Командир холодной трассы


Семьдесят лет назад в небе над Аляской и российским Северо-Востоком пролегла воздушная трасса, по которой в годы войны перегоняли самолеты с авиационных заводов США

через Аляску на Чукотку, Колыму, в Якутию, Сибирь до Красноярска, а оттуда на фронт. Сложнейшим участком трассы летчики считали отрезок над тундрой от Уэлькаля до Сеймчана, где передвижение самолетов часто тормозила непогода: зимой - пурга, летом - дожди и туманы. Но прежде чем над тайгой и тундрой зазвучал гул самолетов, мужественные северяне в рекордно короткие сроки возвели военные аэродромы, на которые приземлялись летчики. Это была весьма существенная помощь союзников, позволившая укомплектовать 250 авиаполков советских ВВС истребителями, бомбардировщиками, гидросамолетами и транспортными авиамашинами общим числом 7308 самолетов. Удивительна биография командира первой перегоночной авиадивизии Ильи МАЗУРУКА, о котором наш рассказ.

ПУТЬ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Он родился 20 июля 1906 года в семье русского рабочего. По его воспоминаниям, дом их находился недалеко от военного аэродрома, но авиацией он увлекся намного позже. Летом 1926 года во время показательных авиаполетов в Орле совершил круг над городом. «Первый, едва ли не самый короткий в жизни полет решил все», - говорил Илья Павлович. В день призыва в Красную армию он настоял, чтобы его направили в авиацию. Так Мазурук оказался в Ленинградской школе летчиков, после окончания которой его направили бортмехаником в Ташкент.

Командир холодной трассы


В 1931 году он стал участником перелета протяженностью 5 тысяч километров. Ему выпало обслуживать авиатехнику в течение 7 суток. С заданием справился на «отлично». Этот перелет был признан серьезным достижением отечественной авиации. Вскоре его, молодого пилота, перевели на Дальний Восток. Тогда И. П. Мазуруку пришлось летать на гидросамолете, осваивать не менее сложную трассу Хабаровск - Сахалин, затем были Амур, Охотское побережье, Камчатка. В январе 1933 года его самолет совершил посадку на льду бухты Нагаева, впервые проложив тем самым воздушную трассу Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Аян - Охотск - Нагаево.

В начале 1937 года Илью Павловича вызвали в Москву и включили в состав воздушной экспедиции к дрейфующей станции в центральной Арктике. Экспедиция во главе с О. Ю. Шмидтом в составе экипажей самолетов с пилотами М. В. Водопьяновым, В. С. Молоковым, А. Д. Алексеевым и И. П. Мазуруком стартовала 22 марта 1937 года. Но только 25 мая самолет М. В. Водопьянова доставил зимовщиков во главе с И. Д. Папаниным в район Северного полюса и высадил их на дрейфующую льдину. Так началась история знаменитой станции «Северный полюс-1». Но мало кто знает, что в этот день майор Мазурук по нелепой случайности сломал ногу и на Северный полюс прилетел с костылем. Но самолет посадил на лед мастерски. 27 июня 1937 года он стал Героем Советского Союза и впоследствии на «СП-1» совершил 254 полета. Это был своеобразный мировой рекорд.

В СОРОКОВОМ И СОРОК ПЕРВОМ

С 1940 года И. П. Мазурук возглавлял полярную авиацию Советского Союза. До него командование считало, что в Арктике можно летать только летом. Это мнение Илья Павлович опроверг и в доказательство организовал в Анадыре аэроклуб. Примечательно, что первые курсанты А. Кеутувги, Т. Елков, С. Шитиков, Д. Тымнетагин, Ф. Верещагин стали легендарными звездными каюрами. Им не довелось летать в Арктике - всех вскоре призвали на фронт. Мазурук же, проверив подготовку курсантов, направил всю группу для продолжения учебы в Тамбов. Позже они храбро сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Незадолго перед 22 июня 1941-го под руководством Мазурука экипаж воздушных исследователей достиг Полюса недоступности, совершив посадку на лед. Там были проведены первые гидрологические исследования. Выяснив глубины океана, уточнив данные о земном магнетизме, собрали ряд ценных сведений по гидрохимии, метеорологии, актинометрии, астрономии Российского Севера. Это было крупнейшим географическим открытием первой половины двадцатого века. И если бы не война, то об экспедиции стало бы известно намного больше. В начале Великой Отечественной в августе 1941 года Мазуруку присвоили звание полковника и назначили начальником второй авиагруппы Северного флота.

В июле 1942 года ему довелось спасать груз и пассажиров полярного конвоя. Увидев с борта гидросамолета «Каталина» выброшенный на каменистую отмель крупный американский транспорт, Мазурук совершил посадку. Обнаружили команду американского сухогруза, а в трюмах - паровозы, тяжелые танки, крылья самолетов. Этот корабль из союзного конвоя РО-17 вез груз в Архангельск, но капитан, напуганный большими потерями, остановил рейс. Каково же было удивление капитана «Уинстон-Сэйлема», когда Мазурук снял с себя комбинезон и куртку, остался в кителе, на котором был значок депутата Верховного Совета СССР. На этот пост он избирался дважды в первый и второй созывы Верховного Совета. Эпизод, о котором рассказал Илья Павлович, случился в канун Сталинградской битвы, когда помощь союзников была особенно важна для нашей страны, но отправку транспортных кораблей по Атлантике прекратили, когда нашли выход из положения.

ЧЕРЕЗ АЛЯСКУ, ЧУКОТКУ И КОЛЫМУ

В августе 1942 года полковника Мазурука вызвали в Государственный Комитет Обороны, где он получил назначение на должность начальника воздушной трассы Аляска - Сибирь, его же назначили командиром первой перегоночной авиадивизии. Через месяц боевые самолеты производства США по ленд-лизовскому торговому соглашению между СССР и США стали поступать на Аляску, а затем советские пилоты их перегоняли через Чукотку, Колыму в Сибирь и далее на фронт.

Командир дивизии полковник И. П. Мазурук часто бывал в пунктах базирования перегоночных авиаполков в советской части трассы: Уэлькаль - Марково - Сеймчан - Якутск - Красноярск. Вот эту часть особой воздушной линии летчики называли линией Мазурука. Бывал он и в Магадане по вопросам воздушного обеспечения и сотрудничества с Дальстроем, в частности, был в группе встречающих на Колыме вице-президента США Г. Уоллеса в июне 1944 года. От имени Президиума Верховного Совета СССР вручил золотые звезды Героя Социалистического Труда начальнику Дальстроя И. Ф. Никишову и главному геологу Дальстроя В. А. Цареградскому. И. Д. Папанин, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, начальник Главсевморпути, высоко оценивал организаторский талант Ильи Павловича: «В труднодоступных районах вечной мерзлоты, в тундре и горах были созданы аэродромы со всеми необходимыми службами, запасом горюче-смазочных материалов и т. д.». Немалую роль в этом играли уполномоченный ГКО В. С. Молоков и начальник трассы Аляска - Сибирь И. П. Мазурук, за что первая перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Боевого Красного Знамени.

И. П. Мазурук, характеризуя сложности маршрута, отмечал: «Авиатрасса длиной почти 6500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более 5 тысяч километров пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для летчиков - дорог, населенных пунктов и тому подобного - не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».

После июня 1944 года по просьбе И. Д. Папанина И. П. Мазурука перевели на другую должность - заместителя начальника Главсевморпути и начальника полярной авиации. В 1948 году летчик Мазурук на самолете ПО-2 участвовал вместе с другими экипажами легких самолетов в вывозе пассажиров и членов экипажа потерпевшего авиакатастрофу четырехмоторного самолета Н-400 летчика М. А. Титлова. Операция спасения людей с дрейфующей льдины в Байдарацкой губе вблизи Амдермы завершилась благополучно. Ему помогал опыт работы в Заполярье.

«Кабинетным руководителем он никогда не был, - вспоминал о Мазуруке летчик-испытатель А. А. Лебедев, - все время на северных трассах - от Москвы до Анадыря и полюса. Думаю, что он знал на Севере каждого летчика - его технику пилотирования, опыт, производственные возможности. Молодым, к числу которых относился и я, всегда имел возможность подсказать или показать своим примером, если требовала обстановка».

ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА

С 1953 года генерал-майор И. П. Мазурук ушел в запас, но не сидел дома. Через три года он возглавил летный отряд первой и второй морской экспедиции в Антарктиде, обеспечивая полярную станцию «Мирный» на самолете Ил-12.Его отряд базировался на дизель-электроходе «Ленин», обследовал берег материка на запад от «Мирного» до моря Уэдделла. Творческая, исследовательская, экспериментальная работа всегда привлекала Мазурука. Он возглавлял испытательную службу Государственного НИИ гражданской авиации, лично испытывал новую технику начала 50-х годов. Мазурук летал до 57 лет, но и в 79 лет он прекрасно водил автомобиль, своими руками построил небольшой катер.

Валерий Матвеев, авиатор из Сеймчана, один из организаторов поисковой группы, изучающей историю перегоночной авиадивизии, много лет переписывался с Мазуруком, пока не встретился с ним в Москве в 1983 году. Вот какие воспоминания он оставил о личной встрече с полярным летчиком: «Крепкое рукопожатие, и он приглашает пройти в свой рабочий кабинет. У окна стол, лежат папки с рукописями и письмами ветеранов-перегонщиков: пилотов, радистов, штурманов, механиков, связистов, синоптиков. В книжном шкафу замечаю книги, написанные самим Мазуруком, ими я зачитывался в детстве, и они сыграли немалую роль в выборе моей профессии. На полках вдоль стен модели самолетов, на которых летал Илья Павлович. У двери прилажен верстак, тут же столярный инструмент. Хозяин любит в свободное время мастерить. Илья Павлович приглашает сесть. Очень располагающая улыбка, открытое приветливое лицо, дружеское отношение снимают с меня напряжение. И наша беседа льется, льется».

Тогда И. П. Мазурук подарил сеймчанскому музею свой бюст, исполненный известным скульптором М. Г. Манизером. В годы войны на советском участке Алсиба произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 человек. Тайга молчалива. До сих пор топографы и геологи находят в малодоступных местах останки машин. Холодная трасса Алсиб была согрета единством людей - желанием приблизить победу в войне над общим врагом. И память о ней в истории сохранится, как и имя генерала Мазурука.

Илья Павлович прожил 82 года. Отмечая заслуги полярного летчика, жители Сеймчана назвали в районном центре вблизи аэропорта улицу его именем. Память о нем хранят и сотни жителей поселков, где в военные годы возвели аэродромы и куда часто прилетал генерал И. П. Мазурук. Он всегда находил время для общения с детьми, взрослым населением Уэлькаля и Шахтерского, Зырянки и Якутска, Марково и Сеймчана.

Светлана РОЗЕНШТЕНГЕЛ.
Публикация подготовлена по материалам книги «Летчики-испытатели аэрофлота».
Сеймчан.

Автор:  Светлана РОЗЕНШТЕНГЕЛ "Магаданская правда"









Колымские колонки