Чем заманить педагога?


Проблема катастрофической нехватки мест в детских садах нашу территорию почти не затронула. Она едва ли ощущается в Магадане, а в районах области ее нет либо она успешно решается. Но отсутствие квалифицированных кадров, знакомое абсолютному большинству российских детских садов, сильно тревожит педагогическую и родительскую общественность, особенно остро она ощущается в глубинке. Не исключение и Сусуманский район, об этом рассказала руководитель районного комитета по образованию Людмила Федоровна ПАРТОЛИНА.

- К 2005 году в районе назрела необходимость открытия двух детских садов, - отметила она. - Связана она с известными факторами - оптимизацией районной сети образования в предыдущие годы и закрытием в поселках школ и дошкольных учреждений. В результате сложилась ситуация, когда на весь район работал один детский сад «Родничок» в Сусумане. Стабилизация ситуации с миграцией и заметное повышение рождаемости потребовали от муниципальных органов управления образованием иных решений. Выход мы нашли - открыли детские сады при школах в поселках Мяунджа и Холодный. В последние годы они укрупнялись, создавались дополнительные группы, переоснащалась материальная база. На сегодня потребность населения в дошкольном образовании удовлетворена полностью.

Однако не все так гладко. По словам Людмилы Партолиной, остро ощущается дефицит воспитателей, логопедов, психологов. Выпускники СВГУ не изъявляют желания после учебы работать в школах и детских садах колымской глубинки. Не привлекает их даже поддержка областной программы, когда при трудоустройстве после окончания вуза им в течение трех лет выплачивается 600 тысяч рублей. Да и район готов сегодня каждому прибывающему специалисту выплачивать по 70 тысяч рублей на обустройство на новом месте. Не оправдывают надежд и целевики, которые направлялись на учебу муниципалитетом и обучались за счет выделенных им средств. За последнее время в Сусуманский район вернулся только один педагог, и тот в школу, а остальные предпочитают возвратить деньги, затраченные на них.

- Нам ничего не остается как только привлекать педагогов из центральных районов страны, выплачивать им единовременное пособие, предоставлять благоустроенное жилье: сначала комнату в общежитии, а затем и квартиру, - говорит Людмила Партолина. - А если это поселковые детсад или школа - муниципалитет сразу дает отдельное жилье.

К слову, сусуманский детский сад с января 2012 года стал до- школьным учреждением комбинированного вида, здесь проводят коррекционную работу с детьми, у которых проблемы в развитии речи. Долгожданные перемены омрачаются поиском логопеда и детского психолога. Предполагается, что вопрос этот будет решаться опять же с помощью специалистов из других регионов страны.

На вопрос о том, какие же меры необходимы, чтобы дет- ские сады отдаленных районов стали привлекательными для молодых воспитателей, Людмила Федоровна рассказала об опыте, полученном на курсах в Академии государственной службы при Президенте РФ, где она недавно прошла обучение:
- В ходе обучения участники разрабатывали групповые проекты по решению насущных проблем отечественного образования. Наша группа защищала проект по созданию условий для привлечения и закрепления молодых специалистов в системе общего образования. Коллеги из других регионов делились своим опытом, мы - своим. На сегодняшний день в каждом регионе стимулом для привлечения молодых становятся материальные блага - денежные выплаты, жилье, льготные кредиты и т. д. Так, в Нижегородской области при устройстве на работу в отдаленный город или поселок молодым педагогам покупают квартиры либо строят дома, а в собственность передают их через 10 лет трудовой практики. Подобным образом им приобретают автомобили. И все равно проблема кадрового голода не решена. К какому выводу мы пришли? Мало просто деньгами завлекать кадры, нужно развивать инфраструктуру городов, поселков, строить дороги, организовывать места отдыха, тогда молодежь потянется в глубинку. Высказывались также мнения о том, что пока не будет возрождена система распределения после учебы, эту проблему практически невозможно решить. Однако мы прилагаем все усилия, чтобы дети, проживающие на периферии, были обеспечены доступным качественным дошкольным образованием.
"Магаданская правда"









Колымские колонки