Меры регулирования промысла водных биоресурсов в Северо-Охотоморской и Западно-Камчатской подзонах обсудили на расширенном заседании под председательством прибывшего из Москвы заместителя начальника Управления организации рыболовства Федерального агентства по рыболовству Константина БАНДУРИНА.
Тему обсуждали не только руководители ведомств, осуществляющих контроль, надзор, рыбоохрану, мониторинг и регулирование промысла водных биоресурсов, но и представители ведущих рыбопромышленных компаний. Для них затронутая тема как никогда актуальна, им важно было услышать мнение тех, кто непосредственно на практике применяет все решения органов законодательной власти.
Первую поднятую тему о мерах регулирования промысла биоресурсов северной части Охотского моря, необходимых для увеличения освоения водных биоресурсов, на которые устанавливаются общий допустимый улов или возможный вылов, вынесли на обсуждение ученые ФГУП "МагаданНИРО". Его директор Сергей Марченко еще раз напомнил о необходимости выведения гижигинско-камчатской сельди из общедопустимого улова (ОДУ).
- Уже несколько лет запас гижигинско-камчатской сельди, которая относится к водным биологическим ресурсам, на которые устанавливается ОДУ, в силу исторических и экономических факторов не осваивается в полном объеме, - отметил он. - На наш взгляд, сдвинуть уровень вылова с нулевой отметки можно несколькими путями. Во-первых, вывести ее из перечня видов, на которые устанавливается общий допустимый улов. Наряду с изменением статуса водного биологического ресурса необходимо сделать шаги по интенсификации берегового промысла гижигинско-камчатской сельди в районах ее нереста. В частности, восстановить береговые перерабатывающие предприятия, способные выпускать продукты, пользующиеся повышенным спросом. К примеру, икру в ястыках, а также использовать суда с кошельковыми неводами, которые могут за сутки добыть до 400 т сельди. Значительным подспорьем в освоении запасов гижигинско-камчатской сельди может стать возобновление ее промысла в преднерестовый период.
По последним данным, из 39300 т, выделенных в Западно-Камчатскую подзону, освоение составляет чуть более 4 процентов. До конца промысла остается месяц, и ожидать хорошего освоения не приходится. Как следует из многолетнего наблюдения, проблема не только в слабых подходах сельди. Ее скоплений в том районе достаточно для стабильного отлавливания. Однако подавляющее большинство рыбопромышленников продолжают ее осваивать в районе банки Кашеварова (в центре Охотского моря, между Сахалином и Камчаткой, располагается вытянутое на 200 км поднятие дна - банка Кашеварова. - Прим. ред.). Там и сейчас находится 36 из 37 всех судов, занятых на промысле осенней сельди. Может быть, научно-исследовательскому флоту следовало бы провести специализированные поисковые работы на скоплениях гижигинско-камчатской сельди и предложить их флоту для освоения, как это было в 70-х годах прошлого века? Но для этого требуется дополнительное финансирование. И здесь уже необходима заинтересованность самих рыбопромышленников, которых пока немного. Это следует из того, что только 10 % компаний имеют доли в этом районе и могут ловить там сельдь.
- Если выведение гижигинско-камчатской сельди из ОДУ все же будет поддержано, то это позволит любой компании, имеющей флот, выйти на промысел, просто заключив договор и выписав разрешение в Территориальном управлении Росрыболовства, - подчеркнул руководитель Охотского ТУ Росрыболовства Андрей Здетоветский. - Существуют организации, у которых есть необходимые мощности (промысловые суда), и они все лето проработали в прибрежке Дальневосточных морей. А сейчас поставили суда на зимнюю стоянку, так как квоты освоены, а у кого они есть, направлены на другие виды водных биоресурсов, кроме сельди. Сегодня они не могут выйти на промысел по причине закрепления долей по квотам среди других рыбопромышленных компаний.
Специалисты считают, что с выведением из ОДУ гижигинско-камчатской сельди многие компании сразу начнут ее осваивать, тем самым наполняя рынок продукцией и развивая собственное дело. Это же позволит вдохнуть жизнь в береговые базы, которые начнут принимать сельдь для переработки, а сегодня находятся в простое. Ученые ФГУП "МагаданНИРО", многие годы исследуя эту популяцию в Западно-Камчатской подзоне, конечно, могут более тонко объяснить все промышленные перспективы освоения.
Следующая тема обсуждения затронула освоение колючего, синего и равношипого крабов. В частности, к последнему вызван наибольший интерес в связи с открытием части акватории банки Кашеварова для его лова. Как следует из доклада Сергея Марченко, введенный в 2000 году запрет на промышленный лов равношипого краба в акватории банки Кашеварова дал положительный результат и его запасы здесь восстановились.
В конце 90-х годов в акватории банки Кашеварова состояние запасов равношипого краба находилось в депрессивном состоянии: резко снизилась плотность и доля промысловых самцов, увеличилась доля самок с неоплодотворенной икрой. Для сохранения запасов специалисты "МагаданНИРО" приняли ряд мер: увеличена промысловая мера со 110 до 130 мм, снижен коэффициент промыслового изъятия с 10 до 3 процентов и введен запрет на промышленный лов в акватории банки Кашеварова с 2000 года.
Проведенные в 2010 году исследования показали, что средняя плотность промысловых самцов в районе банки Кашеварова увеличилась, а промзапас достиг 27,3 тыс. т, что позволяет добывать около 1,4 тыс. т. Анализ состояния промыслового флота подтвердил, что в этой акватории по своим характеристикам может работать только треть судов на промысле равношипого краба. И при открытии района для лова резкого увеличения промыслового пресса не ожидается. Кроме того, значительная часть равношипого краба будет добываться в режиме двувидового промысла при добыче краба-стригуна-опилио в районе севернее банки Кашеварова. Опираясь на данные о биологическом состоянии равношипого краба и на возможности рыбодобывающего флота, в "МагаданНИРО" предложили снять запрет на его промышленный лов в Северо-Охотоморской подзоне в пределах акватории банки Кашеварова.
Следует отметить еще два решения, одобренные всеми участниками совещания. Первое касалось мер регулирования на промысле колючего краба и наваги в прибрежье Северо-Охотоморской подзоны на уровне субъектов федерации, в частности Хабаровского края и Магаданской области после заключения соглашений по урегулированию освоения этих объектов. Второе - необходимость решения о едином промысловом пространстве до конца текущего года в кратчайшие сроки.
Михаил ТУЧКОВ.