РЕЗОЛЮЦИЯ ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЫСОКИХ АВИАТАРИФОВ
Общественная палата Магаданской области выражает серьёзную тревогу в связи с ценами на услуги авиации - единственного транспорта, который связывает нас с другими регионами страны. Уже сейчас самые дешевые авиабилеты на самые востребованные рейсы до Москвы и обратно на отпускной период стоят 45-50 тыс.рублей. Это превышает медианную зарплату в регионе, которая составляет 42 тыс.руб. По итогам репрезентативного опроса жителей области лишь 7% заявили, что имеют финансовую возможность выбираться из области летом, если дорога не оплачивается на работе. Зимой таких 21%. При этом себестоимость полёта Магадан-Москва-Магадан оценивается в 20-26 тысяч руб., то есть авиакомпании, устанавливая цены 45-50 и более тысяч руб., получают за счёт колымчан 100-процентную прибыль.
Общественная палата Магаданской области констатирует, что какого-либо оперативного государственного контроля за авиарынком не существует. Авиакомпании бесконтрольно устанавливают любые цены, пользуясь тем, что альтернативного транспорта у нас нет. Сходные по протяжённости полёты в Москву из Хабаровска, Владивостока, Нью-Йорка стоят значительно дешевле. Конкуренция на магаданском направлении, как правило, ограничивается двумя игроками. Новые авиакомпании на магаданский рынок не торопятся, объясняя это тем, что и так имеют полную загрузку своего авиапарка. Выбор направлений полётов жителей области ограничен 8 городами России, международных рейсов нет. Государственная гарантия оплаты сотрудникам дороги в отпуск раз в два года соблюдается лишь в бюджетных и крупных частных предприятиях, являясь для них одной из самых разорительных статей расходов. Для малого и среднего бизнеса покупка сотрудникам билетов по столь высоким ценах является непосильной. Не решает проблемы и рост доходов жителей региона - пропорционально повышаются и цены на авиабилеты. Под защитой государства находится только молодёжь и пенсионеры Магаданской области, для которых предусмотрены льготные авиабилеты в отпускной период. 60% жителей региона уверены, что высокие цены на авиабилеты - одна из основных причин того, что люди покидают Дальний Восток.
Анализ ситуации на магаданском авиарынке позволяет сделать вывод, что транспортная доступность других регионов России не обеспечена для большинства жителей области, соответственно, нарушено их конституционное право на свободу передвижения по своей стране. Кроме того, высокие авиатарифы противоречат государственной политике развития Дальнего Востока и закрепления здесь жителей.
Общественная палата Магаданской области высоко оценивает усилия органов государственной власти региона по решению проблемы транспортной доступности и всемерно поддерживает эти усилия.
Общественная палата обращается к авиакомпаниям, работающим на магаданском рынке, с призывом проявить при установлении тарифов социальную ответственность и понимание государственной политики, направленной на развитие Дальнего Востока.
Общественная палата Магаданской области уверена, что авиаперевозки для жителей являются стратегически важной услугой, которая подлежит оперативному и жёсткому государственному контролю. Существуют различные возможности обуздать “дикий” авиарынок, в том числе: ограничение нормы прибыли на маршруте; демонополизация рынка с использованием имеющихся у государства механизмов налогообложения, лицензирования и участия в капиталах авиакомпаний; временный допуск на “перегретые” линии иностранных авиакомпаний; прямое долгосрочное субсидирование на дальних рейсах; дальнейшее развитие аэропортов региона.
Общественная палата Магаданской области также считает, что сложившаяся практика осуществления государственной гарантии оплаты дороги в отпуск порождает фактическое неравенство жителей региона. Перекладывание дорогостоящей госгарантии на себестоимость частного бизнеса тормозит развитие производства и приводит к росту цен в регионе.
Председатель Общественной палаты Магаданской области