Статистика говорит: средняя зарплата в Магадане больше 50 тысяч. Но медианная, то есть та, которую получает большее число горожан, значительно ниже - в районе 35 тыс. рублей. Билет же на Москву в оба конца в июле сейчас стоит почти 45 тысяч. К сезону будет еще дороже. О какой транспортной доступности региона в этом случае можно говорить?
Непозволительная роскошь
Согласно опросу, проведенному Общественной палатой региона, за собственные средства выезжать летом за пределы области не имеет возможности 83,8 % магаданцев. Соответственно, и в отпуск люди ездят в основной массе раз в два года - только с оплачиваемым проездом. Больше 60% опрошенных считают, что именно высокие цены на авиабилеты являются причиной оттока жителей с Колымы.
Проблема дороговизны авиаперелетов касается всех: частные предприниматели, оплачивающие проезд работникам в отпуск, вынуждены эти траты вкладывать в себестоимость своей продукции. Так что даже если вы отдыхаете на местной охоте-рыбалке и «материк» вам даром не нужен, авиакомпаниям вы все равно платите, просто опосредованно.
Сверхдоходы?
По информации, озвученной председателем Общественной палаты региона Яковом РАДЧЕНКО, стоимость перелета для авиакомпании складывается из обслуживания на земле и навигационных услуг в воздухе - это порядка 17%, от 37% до 50% «тянет» топливо. Еще от 22 до 37% - стоимость самого самолета, зарплата экипажа и другие эксплуатационные расходы. В итоге один полет в оба конца обходится в 5-5,5 млн рублей, 2-2,7 млн в один конец. При загрузке самолета в 200 пассажиров минимальная цена перелета - 12 тыс. руб., при «чартерной», по 8 кресел в ряд, какую в последнее время использует «Трансаэро», - 9-10 тысяч. Все, что выше, - уже прибыль. Базовый тариф, от которого все считается, у того же «Трансаэро» сейчас, к примеру, 37 тысяч рублей. В итоге, по информации Общественной палаты, прибыль с одного направления у перевозчика - 1 млрд рублей.
Официальной информации по расходам и доходам авиакомпаний нет: государство не регулирует цены на авиаперевозки, не обязывает перевозчиков вести бухгалтерию по каждому направлению отдельно. Сами же авиаторы свои финансовые дела охраняют построже иной гос-тайны.
ФАС, по словам зам. руководителя областного управления этого ведомства Марины РОМАНЕНКО, на расследования по заявлениям о завышении цен на авиабилеты приходится тратить до 4-х месяцев! И в большинстве случаев приходится верить перевозчикам практически на слово. Так, в 2011 году «Якутия» заявила, что провела сезон перелетов «Магадан - Москва - Магадан» себе в убыток. Так ли это на самом деле, выяснить практически невозможно.
Кроме того, есть завышение цен и из-за отсутствия альтернативы. Показателен в этом случае пример Хабаровска, где во время работы двух авиакомпаний цена билета до Москвы была около 12 тысяч, а с приходом на рынок третьего перевозчика упала до 6 тысяч рублей. А цены на топливо и аэропортное обслуживание остались прежними.
Управы нет?
И руководство региона, и общественные организации уже не один раз обращались с письмами на имя Президента, Правительства, министра транспорта РФ о необходимости хотя бы в отдельно взятых регионах, лишенных альтернативной транспортной связи с другими частями России, ввести госрегулирование цен на авиаперевозки. Но никаких решений как не было, так и нет. Так что единственный сегодня выход - добиваться субсидирования авиабилетов для всех жителей региона, вне зависимости от возраста и места работы. В этом случае свою сверхприбыль авиакомпании будут получать уже из кармана государства, а не жителей региона.
Любовь КРИВОНОС