МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. На заседании Правительства Магаданской области, которое провел губернатор Владимир Печеный, в рамках «часа контроля» с докладом выступила руководитель управления информационной политики департамента внутренней и информационной политики аппарата губернатора региона Лилия Лазарева, которая рассказала о работе органов государственной власти с критическими замечаниями в СМИ и социальных сетях.
Она отметила, что соответствующее постановление главы территории действует с 1 апреля 2009 года. Принимаемые меры объединяют ресурсный потенциал СМИ и властей, способствуют консолидации общества, принятию административных, либо политических решений, которые позволяют снизить социальную напряженность, ведь учитываются первоочередные потребности жителей региона. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга СМИ.
«Еженедельно его проводят сотрудники управления информационной политики департамента внутренней и информационной политики аппарата губернатора Магаданской области. Реестр направляется в органы исполнительной власти. Затем отслеживаются все ответные публикации и комментарии, прошедшие в СМИ. В течение семи дней с момента опубликования или выхода в эфир материалов о нарушениях действующего законодательства, ответы должны быть направлены в соответствующие СМИ. В случае обнародования проблемных материалов общего характера, допускается публикация ответов в течение 10 дней», - пояснила Лилия Лазарева.
Каждый квартал готовится аналитический отчёт о рассмотрении критических публикаций и предоставляется губернатору Магаданской области. На его основании формируется картина тех болевых точек или узких мест, на которые необходимо обратить пристальное внимание как руководству области, так и руководителям региональных организаций, учреждений, предприятий. Также делаются соответствующие выводы, даются конкретные указания и поручения конкретным ведомствам.
Губернатор в свою очередь отметил, что работа со всеми обращениями граждан, в том числе и по критическим публикациям находится на контроле.
«Оперативное реагирование на сообщения людей, в том числе и в социальных сетях должны быть предметом оперативного реагирования. Конечно, некоторые из них носят характер субъективной оценки, иногда сообщения основаны иногда на слухах. Но тем не менее нельзя оставлять их без внимания. Раз они появляется, значит, есть повод», - отметил Владимир Печеный.
Глава территории напомнил, что «не зря на каждом обзоре критических сообщений ставит пометку «для рассмотрения и оперативного реагирования», что говорит о важности затронутых людьми тем, а значит, требует незамедлительного решения вопроса.
«Обращения в социальных сетях к первому лицу в регионе сегодня популярный формат. К примеру, один из популярных микроблогеров написал в Твиттере об отсутствии света на улице Литейной долгое время. Мы запросили руководство предприятия «Горсвет», оперативно отреагировали и помогли женщине, поскольку вопросы такого характера должны решаться быстро», - пояснил губернатор.
Он добавил, что люди должны получать объективную, всеобъемлющую информацию, в том числе и по телефонам «горячей линии» регионального правительства, и в печатных изданиях, и на письменные запросы, которые поступают в адрес органов исполнительной власти.
«Это важнейшая составляющая нашей работы, впрочем, как темы, которые поднимают в социальной сети Твиттер местные жители. Обсуждение недавно было и по возобновлению работы молочной кухни в Магадане. Я, кстати, тоже ходил на молочную кухню, хорошо помню это время. Но сейчас ее эксплуатировать нельзя. Грамотно на все эти вопросы в эфире одного из телеканалов ответил главный педиатр области. Он четко и ясно объяснил, что представляет собой молочная кухня, как получить качественное питание для детей, какие сухие смеси есть и так далее. Вопрос поднят-нужно обсудить», - сказал Владимир Печеный.
В период с 2009 по 2015 годы в печатных изданиях, на телевидении, в сети интернет на долю критических материалов пришлось более 1600 публикаций. В лидерах по количеству обращений в течение всего периода остаётся сфера ЖКХ. На втором месте социальные проблемы. Третью позицию занимает здравоохранение. Далее следуют вопросы ценообразования и прав потребителей. Транспорт и дороги на пятой строке. Работа органов власти в целом и коррупция на шестом месте. Наименьшее количество обращений в области образования и культуры.
За счет включения в мониторинг социальных сетей в 2015 году отслежено 439 критических материалов. Их количественный показатель увеличился в сравнении с 2014 годом на 270 материалов. Больше всего вопросов в социальной сфере, ценообразовании и ЖКХ.
Наиболее востребована по обращениям к органам власти социальная сеть «Твиттер», где сосредоточено более трех тысяч жителей Магаданской области, преимущественно в возрасте от 30 до 50 лет (3% жителей региона. По этому показателю область уступает только Москве и Санкт-Петербургу). В своих микроблогах они высказывают замечания по организации городских мероприятий, сообщают негативные факты, с которыми столкнулись в своей жизни и жизни родственников. Кроме того, блогеры, как общественные контролеры, критикуют повышение цен на продукты, мониторят торговые точки и сообщают о фактах завышения цен в Твиттере.
Отметим, что в середине 2015 года на портале правительства Магаданской области появился новый раздел «Губернатор. Неофициально». Благодаря нововведению жители Магаданской области, России и других государств могут задать вопрос, предложить идею или записаться на прием к главе территории. За полгода существования этого раздела было опубликовано свыше 60 вопросов и обращений к Владимиру Печеному. Обращений было бы озвучено намного больше, но некоторые отказались от публикации данной корреспонденции – условия раздела это позволяют. Такие граждане получили ответы лично посредством электронной или обычной почты.
По словам докладчика, Ягоднинский городской округ является самым благополучным в плане критики в СМИ в адрес органов власти. В редакцию местной газеты «Северная правда» за минувший год не поступило сообщений негативной направленности. За весь период были опубликованы критические письма самих местных жителей по поводу соблюдения чистоты в поселке, работе УК. Аналогичная картина и в Омсукчанском городском округе. Читатели «Омсукчанских вестей» ни разу за весь год не обратились в газету с критикой на органы исполнительной власти.
А вот в Ольской газете «Рассвет Севера» критические публикации иногда остаются без внимания местных властей. К примеру, администрация муниципального образования «Поселок Ола» так и не дала ответ по вопросу бесхозных построек в райцентре, предприятие «Ремстройдом» также не отреагировало на просьбы людей, касающиеся устранения потопа в подвале одного из домов.
В газету Северо – Эвенского района «Эвенчанка» в 2015 году жители обращались с жалобами на плачевное состояние дорог, вырубку лесов, сложности с уборкой мусора, дороговизне однодневных путевок на вылов водных биоресурсов недостатки в организации национального праздника и другие проблемы. Ответы на них, как сообщают журналисты, никто не предоставил.
В 2015 году большинство критических публикаций в Хасынской газете «Заря Севера» касались вопросов содержания и ремонта жилфонда, а также вопросов здравоохранения. В связи с этим редакция газеты отмечает, что Министерство здравоохранения правительства Магаданской области никогда не оставляет без ответа публикации, охотно идет на сотрудничество по различным общественно значимым проблемам. Опубликованы комментарии министерства здравоохранения и департамента цен и тарифов Правительства Магаданской области по вопросам формирования цен на лекарственные препараты. Получен ответ за подписью министра по поводу отказа скорой помощи оказать необходимую помощь в праздничный день. Оперативно среагировала администрация поселка Палатка – проведен ряд ремонтных работ по заявленным в критических публикациях адресам.
Значительная часть критических сообщений в 2015 году была опубликована в общественно-политической газете «Магаданская правда» и еженедельниках «Колымский тракт» и «Северная Надбавка». Большая их часть касалась деятельности мэрии, САТЭК и управляющих компаний. Среди органов исполнительной власти Магаданской области чаще всего вопросы звучали в адрес Министерства здравоохранения, Министерства образования и Министерства труда, департамента цен и трифов, которые всегда оперативно отвечали на вопросы читателей.
Анализируя тематические публикации с момента выхода постановления, можно констатировать, что заметно изменился характер высказываний. Критика стала более избирательна, все чаще ее цель - обсуждение проблем, диалог общественности, аудитории и органов власти. Увеличилось число адресных обращений напрямую к конкретным чиновникам, чаще стали писать и губернатору.
Например:
- Ув. Вл. Петр., предлагаю запретить проводить выпускные в ресторанах. Школьной столовой хватит на чай, газировку и тортики».
- Ув. Вл. Петр Не дай Бог загорится Идея, там по лестницам толпа сверху не пройдет… нужны аварийные спуски. А может они уже есть?
- Спасибо за работу, многое изменилось на Колыме за последние годы в лучшую сторону. Вот только людей больше не становиться. Надо привлекать молодежь, уговорить остаться тех, кто раздумывает …
- почему бы организаторам парада в Магадане не перенести репетиции на раннее утро. Ни одно мероприятие не должно вызывать неудобств у тысяч жителей.
Большинство сообщений не остается без внимания соответствующих структур. На вопросы жителей региона своевременно отвечают министры: здравоохранения, образования, экономического развития, труда и социальной политики, государственно-правового развития, природных ресурсов. Ответы публикуются оперативно. Так, если по статистике 2013 года опубликовано не более 58 % ответов от общего количества поступивших критических материалов, то по итогам 2015 года обнародованы ответы более чем на 94% критических материалов.
В заключении своего выступления Лилия Лазарева отметила значимость кампании по реагированию на критические материалы, которую нельзя преуменьшать.
«Большинство обращений стали персональными, ведь люди видят, что на конкретный вопрос можно получить не только ответ, но и реальную помощь в решении проблемы. Следует отметить, что в региональные СМИ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Наоборот, большое внимание уделяется родным языкам, культуре разных народов, пропаганде здорового образа жизни, вниманию к людям с ограниченными возможностями здоровья, антинаркотической, антикоррупционной пропаганде», - добавила Лилия Лазарева.