«Морские ворота» смажут тарифами?


Председатель совета директоров порта Валентин Кузаков - о проблемах и перспективах «морских ворот»

Уже больше года прошло с тех пор, как Магаданский торговый порт обрел новых владельцев. За это время у грузополучателей и простых колымчан поднакопилось вопросов, связанных с работой «морских ворот», особенно в части стабильности…

Такие прогнозы…

- На сегодняшний день перспективы у порта весьма туманные, так как золотодобывающая отрасль находится в некой стагнации, кроме того, крупнейшая стройка Магаданской области рудник им. Матросова заморожена. Мы прогнозируем существенное падение грузооборота. Напомним, в 2013 году порт обработал 1 млн 158 тысяч тонн груза, что на 20% выше 2012 года и является крупнейшим показателем за последние 20 лет.

- С чем связаны такие рекорды, с увеличением грузооборота или вашей работой?

- Исключительно с увеличением нужд предприятий горнодобывающей отрасли на территории региона. Это и масштабные стройки золотодобывающих предприятий, активное развитие энергосистемы. Мы же своим трудом можем повлиять только на скорость обработки груза.

- Многие оптовики сегодня жалуются на скорость получения груза, говорят, что и контейнеры не приходят вовремя, и разгрузка тормозится. Почему?

- Да, есть некие замедления доставки грузов. Это связано и с загруженностью дальневосточных портов, и с фактами простоя судов на рейде, так как порт был не готов к резкому увеличению грузооборота. Напомню, что большая часть оборудования, задействованная в разгрузке судов, имеет возраст 40-45 лет. Есть серьезные поломки, с которыми трудно бороться в оперативном режиме, требуется капремонт. В идеале судно движется сюда 5-6 суток. Но такое бывает редко из-за наших суровых климатических условий, поэтому реальный срок доставки - 7-8 суток.

Что касается разгрузки, то нужно учитывать влияние погодных условий. Бывает так, что 5-6 судов штормуют в укрытии, и потом все вместе приходят в бухту. Горожане видят скопившиеся суда и высказывают претензии к порту. Как бы порт ни работал, он не может одновременно обрабатывать такое количество судов, максимум - до 4 одновременно. Но все зависит от характера груза. На контейнерах у нас работает один контейнерный терминал, и только там они обрабатываются, таковы технические особенности. Тем не менее, если посмотреть усредненно, то сегодня на разгрузку судна уходит 54-56 часов вместо прежних 85 часов, это очень неплохой показатель. Причем сюда входит не только разгрузка, но и загрузка порожняком, которая составляет до 95% от привезенного груза.

Иначе потеряем порт!

- Бесспорно, технически порт устарел. Но что с курсом на модернизацию?

- Она происходит, но это процесс долговременный. Сегодня мы уже приобрели 2 ричстакера, буксир-кантовщик, фронтальный погрузчик, IT-оборудование и программное обеспечение. Осенью получим новые краны грузоподъемностью 124 и 84 тонны. К слову, сегодня грузовой объем самого большого крана в порту - всего 40 тонн. Кроме того, будем строить еще 2 буксира. Для нашей бухты, которая замерзает зимой, это будут не обычные буксиры, а практически небольшие ледоколы. В течение 2014-2015 годов планируем купить универсальный перегружатель угля, что позволит сократить время обработки и оптимизировать количество людей, задействованных в разгрузке.

При этом мы экономим на зданиях, кабинетах, зарплатах обслуживающего персонала, например, директора. А основной производственный персонал, докеров-механизаторов, наоборот, стимулируем. Сегодня средняя зар-плата докера - свыше 70 тысяч рублей. Оптимизируя работу, нам, кстати, удалось снизить средний возраст на предприятии. За год мы смогли омолодиться на 4 года, сегодня средний возраст сотрудников составляет 43 года. План на 2014 год - довести цифру до 41 года.

- В свое время вы говорили о необходимости увеличить тарифы. Если стоимость разгрузки поднимут, не отразится ли это на ценниках в магазинах?

- Мы по-прежнему настаиваем на увеличении тарифов. Но пока сложившуюся исторически систему побороть не удается. Для успокоения магаданцев приведу цифры: доставка одного контейнера из Москвы стоит примерно 170 тысяч рублей. Из них порт за разгрузку получает лишь 4,5 тысячи. Это в 1,5-2 раза ниже, чем в других портах Дальнего Востока. Если мы добьемся повышения хотя бы до 7 тысяч рублей, то на стоимости килограмма груза это никак не отразится. Это крохи, но эти деньги позволят заняться модернизацией порта, который сегодня находится в утопическом состоянии. И если мы сейчас не обратим на это внимание и не займемся этим серьезно и быстро, то можем потерять наш порт.

Владимир ДОПЕ

Автор:  Владимир ДОПЕ "КП в Магадане"









Колымские колонки