Как изменить "СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ"?


Сегодня в нашем обществе распространен "социальный стандарт", по которому все стремятся непременно получить высшее образование. Конечно, это выражение надо взять в кавычки, поскольку такое стремление очень отдаляет человека от той реальности, где не хватает рабочих рук.

Как осуществляется в регионе подготовка рабочих кадров и что необходимо изменить, чтобы предприятия области пополнялись квалифицированными специалистами? Об этом мы беседуем с заместителем начальника Департамента образования администрации Магаданской области Андреем ЛАВРОВЫМ.

- Скажите, Андрей Валерьевич, как много молодежи желает сегодня получить рабочую профессию?

- Численность учащихся учреждений начального профессионального образования в прошлом учебном году составила 1378 человек, что на 2 % ниже, чем в предыдущем. Выпуск учащихся - 422 человека против 494 в 2012 году.

В учреждениях среднего профессионального образования к середине сентября насчитывалось 1694 обучающихся, что практически соответствует уровню прошлого года (1716 человек), из них на бюджетной основе - 1502 студента (89 %), что несколько выше уровня 2012 года. Всего в СПО в этом году принято 636 человек - на 31 меньше, чем в прошлом. Затруднен набор студентов в Ольском филиале Магаданского политехникума.

На сегодня в 8 учреждений профобразования, подведомственных департаменту, принято 709 человек, показатели приема выполнены на 90 %. И хотя по новым правилам прием продолжается до 31 декабря, тут есть о чем задуматься. Мы видим, что на протяжении ряда лет сокращается доля поступающих после окончания средней (полной) школы. Это обусловлено не только демографической ситуацией, ведь сегодня у нас крайне низкое число выпускников 11-х классов (в этом году 762 человека), но и сформированным в обществе "социальным стандартом" образования - стремлением получить любое высшее образование независимо от востребованности на рынке труда приобретаемой профессии.

- Что делается для повышения эффективности работы учреждений профобразования?

- В целях создания эффективной системы профессионального образования департаментом проводится работа по оптимизации сети учреждений, планированию и введению новых образовательных программ.

По итогам проведенного мониторинга эффективности деятельности учреждений принято решение о реорганизации Магаданского аграрного техникума путем присоединения в качестве филиала к Магаданскому политехническому техникуму.

В 2012 году два учреждения НПО работали в статусе автономных - профессиональные училища № 12 и 7, за год их доход от внебюджетной деятельности составил более 20 млн. рублей (в 2011-м - 9,7 млн. рублей), 60 % полученных средств направлены на укрепление учебной базы. В августе в статус автономного переведено профессиональное училище № 3, подготовлена документация для перехода профессионального лицея № 1.

В новой форме есть свои преимущества: статус автономных позволяет увеличить объем доходов и расширить возможности по модернизации и обновлению учебно-материальной базы.

- Насколько учебная база сегодня соответствует современным требованиям производства?

- Все учреждения системы профобразования перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты, что обусловлено необходимостью приведения в соответствие содержания и результатов обучения с требованиями регионального рынка труда. Для обеспечения условий реализации ФГОС внесены изменения в локальные акты образовательных учреждений, организовано обучение руководящих и педагогических кадров, проведена ревизия материально-технической базы. В соответствии с требованиями ФГОС оборудованы новые мастерские, проведена реконструкция лабораторий, приобретены учебные тренажеры и многое другое.

В 2012 году на совершенствование материально-технической базы из всех источников финансирования направлено более 55 млн. рублей, в том числе около 16 млн. рублей внебюджетных средств. В нынешнем на эти цели за счет средств областного бюджета предусмотрено 41,6 млн. рублей.
- Чем сегодня можно привлечь молодых людей к получению рабочих профессий, а заодно и заинтересовать работодателей? Как идет внедрение новых производственных технологий?

- Прежде всего новыми востребованными профессиями. Современные условия рыночной экономики требуют совершенствования организации и содержания процесса подготовки высококвалифицированных кадров, учета запросов работодателей, гибкого реагирования на изменения в сфере производства. Для выполнения этих требований и обеспечения конкурентоспособности выпускников образовательные учреждения систематически изучают и внедряют в процесс обучения новые производственные технологии. По рекомендации работодателей скорректированы программы по подготовке рабочих профессий, так, в предмет "Сварочное оборудование и технология сварочных работ" добавлены темы: "Плазменная и микроплазменная сварка", "Лазерная сварка", "Электронно-лучевая сварка", "Подводная резка", "Мобильная сварка".

Сегодня 70 % аудиторий, мастерских и лабораторий оснащены современным учебно-производственным оборудованием. К примеру, на базе столярной мастерской профессионального училища № 3 сформирован современный станочный парк, обеспечивающий полный технологический цикл по обработке поверхностей деревянных заготовок различного назначения. Слесарные мастерские профессиональных училищ № 3 и 12 оснащены станками "АЖУР", позволяющими без нагрева гнуть и скручивать металл.

Для расширения профессиональных компетенций специалистов общепита успешно внедряются современные технологии организации работы банкетной службы и выездного ресторана (кайтеринг) и художественной резки по овощам и фруктам (карвинг). Для совершенствования подготовки специалистов швейного производства учащиеся профессионального училища № 7 осваивают технологии крези вул (сумасшедшая нить) и фелтинг (сухое валяние шерсти), которые используются в отделке, помогая подчеркнуть неповторимость изделий. Недавно там появилась автоматизированная система раскроя тканей.

Увеличилось число образовательных учреждений, применяющих технологию контекстного обучения - на выпуске продукции. Заказы поступают от населения и предприятий социальной сферы - из детских домов, больниц и многих других организаций.

Совершенствуется система информатизации, продолжается комплектование кабинетов компьютерной техникой, учебными программами, мультимедийным оборудованием, интерактивными досками. Все образовательные учреждения имеют доступ к сети Интернет. Обеспеченность рабочих и учебных мест компьютерной техникой в НПО составляет 65 % (2010 год - 30 %), в учреждениях СПО - более 80 %. Проводимая работа позволяет не только формировать информационную культуру обучающихся, но и сделать их более конкурентоспособными и мобильными на рынке труда.

И, конечно, расширяются связи учреждений профессионального образования с работодателями. Основные векторы взаимодействия с социальными партнерами направлены на корректировку содержания образования, участие работодателей в оценке качества знаний выпускников, организацию практики. Из года в год растет количество мест, предоставляемых ими для производственной практики. За период с 2008 по 2012 год по предложениям работодателей в программы обучения введено 32 новых предмета, факультатива, модуля регионального компонента ФГОС. Представители различных предприятий участвуют в работе комиссий по итоговой аттестации выпускников, защите дипломных работ и проектов, привлекаются в качестве членов жюри на конкурсах профессионального мастерства, экспертов и рецензентов при оценке областных контрольных работ по производственному обучению.
В этом году отмечено увеличение доли трудоустроившихся на предприятия области в первый год после выпуска - более 62 %.

- Расскажите, как решаются кадровые вопросы.

- Всего в учреждениях профобразования трудится 352 сотрудника, из них 133 педагогических работника. Основу педагогических коллективов продолжают составлять работники в возрасте, приближающемся к 50 годам, и старше (80 %).

Есть и еще одна проблема: сохраняется тенденция комплектования штатной численности за счет совмещения должностей, средний коэффициент совмещения составляет 1,74, что связано с более низкой, по сравнению с учителями общеобразовательных школ, заработной платой педагогических работников, а также отсутствием в Магаданской области образовательных учреждений по подготовке мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.

В целях совершенствования педагогического мастерства и творчества, повышения престижа профессии, распространения передового опыта в рамках областного конкурса "Педагог года" введена номинация "Мастер года".

Качественный анализ показывает, что уровень квалификации педагогических работников соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает реализацию профессиональных образовательных программ.

Проводится планомерная работа по повышению квалификации, в этом году различными формами охвачено более 40 % педагогического состава. Обучение осуществлялось как на базе МОГАУ ДПО "Магаданский институт повышения квалификации педагогических кадров", так и за пределами нашей области: на базе Федерального института развития образования в г. Москве, Хабаровского краевого института развития образования, Дальневосточного научно-методического центра охраны труда и безопасности дорожного движения.

Тут надо заметить, что в числе ведущих проблем инновационного развития стоит недостаточное научно-методическое сопровождение процессов реализации стандартов образования, в регионе отсутствует областная методическая служба профобразования.

Новый этап модернизации системы профессионального образования в связи с введением в действие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", регламентирующего новую структуру подготовки кадров и общедоступность среднего профобразования, предполагает актуализацию региональной программы развития. Перспективные направления определены дорожной картой "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Магаданской области" и областной целевой программой "Кадры Магаданской области на 2013 - 2020 годы".

Нам предстоит продолжить оптимизацию сети учреждений, внедрить систему оценки качества услуг, создать областную методическую службу, а также, с учетом востребованности регионального рынка труда отдельных профессий и направлений подготовки, приступить к созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Вера ДИДЕНКО.

Автор:  Вера ДИДЕНКО "Магаданская правда"




Новости по теме






Колымские колонки