Управление рисками "ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА"


В Российской академии наук прошла конференция "Внутренний контроль и управление рисками в Российской Федерации: организация работы в системе "Открытое правительство".

Открыл ее председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, а первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, председатель подкомитета по финансовому контролю, представитель Магаданской областной Думы в СФ Сергей ИВАНОВ был одним из главных докладчиков. Мероприятие вызвало большой интерес со стороны экономистов, финансистов, представителей крупного бизнеса, руководителей профильных органов государственной власти. Поэтому мы попросили Сергея Павловича прокомментировать поднятые на конференции вопросы.

- Как отметил в своем выступлении глава Счетной палаты Сергей Степашин, одним из важнейших условий предотвращения кризисов является развитие системы контроля как в государственном, так и в частном секторе экономики. Он также подчеркнул, что проблема дальнейшего развития внутреннего контроля на государственном уровне неотделима от проблемы создания единой системы финансового контроля и обеспечения эффективного взаимодействия органов внешнего и внутреннего контроля. В этом году исполняется 10 лет, как в России был создан Союз муниципальных контрольно-счетных органов.

Для меня, как представителя Совета Федерации, это вдвойне приятно, потому что в этом году исполняется и 10 лет со дня основания в Совете Федерации отдельного направления по законодательному обеспечению финансового контроля. Эту функцию взяла на себя Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой, которая в связи с реформой в Совете Федерации сейчас переименована в подкомитет Совета Федерации по финансовому контролю. За эти 10 лет в России и во всем мире произошло много событий, заставляющих по-другому посмотреть на вопросы осуществления финансового контроля. Мировой финансовый кризис 2008 года показал зыбкость и нестабильность существующих мировых финансовых институтов и указал на необходимость разработки новых подходов к реформированию финансовой системы. В то время все мировые лидеры заговорили прежде всего о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов и осуществления финансового контроля. Эти события заставили всех по-другому посмотреть на финансовый контроль в целом.

Я думаю, что не будет преувеличением сказать, что во время кризиса осуществление финансового контроля над бюджетными расходами стало одной из важнейших функций по обеспечению национальной безопасности. Разумеется, в связи с этим перед органами, осуществляющими финансовый контроль, встают новые, более масштабные и стратегические задачи. А вот для исполнения этих функций необходима соответствующая нормативно-правовая база. И здесь очень важным событием стало принятие в феврале 2011 года Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". И Счетная палата, и Совет Федерации, и руководители контрольно-счетных органов регионов ждали его более 15 лет. Нами создавались совместные рабочие группы, разрабатывались и вносились в Государственную Думу законопроекты, однако только после участия Президента Российской Федерации этот закон все же был принят.

С принятием этого документа в России впервые появились правовые условия для создания полноценной ветви внешнего государственного контроля на всех уровнях. Во-первых, закон закрепил термин "внешний финансовый контроль" в отношении деятельности контрольно-счетных органов, отделив их от органов контроля в системе исполнительной власти. Во-вторых, теперь установлены нормы, которые прописывают организационную и функциональную независимость контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. Закреплены правовые гарантии деятельности контрольно-счетных органов и статуса должностных лиц. В-третьих, закон наделил контрольно-счетные органы необходимой компетенцией для осуществления системного внешнего финансового контроля, включая полномочия по анализу эффективности использования бюджетных средств, эффективности принимаемых исполнительной властью бюджетных решений. Получили закрепление те права должностных лиц контрольно-счетных органов при осуществлении внешнего финансового контроля, которые не могли быть установлены региональным законодательством.

На муниципальном уровне пока решены не все проблемы. Речь прежде всего идет об определении статуса контрольно-счетных органов на местах, их представителей, открыты вопросы взаимодействия между контрольно-счетными органами. В то же время руководство страны не раз заявляло о необходимости развития и усиления роли муниципальных образований. И совершенно очевидно, что без развития в муниципальных образованиях контрольно-счетных органов эти цели вряд ли могут быть достигнуты. С момента принятия Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" наша комиссия активно включилась в процесс мониторинга его реализации. Был разработан и проведен целый комплекс мероприятий.

Летом 2011 года по вопросам нормативно-правового обеспечения вступления в силу этого федерального закона комиссия провела интернет-конференцию. В ходе нее от многих регионов поступили предложения по внесению изменений в действующее законодательство. В октябре 2011-го мы провели выездное заседание в Республике Северная Осетия на тему "Законодательное и нормативно-методическое обеспечение создания и развития инструментов внешнего финансового контроля в регионах". Для нас было очень важно обсудить этот вопрос в субъекте Российской Федерации с привлечением руководителей региона и исполнительной и законодательной власти, а также с участием руководителей Контрольно-счетной палаты субъекта и муниципальных образований. В ноябре мы провели парламентские слушания на тему "Законодательство и правоприменительная практика в системе внешнего финансового контроля", в которых приняло участие более 130 человек. В большинстве своем это представители муниципальных контрольно-счетных органов и субъектов Российской Федерации.

Благодаря поступившим предложениям в Совете Федерации сформирована очень большая база, которая будет использована при рассмотрении внесенных и разработке законопроектов, направленных на совершенствование системы финансового контроля. В связи с этим уже в скором времени мы ожидаем внесения на рассмотрение девятой главы Бюджетного кодекса, которая касается государственного финансового контроля. Также большие надежды возложены на новую редакцию Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

Система создаваемого сейчас "Открытого правительства" может стать одним из ключевых способов регуляции отношений между гражданским обществом, бизнесом и властью. Мы надеемся, что этот проект поможет наладить между всеми участниками процесса более качественные коммуникации, консолидировать знания и возможности, что, в свою очередь, позволит вывести систему внутреннего контроля и управления рисками в России на качественно более высокий уровень, сделать ее адекватной лучшим мировым стандартам.

Николай АБРОСИМОВ.








Колымские колонки