Иностранцу, наверное, не понять, почему в России так популярна расхожая фраза, призывающая не болеть в выходные и праздники. Но, к сожалению, каждый наш соотечественник впитал ее с молоком матери и неоднократно прочувствовал на себе. А в современных реалиях выражение можно еще и дополнить - не болейте летом. И нынешний год стал тому подтверждением.
Такого количества звонков с жалобами, как в минувшие три месяца, редакция, признаться, не получала. Виной всему - острая нехватка врачей. Особенно часто телефонная трубка на разные голоса жаловалась, что люди не могут попасть на плановые операции из-за недостатка в областной больнице анестезиологов и мест в отделениях. Занедужившие сетовали, что по нескольку месяцев осаждают приемный покой с готовыми анализами, но госпитализировать их не торопятся - во-первых, некуда, а во-вторых, оперировать некому, разобраться бы с экстренными больными. В итоге - очередь, обострения хронических заболеваний.
Где болит у больницы? Это основной вопрос, на который отвечает главный врач МОБ Ирине ПОЛЯРНОЙ.
- Трудности госпитализации в наше учреждение в летний период действительно были, - утверждает Ирина Владимировна в ответ на перечисление жалоб звонивших в «МП», - и причин этому несколько - отпускная кампания, ремонтные работы во многих отделениях и, конечно, кадровый дефицит. Да, сдвигались графики плановых операций. Некоторые отделения вместо двух раз в неделю оперировали только один. Мы вынуждены еще и прикрывать своими специалистами районы области.
- Скажите, столь ощутимый дефицит специалистов - это обострение прошедшего лета или уже хроническое состояние?
- Да ну что вы! Проблема с нехваткой врачей-анестезиологов-реаниматологов остра последние лет пять. Начнем с того, что значительно выросло количество операций в связи с внедрением высоких технологий, новых видов вмешательств в области сердечно-сосудистой, травматолого-ортопедической хирургии. В штате Магаданской областной больницы 15 анестезиологов, а ставок более 30. В летний период оставалось 7 специалистов. Помогают внешние совместители, но они не в состоянии закрыть целую ставку, только 0,5, максимум 0,75. Это проблема не только Колымы: во всем мире и в нашей стране дефицит анестезиологов-реаниматологов стоит на первом месте. Молодые врачи не идут на эту специальность, потому что она одна из самых сложных и эмоционально напряженных.
- В редакцию неоднократно обращались люди, многие из которых с мая по сентябрь пытались попасть на операцию в травматолого-ортопедическое отделение, но не могли из-за отсутствия мест и анестезиологов. Как быть в такой ситуации?
- Отказов в оперативных вмешательствах по экстренным и срочным показаниям не было. Очередь сохраняется на плановые операции, так как в отделении и оперблоке проводятся значительные ремонтные работы с реконструкцией операционного блока и размещением отделения на двух этажах. Сейчас эта проблема сохраняется, ремонт продлится до декабря по программе модернизации.
- …А на третий день после наконец проведенного вмешательства некоторых просили выписываться и долечиваться дома.
- Есть виды вмешательств, после которых не требуется длительное нахождение в стационаре. В каждом случае послеоперационный период протекает по-разному, поэтому лечащий врач определяет срок выписки и перевода на амбулаторное долечивание.
- Ну хорошо, с этим понятно, ремонт, отпуска… Но к тому же возникают проблемы и с диагностикой из-за неработающих томографов.
- В настоящее время Магаданская областная больница имеет в своем арсенале четыре томографа, три из них длительное время не работали. Основная причина сбоя программ - аварийные отключения электричества, а длительность простоев связана с высокой стоимостью ремонтных работ, недостатком обученных инженеров.
- То есть одно отключение электричества стоило казне больше миллиона рублей? Дороговато, однако.
- Это были разные аварийные ситуации, происшедшие в результате повреждения электросетей сторонними строительными организациями вне территории больницы. Необходимо создание сервисного центра по обслуживанию «тяжелого» рентгенооборудования на нашей территории. Такие центры есть на Дальнем Востоке - в Хабаровске и Владивостоке.
- Поправьте, если я ошибаюсь. Слышала, что это оборудование является одним из самых современных и дорогих. Не каждый регион смог его себе позволить. Ирина Владимировна, скажите, может, стоило купить что-нибудь попроще и подешевле?
- Действительно оборудование современное и дорогое. Но, купив аппараты ниже классом и ценой, мы не смогли бы оказывать медицинскую помощь на высоком уровне, а ремонты, наверное, были бы чаще.
- Так что же делать?
- Сертифицированные доктора для работы на компьютерных и магнитнорезонансном томографах есть. Необходимо дополнительное финансирование для организации технического обслуживания современного рентгенодиагностического медицинского оборудования.
- Если вопрос столь острый, вы ставили его перед руководством территории?
- В администрации области об этих проблемах знают, они предлагали фирмам-изготовителям и поставщикам организовать у нас сервисные центры. Но пока без результата.
- Вас понять можно, но и людей тоже…
- А что мы предпримем? Необходима специальная подготовка технического персонала за границей с получением допусков и сертификатов. Это возможно только для штатных работников этих фирм. Но и здесь имеется кадровая проблема. Молодым врачам предлагаем контрактную форму оплаты труда, выделение квартир, единовременное пособие, подъемные, оплачиваем проезд, провоз багажа. За последний год приехали два травматолога, ревматолог, рентгенохирург, дерматолог.
- Но этого все равно недостаточно…
- Согласна. Больница без медицинских работников, врачей и медсестер лечить не может. Необходима новая государственная программа по обеспечению кадрами и их рациональному использованию. Из-за постоянного дефицита узких специалистов мы отрываем высококвалифицированных оперирующих врачей для работы в призывной комиссии города и области, на призыв в районы, диспансеризацию и другую амбулаторную работу. Пока наш врач отсутствует, задерживаются операции, отсюда появляются очереди.
- Вопрос каверзный, но, как вы считаете, если человек выбрал профессию врача, должен ли он в какой-то мере поступаться отпуском в удобное время?
- А если у него ребенок, у которого каникулы? Как мы предоставим очередной отпуск зимой? Есть еще матери-одиночки. Действуем в соответствии с трудовым законодательством. Конечно, остальных стараемся отпускать круглый год по утвержденному еще в ноябре графику. Непонятно, почему тогда город и районы предоставляют своим врачам отдых исключительно летом? Необходим общий график отпусков для узких специалистов области, чтобы было видно, кто, когда и на сколько идет. С недавнего времени городские учреждения здравоохранения находятся в составе областного департамента, подчиняются ему, теперь эту схему проще наладить. С 2013 года мы отработаем все варианты. Если говорить о районах, то там должно быть минимум по два специалиста, чтобы сохранить принцип взаимозаменяемости.
- Раньше новоиспеченных докторов готовили на базе МОБ. Теперь иначе?
- Как раз пять лет назад по новым образовательным стандартам на нашей базе закрыли интернатуру. Когда она существовала при Магаданской областной больнице, сюда присылали интернов, из которых отбирали лучших, обучали тем специализациям, которые наиболее востребованны. Многие из молодых докторов оставались на нашей территории. Сейчас после практически восьми-десяти лет обучения, обзаводясь семьями, ехать они уже никуда не хотят! Если бы интернатура была здесь, врачей легче было бы закрепить в области. Да что там доктора, если нашей больнице не хватает медсестер. Девочки из медколледжа лучше пойдут в поликлинику на участок, где есть доплаты, и будут получать больше, работая в спокойной обстановке.
Что уж и говорить, главная боль колымской медицины - кадры. Но в глубине проблемы кроется еще и другой аспект. В последние годы, будь то образование или здравоохранение, самым модным термином стала «модернизация», под которую выделяют колоссальные средства. Согласитесь, современное общество немыслимо без научно-технических достижений, позволяющих внедрять новые технологии в лечение. Модернизация доходит и до самых отдаленных уголков страны, где многое до сих пор по старинке. Именно в таких местах внедрять что-то новое сложнее всего. Почему же при наличии, казалось бы, отличной аппаратуры мы все так же чувствуем себя оторванными от «Большой земли», боимся, что на месте не помогут, а лечиться в других регионах страны не всегда получается? Почему, оказавшись на «материке», при любой возможности идем к тамошним докторам? Что же не так у нас, на Колыме, если на первый взгляд все вроде бы правильно?
Если и улучшать существующее, то во главу угла должен ставиться врач, такой как есть, со своими проблемами, молодой или в возрасте, неравнодушный и страдающий вместе со своими пациентами или уже очерствевший и находящийся от них очень далеко. На этих людях, а не на бездушных импортных железках, хоть они и крайне нужны, по сути, и держится вся медицина. И нужно переломить менталитет врача, заставить его работать по-новому не дорогим оборудованием, а здоровой конкуренцией и достойной оплатой труда, чтобы быть доктором вновь стало престижно и почетно. Именно ему нужно создавать особые условия, достойные Севера прежних лет. Тогда к нам поедут на первых порах, может быть, и за деньгами и льготами, а после и «за запахом тайги» редкие и крайне необходимые специалисты, которых нам всем так не хватает.
Татьяна ХРИПУН.