекомендации к работе не были приняты, так как в это время в Магадане начали уже использовать хасынский уголь.

В 1935 г. рекогносцировочная партия Северного горнопромышленного управления Дальстроя под руководством Н. Д. Гаврилова вела поисковые работы в среднем течении р. Аркагалы. Один из геологических отрядов этой партии возглавлял горный инженер Б. И. Вронский, который после долгих поисков обнаружил мощный пласт угля в обнажении на левом притоке р. Аркагалы. Этот приток был назван Знатным. В результате работ отряда были открыты два угольных месторождения: «Нижне-Аркагалинское», приуроченное к руч. Знатный и Кадыкчан, и «Верхне-Аркагалинское», приуроченное к руч. Тал-Юрях, Грязный, Хакчан и другим.

Уже на первых порах развития угольной промышленности Дальстроя аркагалинским месторождениям принадлежит главенствующая роль. По мнению магаданского историка И. Л. Глазунова, это было обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, удобным географическим положением природных кладовых, расположенных вблизи промышленных предприятий крупнейших в Дальстрое Западного и Северного горнопромышленных управлений, во-вторых, наличием строящейся рядом Колымской трассы Магадан - Усть-Нера.

В конце 1936 г. СГПУ формирует Эмтегейский (в 1937 г. переименован в Аркагалинский) разведывательный район под руководством В. Е. Некипелова, целью которого были определены геологоразведочные работы на золото и уголь в бассейне р. Аркагалы с попутной добычей твердого топлива. В мае 1937 г. в районе ключа Знатного была заложена первая штольня, и в том же году добыты первые 2,5 тыс. тонн угля, которые по зимнику вывезены в п. Ягодное. Уголь получил высокую оценку золотодобытчиков, но отсутствие постоянно действующей автодороги еще долго не позволяло наладить регулярное снабжение приисков дефицитным топливом. В ноябре 1938 г. ЗГПУ в целях всемерного развертывания добычи ископаемого организовало Аркагалинское шахтоуправление, в состав которого вошел Аркагалинский разведрайон.

Геологические исследования в Омсукчанском бассейне начались во второй половине 1930-х гг. В 1936 г. при рекогносцировочных работах в бассейне р. Балагычан и Сугой геолог И. Н. Зубрев установил признаки оловоносности на довольно обширной площади. В 1937 - 1938 гг. эти исследования продолжила геологическая партия под руководством Г. Г. Колтовского, и в 1938-м были выявлены выходы угля по руч. Джекан. Это месторождение было определено Колтовским как весьма богатое, но в силу его удаленности от дорог, приисков и предприятий бесперспективное и не подлежащее дальнейшему изучению.

Кроме этих находок, во второй половине 1930-х гг. были обнаружены следующие месторождения углей: «Омолонское» в бассейне р. Омолон, «Лыглыхтахское» - на р. Правый Лыглыхтах, «Черноозерское» - в районе Черного озера, «Верхне-Купкинское» - в верховьях р. Большая Купка и Кананыга и другие.

Однако не все перечисленные богатства недр были детально изучены и не эксплуатировались по разным причинам. Некоторые месторождения были объявлены непромышленными, некоторые не разрабатывались из-за отдаленности от промышленных районов. К концу 1930-х на территории Колымы частично эксплуатировались «Аркагалинское», «Хасынское» и «Эльгенское».

Александр Навасардов.
Научный сотрудник областного краеведческого музея.

Автор:  Александр Навасардов "Магаданская правда"









Колымские колонки