В последнее время в "Магаданской правде" появилась серия статей о ценообразовании на рыбную продукцию. В публикациях "Золотая рыбка" (25.10.2012 г.), "В тупике. Географическом и ценовом" (16.11.2012 г.) задавался один и тот же злободневный вопрос: почему в регионе, расположенном на берегу богатейшего водными биоресурсами Охотского моря, стоимость далеко не деликатесной, а еще недавно доступной всем рыбы сравнивается с ценой привозных мясных продуктов?
Своим мнением по этому поводу сегодня делится президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников генеральный директор ООО "Тихрыбком" Михаил КОТОВ.
- Михаил Николаевич, каковы предварительные итоги работы в 2012 году?
- В этом году предприятия, входящие в состав ассоциации, выловили 103 тыс. т морепродуктов. Самый крупный улов пришелся на "Тихрыбком" - более 30 тыс. т минтая и сельди, не считая краба, трубача и корюшки. В целом по ассоциации это на 15 тыс. т меньше, чем в прошлом рекордном году. А виной всему стал плохой подход лосося.
- И в этом главная причина высокой цены на рыбу?
- Если говорить о ценовой политике, то она, к сожалению, не всегда зависит от рыбака. Понятно, что, как и любой предприниматель, коммерсант, мы хотели бы продать свою продукцию как можно дороже. Но механизм рынка таков, что он сам регулирует весь этот процесс. И с этим нельзя не считаться. Если говорить о российском рыбном рынке, то он не является в мире доминирующим даже после вступления в ВТО. Да и до этого мы не оказывали должного влияния на мировой рынок. Если во времена СССР вылавливалось 13 млн. т водных биоресурсов, то сегодня едва имеем 3 млн. т.
Для сравнения: Китай добывает в год порядка 40 млн. т, американцы и японцы - 20 млн. т. Вступив в ВТО, мы должны приспосабливаться к новым условиям. Часть продукции реализуем на внутреннем, а часть - на международном рынке. Поэтому обвинять нашего рыбака в том, что он поставляет продукцию за рубеж, а не на российский рынок, просто смешно. Мы так же, как и все предприниматели, должны платить налоги, заработную плату, поддерживать экономику.
- Из чего складывается себестоимость рыбной продукции в вашей компании?
- В структуре себестоимости топливо занимает почти 40 %. А ведь еще надо платить налоги, заработную плату, обновлять оборудование, ремонтировать суда. Во всем мире рыбный бизнес не является таким высокорентабельным, как те же золото и нефть. Во многих странах эта отрасль даже дотируется. Там считается, что ее основные задачи - выловить, переработать рыбу и накормить народ.
- В последнее время цены на магаданском рынке на трубач, лосось, икру лосося заметно выросли. В чем причина?
- Причина одна - мало выловили. Если в прошлом году результат лососевой путины составил почти 14 тыс. т, то в 2012-м - 2,5 тыс. т. А ведь рыбак взял кредит, понес затраты на приобретение оборудования. Пытаясь свести концы с концами, он вынужден поднимать цену на свою продукцию. Существенную наценку делает торговля, которой тоже надо платить налоги и заработную плату, проводить платежи за электричество, дорожающее из года в год. Правительство даже принимает специальное решение об увеличении тарифа на 15 - 30 %. По рыбе такого нет. Поэтому как только повысится стоимость на топливо, а у нас это происходит почти каждый день, мы тоже вынуждены будем поднимать цены. А ведь любое повышение стоимости топлива влечет рост цен не только на рыбу, но и на овощи, мясо, молоко, колбасу.
- Вы сказали, что государство должно грамотно регулировать деятельность рыбной отрасли. Как это происходит на деле?
- Необходимо государственное участие в решении вопросов транспортировки, выгрузки рыбной продукции, улучшении работы портовых хозяйств. У нас, к сожалению, это только на уровне разговоров. Каждое ведомство в период путины сразу же увеличивает цены на перевозку. Сегодня хранение в холодильном оборудовании морпорта Владивостока стоит столько, что ни один рыбак не в состоянии воспользоваться такой услугой. Нет вагонов, рефрижераторов для отправки рыбы в Москву. 10 дней у нас ушло на то, чтобы разгрузить во Владивостоке судно "Лира". Скажите, ну разве это нормально? В любой другой цивилизованной стране на это уходят сутки-двое, не более.
- И во что вылился вашей компании десятидневный простой "Лиры" во Владивостоке?
- Простой судна в сутки обходится в 10 - 12 тыс. долларов. Вот и считайте. Но это только цветочки. Для того чтобы наше судно "Морской волк" перегрузилось на наше же транспортное судно "Лира", мы должны пригласить сотрудника пограничной службы. Как правило, он в этот момент находится на другом судне и в другом районе моря. Мы вольно или невольно обязаны туда идти, тратя драгоценное время и топливо. Зачем все это делать, если все равно идем в российский порт, где происходит проверка таможней и той же пограничной службой? Спрашивается - зачем рыбаков отвлекать от работы?
Вообще, вопросов, на которые нет ответов, с каждым годом становится все больше и больше. Нигде в мире, кроме России, нет налога на водные биоресурсы. Дело порой доходит до абсурда. Вместо того чтобы помогать и поддерживать, Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) просит прислать... списки призывников и размеры противогазов, предоставить непонятные документы и отчеты. Но никто ни разу не спросил, какая у нас экономика, какую долю занимают топливо в себестоимости продукции, зарплата, налоги. Чтобы специалистам ФАР стать частью Минсельхоза, нужно иметь свою отраслевую базу. У нас вместо нее одни противогазы…
Виталий ХОЛОИМОВ.