В гостях у поселенцев


10 августа группа представителей областной комиссии по вопросам помилования в составе Екатерины Михайлюк (заместитель председателя комиссии) Валентины Дорошевич, Ларисы Востриковой посетила колонию-поселение № 2 УФСИН России по Магаданской области.

Здесь они ознакомились с условиями жизни, труда и отбывания наказания осужденными, а также организацией выполнения указов Президента РФ по вопросам помилования.

Сплошная стена дождя сопровождала группу на протяжении всей дороги. Чем дальше отдалялась машина от города Магадана, тем светлее становился горизонт. В салоне тепло и уютно. Оживленный разговор переходит в задумчивое молчание. Сидящие в нем готовятся к предстоящему трудному разговору с людьми, вступившими в конфликт с законом и общепринятыми в обществе нормами морали и поведения.

Наконец, живописная долина поселка Сплавная. Здесь, окруженная протокой реки Уптар и утопающая в зелени деревьев, разместилась колония-поселение. В штабе учреждения гостей радушно встречают и.о. начальника учреждения Михаил Дунин и и.о. заместителя начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе Кирилл Санников. За чашкой чая в непринужденном разговоре Михаил Дунин обстоятельно знакомит представителей комиссии с историей образования, становления и перспективах развития подразделения, тепло говорит о людях, посвятивших себя делу исправления и перевоспитания граждан, переступивших ту грань социального поведения, за чертой которой они стали преступниками и осужденными, о ветеранах подразделения, отдавших этой профессии много лет.

Колония-поселение образована приказом Министерства юстиции РФ от 11 января 2001 года № 1, с лимитом наполнения 200 человек. В ней отбывают наказание осужденные обоего пола, ранее не судимые, за совершенные умышленные преступления небольшой и средней тяжести. В основном – это воры, мошенники, злостные алиментщики, хулиганы, а также, совершившие по неосторожности ДТП с тяжкими последствиями. В день посещения население этой исправительной колонии составило 58 человек, из них 7 женщин. Все они обеспечены трудом на сельскохозяйственном предприятии и вспомогательных промышленных и социальных объектах учреждения. Люди, большинство из которых, как говорят, тяжелее ложки и стакана с водкой, в руках больше ничего не держали, здесь получают хорошую прививку от безделья и тунеядства. Рабочий день согласно Трудовому кодексу РФ. Оплата труда повременная и сдельная и составляет в среднем 4200 рублей в месяц. Для них в поселении созданы все условия для полноценной жизни и развития личности. Работают общеобразовательная школа и профессиональное училище. К услугам обитателей комната психологической разгрузки, библиотека, молельная комната РПЦ, спортивный зал и площадка.

Серьезное внимание обращается охране здоровья. В здравпункте работают два фельдшера. В наличии необходимое медицинское оборудование и медикаментозные препараты. В этом году 58 осужденных получили медицинскую помощь узких специалистов в лечебных учреждениях г. Магадана, поселков Сокол и Палатка. Все прошли флюорографическое обследование и диспансеризацию. В колонии активно культивируется физкультура и спорт. Ведь большинство из отбывающих наказание - это молодые люди. Занятия спортом и физкультурой администрация учреждения рассматривает не только как одну из основных досуговых форм времяпровождения, но прежде всего как пропаганду здорового образа жизни и исповедует справедливую формулу, придуманную еще в древности, что «в здоровом теле – здоровый дух». В выходные дни и внерабочее время на спортивных площадках азартно соревнуются любители игровых видов спорта, сосредоточенные баталии ведутся за шахматными и шашечными столами. Спортсменов подбадривают болельщики.

Обстоятельный разговор в штабе заканчивается многочисленными вопросами к Михаилу Дунину. Гостей интересует все: от организации питания до общения осужденных с родственниками, от приобретения духовной пищи до фактов непотребного поведения отдельных поселенцев. Звучит и задумчивый вывод от сказанного, что жизнь осужденных в колонии чем-то напоминает жизнь в бывшем советском пионерском лагере. И насколько Михаил Федорович, как опытный профессионал, полагает, что такая форма изоляции преступников от общества оправдана. Задумавшись и выдержав паузу, он отвечает: «Задача наша создать такую среду обитания, чтобы все окружающее воспитывало осужденного и прививало ему уважение и бережное отношение к красивому: от приема пищи в столовой до спального места в общежитии, от рабочего места до территории в жилой зоне. Упор в воспитательной работе с осужденными мы делаем не на карательные меры, а на воспитание, перерождение души, привитие чувства уважения к себе и ответственности за свои поступки. В решении этой задачи опираемся на психологическую науку, помощь православного священнослужителя, педагогов, широкую общественность. Несомненно, в арсенале нашей работы имеются и дисциплинарные средства воздействия, а для особо нерадивых даже штрафной изолятор. Но прибегаем к нему в исключительных случаях. Не все осужденные являются закоренелыми уголовниками и такой вид наказания как колония-поселение является на нынешнем этапе развития уголовно-исполнительной системы наиболее удачной формой для лиц, совершивших малозначительные преступления. Отбывающие здесь наказание также ограничены и лишены свободы, им недоступны очень многие материальные и духовные блага. Свобода для человека жизненно важное состояние. И когда человек имеет её, он редко задумывается над тем, как много значит она в его жизни».

В сопровождении офицеров члены комиссии направляются в жилую зону. Здесь сосредоточены основные социальные объекты. Территория поразила своей чистотой и ухоженностью. В центре её аккуратно посаженный массив деревьев, под ними уютно расположились лавочки для отдыха. Проложены плиточные тротуары, вокруг них цветы радуют глаз своей красотой. Не видно и луж после проливного дождя. На всем пути встречаются обитатели поселения. Лица приветливые. С гостями общаются с желанием. Возле каждой такой группы мирно беседующих о чем-то своем осужденных члены комиссии останавливаются.

И тут же стихийно возникает разговор, порой принимающий дискуссионные формы. Как водится в таких заведениях разговор строится на темы о добре и зле, о совести и ответственности человека за свои поступки. Видно по лицам обитателей, что не со всем, о чем им говорят гости, они согласны. Своим антиобщественным поступкам многие ищут любые оправдания, но упорно не соглашаются с тем, что прежде всего они лично виновны в них.
Первым посещают пищеблок. Один из наиболее чувствительных нервов жизнедеятельности любого учреждения с массовым пребыванием людей. Гости, как женщины, с пристрастием знакомятся с работой столовой, пекарни, разделочного зала и варочного цеха, изучают меню на неделю. Беседуют с обслуживающим персоналом из числа осужденных. Все они в белоснежных халатах.

В столовой новая удобная мебель. Везде стерильная чистота. Но Екатерина Михайлюк советует разделочный зал расположить рядом с варочным цехом, что больше будет отвечать требованиям санитарной гигиены. Женщина повар подробно рассказывает о своих обязанностях, замешательство вызвал у нее лишь вопрос, за что она отбывает наказание. Потупив глаза, нелегко держать ответ на этот вопрос, честно ответила, за неуплату средств на содержание малолетнего сына. Здесь в профессиональном училище она приобрела профессию повара и работает им. И, освободившись, она мечтает связать свою жизнь с этой профессией. Работать и растить сына. Покончить с пьянством и бездельем, которые и привели её в места лишения свободы. Более года она не употребляет алкогольные напитки и чувствует себя превосходно и внутренне, и внешне.

Следующий не менее важный по своему значению для жизни человека социальный объект – здравпункт. Расположен в довольно стесненных условиях, лечить стационарно или изолировать внезапно заболевших с подозрениями на инфекционные болезни, возможностей здесь не имеется. Михаил Дунин на это отвечает, что в плане переоборудования общежитий и других социальных объектов предусмотрено до конца года оборудовать медицинский комплекс с необходимым набором помещений и создать условия для благоприятной работы медиков и комфортного лечения больных. Помещение здравпункта отличается своей чистотой и запахом, присущим только для медучреждений. Проблемным, как отметили руководители учреждения, остается обслуживание колонии-поселения скорой медицинской помощью по территориальному признаку. В административно - территориальном устройстве пос. Сплавная относится к Хасынкому району. Скорая помощь из пос. Палатка, расположенного примерно в 60 км, приезжает спустя 2-3 часа после вызова. В то же время пос. Сокол, где имеется станция скорой помощи, в 15-20 минутах езды.

На всем пути гостей сопровождали ремонтные работы, проводимые осужденными. Работы ведутся споро. Спешат - скоро зима. До наступления холодов необходимо завершить ремонтные работы общежитий и других объектов. С большим интересом активисты органа по предварительному рассмотрению ходатайств о помиловании изучают жизнь обитателей колонии под крышей временного дома. Осужденные живут в комнатах по 2-4 человека. Здесь, как и положено законодательством, на каждого проживающего предусмотрено 2,5 м кв. и женщинам 3,0 кв. м жилой площади. Скученности не наблюдается. В каждой секции имеется комната быта и хранения верхней одежды и обуви, сушильная комната. Посещение жилых комнат оставило удовлетворительное впечатление, за исключением комнат, где проживают женщины. Здесь не наблюдалось той чистоты и уюта, которыми отличаются женщины. На окнах висят не первой свежести занавески, постели убраны небрежно. Рядом с жилой секцией женщин расположена библиотека. Здесь библиотекарь – молодая женщина из числа осужденных – знакомит с книжным фондом библиотеки. В храме духовной пищи имеется 2270 единиц книг или в среднем по 38 книг на каждого отбывающего наказание в исправительном учреждении. Библиотеку посещает большинство обитателей поселения. Но знакомство с формулярами читателей вызывает разочарование. Читатели берут в основном техническую литературу и учебники для старших классов общеобразовательной средней школы. Художественная литература устаревшая, изданная еще в советские годы. Выбор её очень скудный. Эту литературу почти не читают. Здесь же Лариса Вострикова и Валентина Дорошевич обмениваются с руководством подразделения своими впечатлениями и обещают оказать помощь в пополнении библиотеки книгами и журналами, а также провести творческий вечер поэзии и бардовской песни. Лариса Вострикова, как библиотечный специалист, дает несколько рекомендаций и советов об использовании возможностей библиотеки в культурно-эстетическом, нравственном и патриотическом воспитании читателей и превратить её в настоящий культурный центр поселения. Но для этого, как она полагает, необходимо перевести библиотеку из неприспособленного для этих целей помещения в помещение, отвечающее элементарным требованиям для публичных библиотек.

Группа посетила все объекты социального назначения, расположенные в жилой зоне. Ознакомилась с работой магазина, комнат для краткосрочных и длительных свиданий, а также посетила штрафной изолятор, в котором отбывают дисциплинарные наказания поселенцы за злостные нарушения режима содержания.

Завершает работу группа приемом осужденных по личным вопросам. Первым приходит сорокалетний житель Анадыря. Здесь, в поселении, за кражу чужого имущества уже восемь месяцев. Он не согласен с приговором Анадырского районного суда, осудившего его по статье 158 ч. 2 УК РФ к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселения. Разъяснив ему порядок обжалования приговоров судов, вступивших в законную силу, ведущие прием не спешат его отпускать. Ведется обоюдный заинтересованный разговор. Члены комиссии пытаются дойти до корней преступного поведения собеседника. Мужчина, коренной житель Чукотки, как он утверждает, сколько себя помнит, вечно скитается по лагерным нарам и «тюрьма - мой дом родной». Некоторое время работал оленеводом в тундре. Зарабатывал сущие «копейки». Пьянствовал. Распалась семья. Лечился от алкоголизма, но не хватило силы воли. Положительных перспектив на жизнь не имеет. Категорически не желает строить семейную жизнь по причине боязни, что дети пойдут по его стопам и будут влачить жалкий образ жизни. В колонии ему нравится. Здесь он получил профессию и работает слесарем в котельной. Как больному туберкулезом, ему выдают диету № 7-б. Он ежедневно получает яйцо, молоко, масло. И как работающего его дополнительно кормят горячей пищей. Воспитательные нравоучения слушает внимательно, не перебивая, но, видимо, сложившийся уклад жизни менять не собирается. Как заявил, «по освобождении уйду от людей в тундру к оленям». Там настоящая жизнь. О себе каждый должен заботиться сам: не нарубишь дров – не попьешь чай, не убьешь на охоте зверя – останешься голодным. С этим жизненным кредо, попрощавшись, ушел.

Следующим заходит 23-летний житель пос. Провидения ЧАО. Его интересует порядок помилования. Ему подробно рассказывают о механизме милосердия. И снова возникает задушевный разговор. Отвечает на вопросы охотно, но порой срывается и начинает дерзить. Трудно отвечать на неудобные вопросы. Юноша рос и воспитывался в детском доме. Отец, излишне выпив спиртного, сгорел в собственной квартире, мама пропала. Отслужив армию, вернулся в Провидения. По исполнении 18 лет он покинул стены детского дома и местные органы власти предоставили ему небольшую однокомнатную квартиру. В одном коридоре по соседству проживало семеро «бомжей» и ранее судимых, которые круглосуточно пьянствовали. Под их влиянием и он втянулся в пьянство, не работал. Обладая ложным чувством справедливости, начал угонять автомобили у односельчан, которые, на его взгляд, приобрели эти машины незаконным путем. Всего совершил шесть угонов автомобилей. И суд приговорил его к 3,5 годам лишения свободы. В колонии немногим более семи месяцев. В содеянном сейчас раскаивается. Условия отбывания наказания в поселении, как он считает, очень хорошие. Закончил здесь 9 классов и предполагает получить среднее образование и приобрести еще одну профессию в профучилище. Трудится рабочим в тепличном хозяйстве учреждения. К спиртному здесь не тянет, наркотические средства не употребляет. На вопросы о построении дальнейшей жизни отвечает уклончиво.

Всего на личном приеме и непринужденной беседе члены комиссии пообщались с 26 осужденными. Ни один из них не высказал жалоб и заявлений на условия отбывания наказания в колонии и незаконное к ним отношение со стороны администрации учреждения.

На КПП гости тепло прощаются с Михаилом Дуниным и Кириллом Санниковым. Последний обмен мнениями. Увиденное своими глазами и услышанное из уст представителей администрации и обитателей поселения произвело положительное впечатление на посетивших исправительную колонию членов комиссии. Группа уезжает около семи часов вечера. Попрощавшись и пожелав доброго пути, сотрудники вновь уходят внутрь колонии-поселения исполнять свой служебный и профессиональный долг.

В салоне автомобиля, в котором заботливый водитель предусмотрительно включил печь, тепло и уютно. У пассажиров приподнятое настроение. Они возвращаются с чувством выполненного общественного долга и надеждой, что их слова, обращенные к сердцу и разуму людей, сбившихся курсом с правильного жизненного пути, найдут у некоторых из них живой отклик и посеют в их душе добрые начала.
Это был еще один небольшой их шаг в эру милосердия.

Чем ближе приближалась машина к Магадану, тем светлее становился горизонт...

Владимир ШАФРАН, эксперт правового управления аппарата администрации области.
"Вечерний Магадан"









Колымские колонки