Как правило, людей не устраивает работа предприятий ЖКХ, цены на потребительские товары и авиабилеты, тарифы на электорэнергию, состояние дорог, перспективы горнодобывающей отрасли, неординарные события и происшествия.
Постановлением главы региона приняты меры по совершенствованию работы по рассмотрению критических публикаций. Среди них – ежедневный мониторинг публикаций и реакция на все официальные, а также, по возможности, на неофициальные заявления. О том, как выполняется эта работа, рассказал
руководитель департамента внутренней и информационной политики аппарата губернатора Магаданской области Олег Михайлюк.
«Работа с критическими сообщениями в СМИ и социальных сетях – значимая часть работы департамента внутренней и информационной политики аппарата губернатора Магаданской области по обеспечению открытости информации. Это позволяет высветить насущные проблемы региона, определить перспективы работы, обеспечить поддержку социальной стабильности в области, - пояснил Олег Михайлюк. - Управление информационной политики Правительства Магаданской ежедневно ведет мониторинг критических замечаний во всех средствах массовой информации и соцсетях. Сводный реестр еженедельно направляется в органы государственной власти. Такие публикации проходят во всех СМИ. Критика, которая проходит в газетах городских округов, тоже включается в реестр.
Если определить, какие сферы жизни чаще всего подвергаются критике, то места в антирейтинге распределяются следующим образом: лидирует сфера ЖКХ, следом идут социальные проблемы, на третьем месте – здравоохранение, за ним – вопросы ценообразования, нарушения прав потребителей, состояние дорог, затем – работа органов государственной власти и коррупция. Меньше всего люди жалуются на сферы образования и культуры.
Во всех региональных и окружных газетах есть посвященные им специальные рубрики. Отмечается, что в окружных СМИ критики меньше. При этом редакции газет в муниципальных образованиях говорят, что случаев отказа в комментариях должностных лиц они не получают. Телекомпании тоже снимают критические сюжеты и передачи и отслеживают реакцию органов власти на свои материалы.
Отдельного внимания заслуживает активность интернет-пользователей. Их число на Колыме резко возросло после запуска волоконно-оптической линии связи и появления безлимитных тарифов. Соответственно, увеличилось и количество критических сообщений в сетях. Характерно, что одна и та же тема, как правило, муссируется в нескольких интернет-сообществах одновременно, причем зачастую одними и теми же лицами, и ими же тиражируются.
За первый квартал 2017 года удалось отследить 213 критических материалов, 51 из них размещено в официальных СМИ, причем 44 – на сайтах информационных агентств и страницах интернет-сообществ, а также 118 - в соцсетях и блогах. Большинство из них также касается жилищно-коммунальной и социальной сферы, - на них приходится 72 сообщения в соцсетях, и остальные посвящены проблемам медицины, экономики, политики и образования.
Большой общественный резонанс в последнее время вызвали такие социально острые темы, как нападение собак на подростков, льготы и меры социальной поддержки населения, цены на авиабилеты, а также открытие детского сада в Ягодном: в этом вопросе пользователей как раз интересовала сама тема, а не пути ее решения; а также уход ребенка из магаданского детсада и использование фейерверков по ночам.
При обсуждении проблем в ЖКХ четко прослеживается сезонность: прохождение отопительного периода, черный снег в Сеймчане – эта проблема, надо учесть, решена, а также качество работы управляющих компаний, уборка снега, порывы теплотрасс, состояние автодорог, горячо обсуждалось магаданцами столкновение автомобиля с жилым домом.
Качеству услуг медицины было посвящено 26 критических замечаний: о состоянии стационаров, об очередях в поликлиниках, качестве обслуживания граждан, отношения к пациентам. Однако больше всего колымчане обсуждали прибытие «северной скорой» на Колыму.
В сфере экономики активно обсуждаются потребительские цены, стоимость транспортных перевозок, топлива, использование денег, полученных от системы «Платон», проблемы недропользования, перспективы «вольного приноса», ситуация на Колымской аффинажном заводе, а также уровень зарплат в регионе, тарифы на электроэнергию, вопросы финансового сектора.
Что касается политики, то у колымчан возникают сомнения в достоверности статистической информации о среднем уровне зарплат, они критикуют выборную систему, значительный резонанс вызывают заявления в СМИ Роберта Торосянца, - кстати сказать, на днях состоялось судебное решение, которое еще не вступило в силу, о признании ряда его утверждений недостоверными.
Горячими темами в сфере образования стали проблемы взаимодействия молодых педагогов и профильного министерства, изменение цен на учебники, перспектив строительства школы на Омчаке, работы кадетских классов.
Если говорить о реакции органов власти на критические сообщения, то с начала года на 51 такое замечание в официальных СМИ были даны ответы, - то есть на 94% из них. К слову, два года назад этот уровень составлял 59%. За прошлый год отработано было 89% сообщений. Динамика налицо.
Ответы направляются в те средства массовой информации, где был поднят злободневный вопрос. Однако далеко не все СМИ их публикуют, причем если печатные издания – «Магаданская правда», «Колымский тракт», «Северная надбавка» делают это регулярно, то электронные нередко игнорируют эту информацию. Известные блогеры тоже, как правило, не используют официальные ответы.
Для трансляции официальной точки зрения пресс-релизы Правительства региона размещаются в «Фейсбуке», Твитере и на собственном сайте. Эти публикации служат основой для информационной ленты портала, и ею активно пользуются новостные агентства и читатели.
Так, в период с 31 января по 31 марта 2017 года к ней было сделано 140 тысяч обращений, из них 61 тысячу раз – на пресс-релизы. В течение первого квартала текущего года портал Правительства Колымы посетила почти 31 тысяча уникальных посетителей.
В Твитере за это время размещено 573 сообщения, из них 242 понравились читателям и получили «лайки», 223 использованы для репостов. В «Фейсбуке» было опубликовано 387 материалов, 109 из них понравились и 57 заслужили репостов, кроме того, были причиной 442 переходов на портал Правительства.
Все этого говорит о том, что официальный портал Правительства региона является известным и узнаваемым ресурсом с постоянной аудиторией, которая постоянно растет.
Хочется вместе с тем отметить, что вопросов к работе органов власти было бы меньше, если бы они сами активней использовали интернет и оперативно снимали часть возникающих вопросов.
Поэтому я бы хотел рекомендовать представителям ведомств стремиться к созданию непрерывного потока новостей, это дает меньше поводов для домыслов. У каждого из них есть свой сайт, и по той информации, которая там размещена, судят о его работе. При этом на некоторых за месяц не появляется ни одной новости. Образцом можно считать сайты министерства государственно-правового развития области и министерства культуры и туризма.
Было бы логично определить в каждом ведомстве медиаперсон, которые бы регулярно комментировали актуальные события, это должны быть не только министры, но и другие специалисты, чтобы показать, что все чиновники компетентны в своих вопросах – их перечень тоже нужно составить.
Кроме того, органам представителям органов власти стоит полнее пользоваться социальными сетями и участвовать в интернет-сообществах, чтобы информировать граждан о выполнении социально значимых задач, чтобы они видели, что проблема обсуждается, и чиновники готовы ее решать».