Добавьте веточку укропа


О проблемах ценообразования на рыбную продукцию "Магаданская правда" начала говорить 25 октября минувшего года в публикации "Золотая рыбка". Тогда свое мнение высказали специалисты Управления рыбного хозяйства администрации области, Магаданстата, жители областного центра.

Затем причины высокой себестоимости рыбопродукции назвали генеральный директор ООО "Магаданрыба" Руслан Теленков ("В тупике. Географическом и ценовом" от 16.11.2012 г.) и президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО "Тихрыбком" Михаил Котов ("Вместо базы - противогазы" от 23.11.2012 г.). А 7 декабря опубликовано мнение обычного продавца городского рынка "Лучше я займусь картошкой..." с размышлениями о том, почему рыба такая дорогая и стоит ли вообще заниматься ее продажей.

Тем не менее в меню сегодняшнего праздничного стола каждой семьи Магаданской области обязательно присутствуют морепродукты. Это и ароматная селедочка с луком, и нежнейший лосось в масле, и упитанный фаршированный кальмар, и запеченный минтай, и покрытый аппетитной корочкой лангет из трубача, и будто живые заливные мидии, и, конечно, зернистая красная икра, без которой не обходится ни один праздник. А если к каждому угощению добавить веточку укропа, ломтик помидора и дольку лимона, не устоит никто. Наши хозяйки умеют приготовить из рыбы сотни блюд, когда стоит вопрос что приготовить на ужин, сказочно их украсить и подать гостям так, что в этот момент вряд ли кто задастся вопросом, почему рыба такая дорогая. Зато вкусно! Гуляем!

Давайте сегодня вспомним добрым словом тех, кто своим нелегким трудом, преодолевая, казалось бы, неприступные административные преграды, помогает людям разнообразить стол своей вкусной продукцией. Только в течение последних двух лет рыбохозяйственные предприятия ООО "Тихрыбком", ООО "Магаданрыба", ООО "Дальрыбфлотпродукт", ООО "САН-РОСС", СПК "Рассвет-2", ООО "Рыбная компания", ООО "Арманская рыбопромышленная группа", КФХ "Ола" организовали на базе собственных перерабатывающих заводов и холодильных складов магазины по торговле рыбопродукцией крупным, мелким оптом и в розницу для всего спектра потребителей (крупные и малые торговые предприятия, рестораны, социальные учреждения, граждане).

Кроме этого, предприятия арендуют торговые площади на имеющихся продовольственных рынках для реализации собственной рыбопродукции (РПЗ "Тандем", РПЗ "Усть-Янский", ООО "Рассвет-2", КФХ "Ола" и другие). ООО "Арманская рыбопромышленная группа" в 2011 году начало формировать собственную сеть специализированных торговых павильонов "Кашалот", которые уже пользуются большой популярностью благодаря доступным ценам и разнообразию ассортимента.

В целом следует сказать, что реализуют рыбопродукцию на собственных торговых площадях по ценам производителей около 15 предприятий рыбохозяйственного комплекса, занятых как в рыболовстве, так и в береговой переработке. Помимо них, в реализации рыбы и морепродуктов заняты такие оптовые торговые предприятия, как ООО "Акиба", ООО "Русский продукт", поставляющие рыбопродукцию на внутриобластной рынок из соседних регионов. Завозятся в основном консервы, деликатесная рыбопродукция и пресноводные виды (форель, семга, пелядь, чир, сиг, муксун, нельма, омуль и другие).

В розничной сети специализированно торгует рыбой и морепродуктами (в основном на арендуемых площадях на продовольственных рынках) около 30 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Кроме этого, только в областном центре более 20 универсальных продовольственных магазинов имеет специализированные рыбные отделы. Стало доброй традицией, что в дополнение к стационарным местам торговли рыбопродукцией администрация области в течение последних лет практически еженедельно проводит продовольственные ярмарки местных производителей, на которых рыбопродукция жителям области продается без торговой наценки.

Кстати, изучение состояния рыбного рынка показало: в Магаданской области реализуется более 300 наименований продукции (без учета множества видов консервов, креветок и изделий из сурими - "крабовых палочек", "крабового мяса", "лобстеров" и прочего - ассортимент этой группы продуктов насчитывает свыше 100 видов). Из них, напомню, самые популярные: более 80 видов мороженой продукции (сельдь, минтай, треска, палтусы, морские окуни, пресноводные виды), более 30 - мороженых морских деликатесов (осьминоги, гребешки, крабы, креветки, мидии, морские коктейли), более 100 - лососевой продукции (учитывались все виды обработки), более 10 - продукции, содержащей икру разных видов рыб (лососевая, сельди ястычная, минтая, икрима). Добавим сюда около 10 видов продукции горячего копчения, более 10 - вяленой и копченой продукции из лососевых, сиговых и других морских и пресноводных рыб, более 50 - пресервов, включая салаты из морской капусты, сельди, горбуши, кеты, нерку в соусах, различные виды нарезки и ассорти, около 25 видов рыбной кулинарии (фарш, рыбное филе в панировке, бургеры, биточки, пельмени).

То ли еще будет! В минувшем году администрацией области совместно с мэрией Магадана выделен земельный участок под строительство центрального специализированного рыбного рынка. Его задача - влиять на формирование адекватной торговой наценки и повышение доступности рыбопродукции для жителей области.

Но мы кормим не только себя. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области (сборник "Ввоз и вывоз важнейших видов потребительских товаров в Магаданской области"), на территории реализуется до 6 тыс. т рыбной продукции, включая объемы, поставляемые из центральных районов и соседних прибрежных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с учетом реализации на внутреннем рынке рыбопродукции, производимой магаданскими предприятиями, и морепродуктов, вылавливаемых в рамках спортивного и любительского рыболовства, потребление на душу населения составляет от 35 до 40 кг. Уверен, что каждый в новогодние праздники попробует значительное количество морепродуктов. И вспомнит добрым словом рыбаков...

Александр МУРЛИН.

Автор:  Александр МУРЛИН "Магаданская правда"









Колымские колонки