На днях закончилась регистрация участников конкурса, объявленного Минэкономразвития Магаданской области по разработке региональной символики.
Данный конкурс - один из этапов брендинга региона, формирования положительного узнаваемого имиджа территории, повышения ее конкурентоспособности. Но представляем ли мы, что скрывается за словосочетанием «брендинг региона»? Так каким же может быть наш бренд?
С чем его едят?
Тема брендинга территорий и городов не так нова, как кажется на первый взгляд: наиболее дальновидные правители всегда интуитивно занимались тем, что сегодня называют территориальным маркетингом.
В качестве примеров одной из таких исторических стратегий можно привести столичный слоган времен крещения Руси: Киев - мать городов русских.
Применяя само понятие «бренд» к этой теме, стоит отдельно оговорить терминологию: бренд - это торговая марка со сложившимся имиджем.
В маркетинге этот термин (в английском языке brand - товарный знак, торговая марка) символизирует комплекс информации о компании, продукте или услуге, синонимичен популярной, легко узнаваемой и юридически защищенной символике какого-либо производителя или продукта.
Бренд происходит, как считают, от латинского brand - клеймо, тавро или от скандинавского brandr - жечь, выжигать. С древних времен клейма (бренда) удостаивался только высококачественный товар. Технология по созданию и внедрению бренда получила название брендинг.
В поисках «фишки»
Для понимания неких особенностей, присущих не только территории, но и людям ее населяющим, нам сначала необходимо понять, кто мы и чем отличаемся от жителей иных регионов.
Этнографы убеждены в том, что территориальная идентификация человека происходит не со временем, прожитым в определенном месте, а из-за степени социальной укорененности, зависящей от количества значимых событий, произошедших с человеком. Окончание школы, института, повышение на работе, свадьба, рождение детей и иные «вехи» заставляют считать себя частью определенной территории.
Но есть и еще кое-что, а именно: сложившийся тип сознания, присущий только нам, переданный по наследству, приобретенный в результате жизни в суровых климатических условиях, благодаря богатству языка, социализации, исторической памяти и еще множества причин, способствующих развитию нашей «непохожести». Так что давайте разберемся, в чем может заключаться «фишка» жителя Магаданской области?
Колымчанин - это...
Несмотря на небольшой срок существования города Магадана и Магаданской области, многие считают, что за это время успела сформироваться наша региональная идентичность.
«Мне это было яснее в 60-70-е годы во времена экономической и политической стабильности, - рассказала «ВгМ» кандидат филологических наук, профессор кафедры СВГУ, педагог, философ, поэт Елена Гоголева, - но часть тех черт утрачена. Однако по-прежнему остались следующие черты: высокая переимчивость магаданцев, их открытость абсолютно любым технологическим новациям, интеллектуальным новациям, которые они приобретают, изучают, внедряют.
Вторая особенность, которая сегодня слабее, чем в городе моего детства, - это абсолютное отсутствие каких-то межнациональных противостояний.
Третья черта - это динамичность. Магаданец, по моему глубокому убеждению, более глобален в мышлении, потому что передвигается по миру легко, свободно.
Наши видят земной шар как некую совокупность, поэтому когда наш человек едет в отпуск, в отличие от Тверского, к примеру, учителя, уезжает не к бабушке в деревню, а действительно передвигается радикально по земному шару.
Даже наши дети более самостоятельны, каждый имеет хотя бы один опыт, когда он летел один, без сопровождения родителей. Я много лет прожила в Москве, но таких примеров в московских семьях нет.
Кроме того, магаданцы быстрее говорят, что свидетельствует о высокой скорости мышления.
Все это рождает некое снисходительное отношение к столичному жителю, - это тоже магаданская черта. Причем, не злое подтрунивание, а достаточно добродушное.
Поэтому переимчивый, подвижный, в сущности неконфликтный, готовый к глобальному мышлению, - мне кажется, вот черты магаданца. А как результат - некоторые привычки, присущие только нам. Я много рыскала, но нет примеров, чтобы хоть какой-то город СССР или России собирался 31 августа у Большого театра в течение более полувека.
Данные особенности, прежде всего, можно объяснить типом сложившегося здесь населения. Оно по определению смешанное, многонациональное. А это значит, что наша мультикультуральность была изначально свойственна региону. Та категория людей, которая пришла сюда по этапу, была незаурядной. Это какой генетический фонд пришел. Не менее незаурядны и те, кто приехал сюда добровольно. Мы унаследовали эту черту - можем начинать с нуля и иметь успех. Практически все, кто уезжает отсюда, за исключением небольшого процента, добиваются больших высот».
Удивляются нашей сплоченности и психологи, отмечая присущий нам региональный патриотизм. «Мы заметили интересную вещь, - рассказал «ВгМ» кандидат психологических наук Игорь Кузнецов, - даже те люди, которые уезжают отсюда, сохраняют региональный патриотизм. И уже на «материке» создаются колымские диаспоры, в то время как жители многих регионов России этого не делают. Мы привыкли осознавать Колыму и людей, ее населяющих, как большую семью. Поэтому можно выделить эту черту общности, люди ценят надежные отношения и всегда откликаются, если кому-то нужна помощь».
Символ изменится?
Со своей идентификацией мы, вроде, разобрались. Но что может послужить обновленным символом, брендом Колымы? Кстати, определенный имидж мы уже имеем, о нас знают практически в каждом уголке России. Может быть, и не точно указывают географически, но примерное месторасположение нашей территории - на Дальнем Востоке представляют все. Однако в глазах жителя центральной России мы по-прежнему территория лагерей, ссылки, золота и разгуливающих по городу медведей. Несмотря на прошедшие годы, отношение к Магаданской области не изменилось, а лишь углубилось в невежестве. Но стоит ли бороться с этой столичной глупостью или, может быть, стоит ее использовать? Сегодня многие говорят о том, что необходимо отказываться от негативного образа Колымы - места ссылки заключенных во времена репрессий. Несомненно, иметь лишь этот имидж - неправильно и несправедливо, из всех колоний на территории области остались лишь две, так что в этом отношении мы уже давно не земля лагерей. Но все же это значительная и даже основополагающая часть нашей истории, так что отказываться от нее неверно. Поэтому идея надстраивать сверху этого имиджа новые, другие этажи, звучит благоразумно.
«Нам нужны туристические символы, такие, как Дед Мороз Великого Устюга, - считает председатель общественной палаты Магаданской области Яков Радченко, - уже пару лет обещают установить памятник бутерброду с икрой и маслом - это было бы узнаваемой, своеобразной «фишкой» региона. Возможно, бренд должен отображать некие особенности быта жителей региона, связанные, например, с питанием. А существующий герб области, как мне кажется, не отображает всех особенностей региона и мало чем отличается от символов других субъектов России».
Наше богатство
А Елена Гоголева уверена, что главное достояние Колымы - уникальные люди, жившие и живущие на Колыме.
«У нас до сих пор нет энциклопедии «Наши люди в культуре страны и мира», - рассказала «ВгМ» Елена Михайловна, - в этом смысле у нас потрясающее разнообразие. Причем, некий родник бил в человеке, который прожил здесь и 3 года, и 10 лет. Мне рассказывал один человек, как плакал Шевчук - известный рок-музыкант, когда приехал в Магадан, я видела сама слезы Арбениной. Что-то есть в этой атмосфере, в этой территории, что прошибает насовсем. Шевчук зашел в свой дом и 40 минут не выходил. Что-то делал он в этих стенах, о чем-то плакал… Это какая-то энергетическая линия, энергетическая субстанция, которая есть в этом регионе, - она не описана, не изучена.
Нам надо бережно собирать информацию о людях, живших здесь. Мы дали огромное количество известных личностей. Уже трех оперных певиц дали - кто это знает, где мы это описываем? Вот недавно узнали об Антоне Беляеве, но есть и другие, например Рада Рай - тоже колымчанка. У нас можно привести примеры выдающихся врачей, выдающихся представителей промышленности - руководителей крупных гигантов. Значительное количество наших людей находится на центральном телевидении, в газетах. Когда я говорю, что Союзом журналистов России до сих пор руководит магаданец, люди вздрагивают - но это так. Часть осела в центральной России, часть в Сибири, часть за рубежом. Но что-то есть у нас в закваске такое, что до последней капли они будут своими. Поэтому надо добавлять здесь живущим чувство гордости, рассказывая о наших уникальных земляках не только в праздники, а постоянно».
Что же дает брендинг территории? Качественный, состоятельный бренд всегда оказывает существенное влияние на социальные, экономические и культурные процессы. Брендинг измеряет эти особенности, оценивая их сильные и слабые стороны, привлекательные характеристики. Бренд региона должен быть отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, выполнять идеологическую функцию, объединяя население региона для выполнения общих задач. Бренд региона по своей сути - это объединение миссии и стратегии развития региона. Так что создание и изменение нашего бренда - задача не только Правительства региона, но и наша с вами. Мы должны научиться гордиться тем, что родились, жили и продолжаем жить на такой земле, как Колыма. А тем, что мы с вами колымчане гордиться можно и нужно. Ведь все мы - особенные жители особенной территории.
Владимир ДОПЕ