Химия и жизнь


Сблизятся ли они в школах области.

Самый неожиданный для себя комментарий к этой проблеме я получила в Северо-восточном государственном университете из уст проректора по учебной работе. Роман Петрович Корсун пояснил, что химиков они не готовят отнюдь не по причине отсутствия финансовых средств.

Деньги теперь вуз получает исправно - и деньги серьезные. Не будет сложностей и с оформлением лицензии на подготовку учителей химии, если таковая то проблема в другом.

Руководство университета не уверено, что на эти специальности пойдут абитуриенты. Пока в области количество выпускников школ неуклонно сокращается, сокращается и конкурс в вузы.

Найдутся ли желающие получить именно в С8ГУ профессию учителя химии или, к примеру, географии - тоже остродефицитной для школ нашей области учительской специальности? Позволить себе открыть отделение, на которое не будет спроса, университет не может.

Галина Васильевна Хорошилова - учитель химии лицея имени Крупской, Почетный гражданин города Магадана. Народный учитель СССР Родилась, жила, училась в Ленинграде. Работать мечтала на Сахалине. Потому что - остров.

Современные дети, когда узнают об этом, удивляются: как можно променять Ленинград на Магадан? Но тоща было время истинных романтиков. Меняли - и радовались удачному обмену...

Она никогда об этом не пожалела. Магадан - ее город. Школу Галина Васильевна оставляла только на время отпуска. За все время у нее не было ни одного больничного - расслабиться и поболеть позволяла себе только в праздники. В Магадане исполнились многие ее мечты.

Кроме одной: отделения для подготовки учителей химии в городе так и не открыли Ни в педагогическом институте, ни в созданном позднее на его базе университете.

В советское время проблема кадров решалась просто: молодые учителя даже самых "дефицитных" специальностей охотно приезжали сюда по распределению, а потом оставались на долгие годы. Сейчас образованию "питаться" неоткуда.

И вот об этой своей боли - уходе из школ области химии, как предмета, Галина Васильевна не устает говорить, пытаясь добиться изменения сложившейся ситуации. Не получается и она не скрывает горечи:

- У нас в городе уже острая нехватка химиков. Некоторое время школьные вакансии пополняли учителя химии из районных школ, теперь и этот ручеек иссякает.

- Но ведь у нас есть факультет естественных наук?

- Химиков там не готовят - только биологов. Химия дается в очень малом объеме. Я постоянно поднимала и поднимаю этот вопрос, но добиться результата удалось только на короткое время. В девяностые годы было открыто химическое отделение на биологическом факультете нашего университета Там обучались и мои выпускники.

Но через несколько лет его закрыли, выпустив последний набор студентов уже не химиками, а биологами. Химическое отделение оказалось университету не по средствам.

Знаний предмета химии, достаточных для того, чтобы выпускник в школе мог вести предмет "химия", биофак не дает.

У себя в школе №1 мы класс с углубленным изучением химии набирали постоянно. После окончания школы ребята шли в медицину, в технологические вузы. Уезжали - и в Магадан больше не возвращались. Потому я и твердила на всех уровнях о назревшей необходимости готовить химиков здесь.

- Это очень дорого - обучать химии в школе?

- Если учить по-настоящему -очень дорого. Я даже отказывалась в девяностые создавать классы с углубленным изучением химии - не хотела халтуры.

Я с удовольствием вспоминаю доперестроечные годы и даже время перестройки. Тогда учитель сам мог планировать и программу, и число часов на изучение каждой темы.

В нашей школе у "химических" классов даже был особый "химический" день, несколько "разбавленный" одним уроком истории. На каждом уроке изучался какой-то отдельный раздел науки, а после обеда теория закреплялась практическими занятиями в химической лаборатории магаданского филиала Хабаровского политех-. нического института Там мы изучали аналитическую химию.

- Даже не верится... А кто же занимался с ребятами в ХПИ? Тоже школьные учителя?

- Там работала Анна Александровна Князева, которая со школьниками занималась с удовольствием. Она и вела аналитическую химию. Я сама на этих занятиях просто присутствовала.

- Нe верится, однако... Насколько такая "перенасыщенность" химией была оправдана и не шла ли она в ущерб другим урокам?

- Нет. Ребята успевали все. В этот класс набирали детей, которые очень любили химию. Они все состояли в Ученическом химическом обществе, которое сокращенно мы с юмором называли "УХО". Сейчас оно уже к сожалению прекратило свою деятельность.

- Наверное с такой подготовкой и гссэкзамен эти дети сдавали исключительно на пятерки...

- А я, кстати, никогда не настаивала на том, чтобы дети сдавали именно химию Экзамен не всегда объективно оценивает знания. Не все ребята и после школы связывали свою судьбу и профессию с этим предметом, но полученные знания ни для кого не были и лишними.

- Однако, химию как предмет никто не отменяет. Она есть в школьной программе. Знание химии требуют очень многие профессии. Вот сейчас вы собрались уезжать. Есть ли замена?

- Я уезжаю по семейным обстоятельствам. Я очень нужна сейчас дочери и внукам. Хотя решение уехать далось нелегко.

Дочь живет под Петербургом. У настам небольшой частный дом. Там я окончила школу и меня помнят. В прошлом году та школа отмечала свое 90-летие. У нее много общего с Магаданской первой школой.

Также, как и в Магадане, детей из нее перевели в другое здание. Только там старое не сломали а перепрофилировали.

Теперь в этой школе учится моя внучка, а в их музее даже есть моя фотография.

- Будете там преподавать химию?

- Нет, просто учителем я там себя не вижу. Мне хочется заниматься с детьми, которые увлечены химией, которым нужен этот предмет. Может быть, буду вести какой-нибудь факультатив или спецкурс. Я в себе чувствую еще большой потенциал.

Я не единожды и не дважды с высоких трибун и первым лицам нашего региона говорила о том, что скупой платит дважды. Если мы будем продолжать игнорировать подготовку учителей химии у нас в регионе, наступит время, когда учить детей станет некому. И, к сожалению, это время сейчас, кажется, наступило.

Я понимаю опасения, что на такой факультет будет немного желающих. Школы у нас маловато внимания сейчас уделяют естественным наукам, а курс химии вообще выбирают самый упрощенный.

Чаще всего на химию приходится один-два часа в неделю и изучается только лишь теория. Узнать предмет нормально за это время просто невозможно. Поэтому ребятам, которые хотят выбрать профессию, требующую знания химии, приходится искать репетиторов. Но и они чаще всего могут помочь только в теоретической подготовке.

- Тот же учебник и сухая информация - кабинетов-то у репетиторов чаще всего нет...

-Имен но так.

- Каким вам видится химический факультет в нашем университете?

- Небольшим. Химиков и в больших городах университеты много на один курс не набирают. Там, где училась я - в Ленинградском институте имени Герцена, на химическое отделение набирали всего двадцать человек.

Причем половина мест была отведена для абитуриентов из Сибири и Дальнего Востока. Их называли "золотой фонд" и распределяли потом "под заказ" со всей страны.

Я думаю, что здесь у нас группа могла быть и меньше. И выпускники шли бы в школы области. Раз здесь есть университет, он должен удовлетворять потребности школ региона по всему спектру школьной программы

- Наверное, Департамент образования должен заботиться о том, чтобы в школах были учителя всех предметов...

- Я лично такой заботы с его стороны не ощущаю давно. Я даже не уверена, что они ведут работу с университетами страны, которые готовят педагогов для школ

В Магадане очень высокий интеллектуальный потенциал. Таланты появляются постоянно и им нужно открывать дорогу. Это край золотой не только в прямом - во всех смыслах. Особенно ценны наши человеческие ресурсы - и очень жаль, что этим всем мы не можем распорядиться как следует.

Наши соседи - Саха (Якутия) -даже в самые трудные времена отправляли талантливых детей на предметные олимпиады, а мы годами не даем своим талантам такой возможности. Мне не раз приходилось бегать по городу, искать спонсоров, обращаться к родителям своих учеников и к самим бывшим ученикам, чтобы собрать денег на билет для ребенка, таланту которого надо было дать возможность проявиться.

Мне помогали, но разве это правильно - так зависеть от благотворителей?

- Однако, несмотря ни на что, в расписании городских и областных предметных олимпиад химия присутствует...

- Присутствует, но в очень облегченной форме. После такой на всероссийской показать достойный результат шансов у наших ребят немного. Тем более, что часов по химии в школах крайне мало и дети по-настоящему предмета не знают-даже отличники.

- Я не раз обращала внимание 1а то, что в разных школах одни и те же предметы изучают по разным учебникам. В том числе и химию. Вы довольны качеством этих учебников? Широкий выбор - он во благо или во вред?

- Он был бы во благо, если бы в этом множестве присутствовал учебник, на который можно было бы опереться. Я такого не нашла. Стиль современных учебников не способствует развитию ученика. И программа так составляется, что учитель становится постепенно просто информатором.

А без живого общения, я в этом уверена, живого интереса к предмету у ученика не пробудить.

- Но ученик и сам ведь может при желании найти для себя дополнительный источник знания - Интернет, например...

- Увы, это источник не самый удачный. Я постоянно нахожу массу ошибок в вопросах химии, которые освещаются в Интернете. Ошибок много и в современных учебниках. Местами они мне кажутся чрезмерно упрощенными. Авторы их стараются, чтобы ученик все понял, не думая, просто в порядке информации.

Но из-за этого потом ребята немало трудностей испытывают в вузах. Им приходится либо переучиваться, либо все начинать буквально с нуля.

- То есть ошибки в учебник попадают из-за желания авторов упростить процесс познания?

- Во многом именно так и происходит. Знания по этому предмету школьник должен как бы на ниточку нанизывать все школьные годы, продвигаясь от простого к сложному И первой, на мой взгляд, надо изучать в школе таблицу Менделеева, а потом от нее отталкиваться И ничего не пропускать.

Потому что в изучении этого предмета взаимосвязано все и разрывов в знаниях он не терпит

Я сама никогда не учила своих ребят только в рамках учебника. Я люблю детей и очень люблю свой предмет. Я всегда считала, что задача учителя - донести знания до ученика, а метод он вправе выбрать самостоятельно.

- Химия - предмет не только интересный, но и достаточно опасный. Нерадивый "Вовочка" что-нибудь напутает в химической реакции, и, как говорится, -мало не покажется...
- Всякое, конечно, бывало. Но здесь важно сразу приучить к порядку и объяснить, какими могут быть последствия неосторожности и плохой подготовки к лабораторной работе.

Я старалась сразу внушить это детям, которые приходили ко мне на уроки. Ну, а члены УХО это, разумеется, назубок знали. Но всякое случалось, конечно, хотя больших неприятностей практически не было - я всегда готовила занятия очень тщательно.

...Для школы, для своих ребят Галина Васильевна всегда выкладывалась максимально. В глазах учеников она старалась казаться сильной, такой же ее воспринимали и воспринимают коллеги.

В конце разговора я, например, с удивлением узнала о том, что за 45 лет работы в школе именно на ее долю ни разу не досталось ни одной санаторной путевки. Сама не просила, а предложить ни один начальник так, видно, и не додумался. Не болеет-зачем путевка?

Интересно, а кто-нибудь в Департаменте образования вообще ведет эту статистику: кому и какие "социальные блага" бывали предоставлены "за период трудовой деятельности'? Я думаю, заглянув в нее, кто-то сделает немало "неудобных" открытий...

Но это так - заметка на полях. Сейчас речь идет о химии, предмете, который в нашей области постепенно, увы, "растворяется". Его "проходят", потому что того требует образовательный стандарт но практически не изучают, потому что... А почему? Дорого? Дорого и хлопотно.

И в этом, видимо, главная причина. А каким будет следствие'?

Зоя Леухина
Колымский тракт








Колымские колонки