Проблема катастрофической нехватки мест в детских садах нашу территорию почти не затронула. Она едва ли ощущается в Магадане, а в районах области ее нет либо она успешно решается. Но отсутствие квалифицированных кадров, знакомое абсолютному большинству российских детских садов, сильно тревожит педагогическую и родительскую общественность, особенно остро она ощущается в глубинке. Не исключение и Сусуманский район, об этом рассказала руководитель районного комитета по образованию Людмила Федоровна ПАРТОЛИНА.
- К 2005 году в районе назрела необходимость открытия двух детских садов, - отметила она. - Связана она с известными факторами - оптимизацией районной сети образования в предыдущие годы и закрытием в поселках школ и дошкольных учреждений. В результате сложилась ситуация, когда на весь район работал один детский сад «Родничок» в Сусумане. Стабилизация ситуации с миграцией и заметное повышение рождаемости потребовали от муниципальных органов управления образованием иных решений. Выход мы нашли - открыли детские сады при школах в поселках Мяунджа и Холодный. В последние годы они укрупнялись, создавались дополнительные группы, переоснащалась материальная база. На сегодня потребность населения в дошкольном образовании удовлетворена полностью.
Однако не все так гладко. По словам Людмилы Партолиной, остро ощущается дефицит воспитателей, логопедов, психологов. Выпускники СВГУ не изъявляют желания после учебы работать в школах и детских садах колымской глубинки. Не привлекает их даже поддержка областной программы, когда при трудоустройстве после окончания вуза им в течение трех лет выплачивается 600 тысяч рублей. Да и район готов сегодня каждому прибывающему специалисту выплачивать по 70 тысяч рублей на обустройство на новом месте. Не оправдывают надежд и целевики, которые направлялись на учебу муниципалитетом и обучались за счет выделенных им средств. За последнее время в Сусуманский район вернулся только один педагог, и тот в школу, а остальные предпочитают возвратить деньги, затраченные на них.
- Нам ничего не остается как только привлекать педагогов из центральных районов страны, выплачивать им единовременное пособие, предоставлять благоустроенное жилье: сначала комнату в общежитии, а затем и квартиру, - говорит Людмила Партолина. - А если это поселковые детсад или школа - муниципалитет сразу дает отдельное жилье.
К слову, сусуманский детский сад с января 2012 года стал до- школьным учреждением комбинированного вида, здесь проводят коррекционную работу с детьми, у которых проблемы в развитии речи. Долгожданные перемены омрачаются поиском логопеда и детского психолога. Предполагается, что вопрос этот будет решаться опять же с помощью специалистов из других регионов страны.
На вопрос о том, какие же меры необходимы, чтобы дет- ские сады отдаленных районов стали привлекательными для молодых воспитателей, Людмила Федоровна рассказала об опыте, полученном на курсах в Академии государственной службы при Президенте РФ, где она недавно прошла обучение:
- В ходе обучения участники разрабатывали групповые проекты по решению насущных проблем отечественного образования. Наша группа защищала проект по созданию условий для привлечения и закрепления молодых специалистов в системе общего образования. Коллеги из других регионов делились своим опытом, мы - своим. На сегодняшний день в каждом регионе стимулом для привлечения молодых становятся материальные блага - денежные выплаты, жилье, льготные кредиты и т. д. Так, в Нижегородской области при устройстве на работу в отдаленный город или поселок молодым педагогам покупают квартиры либо строят дома, а в собственность передают их через 10 лет трудовой практики. Подобным образом им приобретают автомобили. И все равно проблема кадрового голода не решена. К какому выводу мы пришли? Мало просто деньгами завлекать кадры, нужно развивать инфраструктуру городов, поселков, строить дороги, организовывать места отдыха, тогда молодежь потянется в глубинку. Высказывались также мнения о том, что пока не будет возрождена система распределения после учебы, эту проблему практически невозможно решить. Однако мы прилагаем все усилия, чтобы дети, проживающие на периферии, были обеспечены доступным качественным дошкольным образованием.