МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В 1942 г. бюро Чукотского окружкома ВКП(б) на основании сообщения командира перегоночной дивизии И.П. Мазурука приняло постановление об открытии военной воздушной трассы АЛСИБ (Аляска-Чукотка-Колыма-Сибирь-фронт). 24 июня 1941 г. президент США Ф. Рузвельт заявил о поддержке СССР в войне с Германией.
11 июня 1942 г. было подписано соглашение о поставках в нашу страну американской военной техники, в том числе самолетов, а также боеприпасов, продовольствия и т.д. на условиях ленд-лиза. Было принято совместное решение, что самолеты будут поставляться морскими конвоями в порты Мурманск и Архангельск и через иранские порты северного побережья Персидского залива, а также перегоняться по трассе протяженностью 6 334 километра с Аляски через Берингов пролив над территорией Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска. И.П. Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, писал: «Авиатрасса длиной почти 6 500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим.
Более 5 тысяч километров этого пути пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для лётчиков – дорог, населённых пунктов и тому подобное – не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало». Авиаплощадки строились при активном содействии местного населения, а также с использованием труда заключенных Севвостлага.
Аэродромы были построены в Марково, Анадыре, Певеке, Хандыге, Чайбухе, Омолоне, Кедоне, Сеймчане; гидроаэродромы – в Гижиге, Магадане, Чайбухе. Трасса была оборудована в кратчайшие сроки и открыта 29 сентября 1942 г., когда подполковник П. Недосекин провел с аэродрома Ледд-Фильд близ Фербенкса первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон» в сторону Берингова пролива и они благополучно совершили посадку на аэродроме Уэлькаль. Самолеты перегонялись несколькими перегоночными полками, которые работали каждый на своем участке. 2-й перегоночный авиационный полк (командиры: подполковник А.Г. Мельников, позднее подполковник М.И. Павленков) базировался в Уэлькале. Его лётчики перегоняли самолеты по сложнейшему участку трассы в 1 400 километров над безлюдной центральной частью Чукотки, над высокогорным районом Омолона и Колымским хребтом до Сеймчана.
3-й авиаполк (командиры: подполковник Н. Твердохлебов, затем майор Б.И. Фролов) вел самолеты по маршруту от Сеймчана до Якутска (1 167 км) над хребтами Черского и Верхоянском, над Оймяконом – полюсом холода. Холод (до -50°С) нередко сопровождался устойчивыми туманами, поэтому со второй половины ноября до середины февраля перегонка велась преимущественно по побережью Охотского моря через Магадан и дальше на Якутск. В первые месяцы в крайне тяжелых условиях самолеты часто терпели аварии, и в колымской тайге оставались лежать безвестные герои. Всего за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения, по трассе перегнали 7 928 боевых самолетов. К концу войны воздушная трасса превратилась в большое и сложное хозяйство, которое явилось хорошей основой для дальнейшего развития воздушного транспорта на Северо-Востоке и в Восточной Сибири. В 1972 г. в посёлке Кадыкчан Сусуманского района на могиле погибших лётчиков экипажа капитана И.А. Ковылина был установлен памятный обелиск.
В начале 1980-х гг. группа энтузиастов-краеведов под руководством В.П. Матвеева предприняли экспедиции в район реки Нагаин, где были обнаружены останки военных самолетов. Позже были установлены имена членов этих экипажей, а 9 мая 1983 г. воздвигнут обелиск в честь лётчиков, погибших на сеймчанском отрезке трассы АЛСИБ. С конца 1980-х гг. сведения о воздушной трассе Аляска-Сибирь, о деятельности авиадивизии в годы Великой Отечественной войны собирают и курсанты военно-спортивного технического клуба «Подвиг» в Магадане. Они установили связь с непосредственными участниками перегонки, нашли и привели в порядок места захоронения лётчиков, создали музей их памяти.
В 1992 г. силами клуба на берегу реки Магаданки сооружен мемориал погибшим авиаторам.