По первой своей профессии Е. Полтанов геолог. Окончил Магаданский политехникум. Еще в студенческие годы проходил практику на Чукотке. А получив профессию, долго проработал геологом старательской добычи.
- Еще на практике доводилось жить с чукчами, - вспоминает мастер-меховщик. - Их становище было километрах в пяти от нас по течению речки, и мы часто гостили друг у друга. Однажды в сентябре наша экспедиция задержалась в том месте почти на месяц. Из-за непогоды долго не могли улететь назад. Ну и попал мне как-то в руки невыделанный камус. А среди наших ребят нашелся один умелец. Он и показал мне первый мастер-класс, как выделывать кожу. Оказалось просто - растянул на доске, поскоблил, и все. Но в то время я и представить не мог, что когда-нибудь это станет моей второй профессией.
Успешно окончив политехникум, Евгений Полтанов работал геологом в Тенькинском районе. Но после перестройки решил овладеть другой профессией и поступил на курсы от центра занятости. Сначала ему с товарищами показалось скучным учиться скорняжному шву и прочим азам профессии мастера по пошиву меховых изделий, но через некоторое время втянулся, даже без помощи преподавателя смастерил из нерпичьих шкурок первую шапку-ушанку.
Так у него это хорошо получилось, что Евгений Полтанов сразу же стал инструктором на этих курсах, а через неделю сдал экзамены на отлично и обзавелся дипломом мастера по пошиву меховых изделий. В 1993 году Е. Полтанов получил безвозмездную субсидию от городских властей на развитие малого бизнеса.
Ему много приходилось общаться с коренными жителями Севера - чукчами, эвенами, якутами, коряками. Где-то высматривая, где-то расспрашивая, он на лету схватывал приемы изготовления традиционной меховой одежды. Красота и удобство северных головных уборов повлияли на окончательную специализацию Евгения Полтанова, и он отказался от пошива других изделий в пользу малахаев, рукавиц и торбасов.
Покупают его изделия в Москве, Санкт-Петербурге, а с недавних пор заинтересовались произведениями мастера еще и в Китае. На недавней выставке, проходившей в городе Хэйхэ провинции Хэйлунцзян, наш мастер был единственным представителем Магаданской области на VII фестивале «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства», Евгений был приглашен туда через региональное министерство культуры и туризма Магаданской области.
Как объяснила директор ГАУК «Образовательное творческое объединение культуры» Юлия Авилова, приглашение пришло от министерства культуры Амурского края. Поддержку в оформлении документов оказали Правительство Магаданской области и лично министр культуры и туризма Людмила Горлачева. Хотя ярмарка эта проходит ежегодно, в Магадане о ней прежде не слышали. По словам Юлии Авиловой, возможно, уже в следующем году в Китай поедет несколько представителей от нашей области. «Будем стараться, чтобы наше народное искусство было представлено на этой выставке разнопланово. Сформируем делегацию, чтобы мастера представили национальную одежду, а также различные изделия народных промыслов и картины», - отметила она.
Евгений Полтанов вернулся в Магадан к своей швейной машинке и шкурам волка, росомахи, песца, енота. Чтобы сшить одну такую шапку, требуется минимум три дня. Причем большую часть работы приходится делать вручную, сшивая куски меха особо прочной ниткой. Национальный узор же для малахаев мастеру поставляют бабушки из числа коренных малочисленных народов Севера - последние хранительницы секретов национальной вышивки из бисера.
К сожалению, констатирует Евгений, эвенская и корякская молодежь сегодня не проявляет особого интереса к освоению этого ремесла. Юноши и девушки слишком урбанизировались, и их интересы лежат вне плоскости сохранения традиционных орнаментов, декоративно-прикладного искусства своих предков. А если эти навыки не передавать по наследству, то с уходом последних хранителей народных ремесел может исчезнуть довольно значительный пласт культуры колымских и чукотских аборигенов.
Для Евгения Полтанова, живущего на северной земле почти с рождения, чрезвычайно важно передать секреты мастерства ученикам. Но, к сожалению, говорит он, у молодежи сейчас иные интересы. К нему не раз уже приходили ребята, просились в ученики, но очень быстро исчезали без следа. Ведь это дело требует особой усидчивости, преданности, ему надо посвящать все свое время, а не заниматься от случая к случаю. Да и отдача от него порой не сразу приходит. Надо потратиться на шкуры, кожу, разрабатывать оригинальные фасоны, шить уникальные головные уборы, каждый из которых не похож на остальные. Это настоящее авторское изделие - подлинное произведение скорняжного искусства.