Территория особого назначения


Постановлениями Центрального Комитета ВКП (б) «О Колыме» от 11 ноября 1931 года и Совета Труда и Обороны СССР от 13 ноября 1931г. № 516 был организован «Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой».

Даты издания вышеуказанных постановлений считаются юбилейными датами Дальстроя. Трест был создан на базе разрозненных старательских золотодобывающих приисков треста «Цветметзолото». Однако фактическая передача приисков и всех операций состоялась с 1 января по 10 февраля 1932 г., а положение о гостресте было утверждено 16 марта 1932 года. Начало основной производственной деятельности Дальстроя по развертыванию геологоразведочных работ и добыче золота относится к весне 1932 года.

Территория особого назначенияДо 1938 года гострест находился в непосредственном ведении Совета Труда и Обороны. Первым директором был назначен Эдуард Петрович Берзин. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 марта 1938 года № 260 трест был преобразован в Главное Управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС) и передан в ведение НКВД СССР. В период с марта 1946 по 1953 годы находился в подчинении Министерства внутренних дел СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1945 года за успешное выполнение заданий правительства по производству и строительству на Дальнем Севере был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1953 года Дальстрой был переведен в подчинение Министерству металлургической промышленности, а с февраля 1954 года включен в состав Министерства цветной металлургии. В июне 1957 года Главное Управление строительства Дальнего Севера было реорганизовано. На его базе был создан Совет народного хозяйства Магаданского экономического административного района. Приказом МЦМ СССР от 25 ноября 1965 г. на базе совнархоза было образовано объединение «Северовостокзолото».

В докладной записке «О положении в Дальстрое» за 1954 г. дается краткая характеристика «…Территория деятельности Дальстроя с запада ограничивается правым берегом реки Лены от ее устья до реки Алдан, далее по реке Алдан до 60-параллели, по этой параллели до 138 меридиана и по меридиану на юг до берега Охотского моря. На севере граница проходит по побережью Восточно-Сибирского и Чукотского морей, на востоке по побережью Берингова моря и на юге по побережью Охотского моря. В настоящее время территория деятельности Дальстроя составляет 2,8 млн.кв.км.
На всей территории деятельности Дальстроя распространена вечная мерзлота, достигающая 300 метров глубины.

Суровые, продолжительные зимы, к которым приурочена длительная полярная ночь, сопровождаются морозами, достигающими 60 градусов, частыми пургами и обильными снегопадами…»
Отдаленность территории деятельности ГУСДС от административных и промышленных центров СССР, отсутствие постоянных и регулярных путей сообщения, осложняло обеспечение производства и населения необходимыми техническими и продовольственными ресурсами.

Поэтому Дальстрой наряду с основной, ведущей отраслью хозяйства – добычей металла, имел многостороннее и комплексное хозяйство: такие крупные отрасли и производства как металлообрабатывающие заводы и мастерские, добыча угля, производство стройматериалов, сельское хозяйство, рыбную промышленность, снабжение, торговлю, связь и транспорт (автомобильный, морской, речной и авиационный). Производственная деятельность Дальстроя заключалась в промышленной разработке и добыче золота, олова, вольфрама и кобальта. За 25 лет существования «комбината особого типа» было добыто более тысячи тонн золота, в 1937 году началась добыча олова, с 1941 года вольфрама, а кобальта с 1948 года. Важнейшими производственными звеньями являлись районные горнопромышленные управления. В разные годы на территории действовали следующие крупные горнопромышленные управления: Северное, Западное, Тенькинское, Индигирское, Южное, Чай-Урьинское, Юго-Западное, Янское, Чаун-Чукотское.

Дальстроем за время его существования произведено капитальное строительство в объеме 3798 млн. руб., передача электроэнергии осуществлялась по высоковольтным линиям протяженностью 1650 км. На 1 января 1954 года в эксплуатации находилось 250 экскаваторов, 9000 автомашин, 2300 тракторов и бульдозеров, более 1000 дизелей, 16 тысяч единиц различного горного оборудования, ремонт которых осуществляли 6 заводов, 9 ремонтно-механических цехов. Дальстрой имел автомобильных дорог, зимников и временных проездов протяженностью 6337 км, 2 узкоколейные железные дороги: Магадан-Палатка, протяженностью 99 км и Эльгенуголь-Таскан – 82 км. Воздушный транспорт имел в эксплуатации самолеты ЛИ-2 – 31 шт. и АН-2 – 11 шт., на территории эксплуатировалось 35 аэродромов (из них принадлежащих Дальстрою – 10), протяженность воздушных линий составляла 22 тыс. км. Несмотря на суровые климатические условия Дальстрой имел свое подсобное сельское хозяйство: засевалось 8235 га, в том числе 4765 га в Приморском крае; 113, 2 тыс. оленей, 4,9 тыс. коров, 11,7 тыс. свиней, 21,6 тыс. голов птицы. Основным контингентом рабочих Дальстроя являлись заключенные, списочный состав которых в 1953 г. составлял 175,4 тыс. человек, а вольнонаемных – 68,7 тыс. чел.

Помимо производственно-хозяйственной деятельности Дальстрой руководил на своей территории народным образованием, просвещением, научно-культурной и политической работой. Кроме того, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 26 октября 1952 года осуществлял административное руководство национальными районами Хабаровского края: Ольским, Северо-Эвенским и Среднеканским.

Дальстрой просуществовал четверть века, с 1931 по 1957 годы, но исследовать его деятельность стало возможным лишь после того, как он был ликвидирован и документы поступили на хранение в государственный архив Магаданской области. С первых лет деятельности руководством треста были приняты меры по организации делопроизводства и архивной работы на должном уровне. Приказом по тресту от 7 февраля 1936 г. №?43 был организован Центральный архив Дальстроя, но контроль за делопроизводством и обеспечением сохранности документов, образующихся в деятельности треста «Дальстрой» и подведомственных ему управлениях и отделах, был недостаточен. Это привело к тому, что значительная часть документов за ранние годы была утрачена.

История горнодобывающей промышленности Дальстроя – тема научных работ большинства исследователей. Уникальные по своему содержанию документы включают в себя планы развития отраслей народного хозяйства на Крайнем Северо-Востоке и объяснительные записки к ним, доклады и докладные записки по оценке минерально-сырьевой базы Северо-Востока, схему организационной структуры Дальстроя, перспективные планы развития добычи и производства драгоценных металлов и материалы к ним, выводы и предложения по административно-производственной деятельности Дальстроя, переписку руководства с управлениями и предприятиями, акты по приему и передаче лагерей, сводные сведения о списочном составе заключенных и др. материалы. Документальные материалы Дальстроя имеют огромную научную, историческую, краеведческую и практическую ценность.

Н.А ВАРАВА, ведущий методист ОГУ «Государственный архив Магаданской области».
"Вечерний Магадан"









Колымские колонки