Лучше нашей профессии нет


На днях исполнилось 85 лет Вере Ефимовне Гоголевой, которая трудится в Магаданской области с 1945 года. Она заслуженный учитель школы РСФСР, почетный гражданин Магадана, почетный работник образования Магаданской области.

Приехала на Север по комсомольскому призыву, 13 лет проработала учителем магаданской школы № 1, затем директором Оротуканской школы, магаданских школ № 1 и № 7, заведующей городским отделом народного образования. Инициатор и руководитель Северного гуманитарного лицея. Ее долголетний труд отмечен орденами Трудового Красного Знамени, Почета и медалями, знаками отличия.

Особо надо подчеркнуть тот факт, что Вера Ефимовна – глава педагогической династии, которая в 2006 году удостоена диплома национальной премии общественного признания «Семья России» в номинации «Династия» – «за сохранение и укрепление института семьи в обществе».

Корреспондент «ВМ» беседовал с юбиляром. В.Е. Гоголева рассказала о своем жизненном пути, о своей гражданской позиции, о трудовых буднях лицея, поделилась планами на завтра.

– Вера Ефимовна, какие первые впечатления о Магадане, о первой школе?

– В Магадан я приехала в числе двух тысяч девушек из разных областей страны по комсомольскому призыву. Пароход «Феликс Дзержинский» сделал в Татарском проливе вынужденную двухдневную остановку, опасаясь нападения японцев. Ведь Вторая мировая война в тот момент еще продолжалась. Но мы не волновались, были уверены в своей безопасности. Подоспели два эсминца и привели нас в бухту Нагаева.

Магадан нас встретил очень радушно. Такого теплого приема даже и представить себе не могли. На берегу стояли руководители города, представители отдела кадров политуправления и школ. Нам, учителям, выделили хорошее жилье – трехкомнатную квартиру. Других девчат, большинство из которых профессий не имело, отправили на трассу.

Мы недоумевали сначала, почему на Колыму нас привезли. А потом все поняли. В годы войны мужчинам запрещалось выезжать на «материк». После нее их требовалось каким-то образом задержать на Севере, сохранить рабочую силу. Через год многие девушки вышли замуж, обзавелись семьями и остались на новом месте.

– А какая была у вас подготовка?

– Окончила Иркутское педучилище с отличием, получила возможность поступить в пединститут, и я приехала в Магадан, будучи его студенткой. Но перед этим два года отработала в сибирской деревне, на реке Илим (приток Ангары). Школа замечательная, вспоминаю о ней часто.

Еще раз скажу о добром, благожелательном приеме в Магадане. Нам выдали даже одежду. Нас, троих учителей, взяли в первую школу, меня направили в начальные классы. Первая школа по организации учебного процесса обходит иные сегодняшние школы, что, в первую очередь, объясняется составом ее преподавателей. Трое из них – бывшие политзаключенные. Работала у нас Евгения Семеновна Гинзбург, мать писателя Василия Аксенова. Она вела литературу, владела немецким и английским языками. Человек большой эрудиции. Первая школа нас многому научила. Молодых учителей опекали, помогали во всем.

Я поступила вскоре в Хабаровский институт на исторический факультет. Училась заочно. Получила диплом, когда у меня уже было двое детей. Должна сказать, что мое стремление не отставать от времени, осознание ответственности за собственную судьбу исходило от отца, Ефима Ивановича. Он был репрессирован в 1938 году в должности заместителя председателя Новосибирского горисполкома. Из тюрьмы, отправляя мне и брату письма, так нас наставлял:

– В истории все бывает, и страна, народ разберутся во всем, а вы верьте партии, в Советскую власть, учитесь. Пусть моя драма не собьет вас с дороги.
И надо же так случиться, что в Магадане на комсомольской конференции познакомилась с бывшим заключенным Левитиным, о котором написана книга «Прописан на Колыме». Узнав, что он из Новосибирска, спросила:

– А вы не знали Романова, из горисполкома?

Поясню, что отец родом из деревни Романова, откуда и пошла наша фамилия.

Оказалось, что Левитин его хорошо знал – вместе находились в колымском лагере. Рассказал, что от Магадана до Палатки они, вместе с другими заключенными, шли пешком. Отец был обессилен болезнью, его пришлось вести под руки. Вскоре он умер.
Думаю, что отец и другие репрессированные не смогли реально оценить тогдашнюю обстановку. Почему столько арестов, почему столько врагов народа? Все свидетельствовало о целенаправленном нагнетании политических страстей. Отец выдвинулся из сельских учителей и, уверена, каких-то серьезных прегрешений за ним не могло числиться.

Когда началась массовая реабилитация, меня вызвали в управление внутренних дел для ознакомления с его личным делом. Предупредили, чтобы пришла вместе с дочкой. Прочитала архивные документы, и глаза на лоб полезли: отца на десять лет осудили… за задержку строительства водопровода в Новосибирске. Можно было снять с работы, исключить из партии, наконец, но не ломать человеку жизнь. Наверное, там еще что-то было в обвинениях, но отец не чувствовал себя виноватым ни в чем. Ведь вырос-то при советской власти.

– Что, Вера Ефимовна, ставилось во главу угла в учебном процессе в период, о котором идет речь?

– Считаю, что процесс был достаточно организованный и зависел, повторяю, от состава преподавателей. До сих пор помню учительницу математики Рахиль Израильевну Иофан, высокообразованного человека. Хороший уровень теоретической подготовки учителя обусловливал учебный процесс на соответствующей ему ступени. Конечно, и контингент учащихся был своеобразный – это, в основном, дети из семей, представляющих магаданскую интеллигенцию.

Мы, учителя, ходили на уроки Е.С. Гинзбург, с большим интересом слушали все, о чем она говорила ученикам. Общаясь с нами, Евгения Семеновна не касалась темы своего пребывания в заключении. Только однажды упомянула об арестованном секретаре обкома, который призывал:

– Коммунисты, коммунисты, не подписывайте ложных показаний!

Этот фрагмент воспоминаний врезался в мою память.

Говоря о постановке учебного процесса, добавлю: была приличная оснащенность школы. Имелись, например, прекрасные кабинеты физики и географии.

Там все было. Администрация всегда следила за профессиональным ростом педагогов, оказывала им моральную поддержку. Когда я вышла замуж, то директор школы Екатерина Быкова пригласила меня вместе с мужем в гости, напекла пирогов. Такая теплая забота о молодых специалистах придавала всем нам энтузиазма. Работали с интересом, равнялись на старших товарищей. К сожалению, сегодня уровень выпускников вузов другой. Разумеется, одаренных ребят немало, но показатель профподготовки все-таки понижен.

– Какими вехами отмечена ваша деятельность на посту заведующей гороно, чего вам удалось добиться?

– Эту должность занимала с 1969 года по 1982 год. Полагаю, что мы всерьез занимались общей и методической подготовкой учителей. Добились многого. Проводили методические конференции, детально анализировали работу каждого преподавателя, его успехи и ошибки. Чувствовала себя комфортно, поскольку окружали меня опытные помощники и директора школ. Главной нашей задачей значилось достижение хорошего уровня преподавания.

– Вера Ефимовна, назовите своих лучших учеников. Кем они стали?

– Первым назову Рудольфа Гольдфарба. Он на отлично закончил школу и уехал в Ленинград. Поступил в Высшее военно-морское училище, а затем служил на атомном корабле. Живет он теперь в Петербурге, ещё работает.

Прекрасным учеником был и Анатолий Лисенков. Надежный товарищ, спортсмен. Учился в Ленинградском электротехническом институте. А вообще ученики по всему свету. Созваниваемся, переписываемся. По возможности, видимся.

Конечно, и в Магадане многие наши выпускники живут и работают.

– А что можете сказать о педагогических успехах собственных детей, пользуются ли они вашими советами? Известно, что они пошли по вашим стопам.
– Да, они, как говорится, тоже исповедуют педагогическое дело. Старшая дочь Елена закончила филологический факультет Московского педагогического института, потом поступила в аспирантуру, стала кандидатом филологических наук. Работает в СВГУ. Вторая дочь, Татьяна, кандидат педагогических наук, и тоже трудится в Северо-Восточном госуниверситете. Моими советами пользуются, но и сами дают их мне. Дочь Наталья – химик-океанолог, работает во Владивостоке в сфере защиты окружающей среды. Ну, а я и бабушка, и прабабушка. Внучка Виктория – проректор института повышения квалификации педагогических кадров, кандидат психологических наук. Внук Михаил Гоголев по образованию филолог, сейчас завершает юридическое образование. Работает в Магаданской областной Думе. Во Владивостоке – ещё одна внучка, Ольга. А правнуков у меня трое.
Мои дети – мои единомышленники. Вместе обсуждаем все злободневные вопросы просвещения. В чем-то они со мной не согласны, у них бывают другие оценки. К ним прислушиваюсь. Мы очень дружны.

– Вера Ефимовна, спрошу вас и о том, какой вклад Северный гуманитарный лицей внес в подготовку молодого поколения магаданцев?

– Впервые в Магадане было создано учебное заведение, куда поступали как в институт, чтобы получить приличное гуманитарное образование. Это произошло в 1990 году. Наши выпускники выбрали самые разные профессии: есть среди них и учёные, и дипломаты, учителя и врачи, финансисты и предприниматели, трудятся наши ученики и в редакциях магаданских (и не только магаданских) средств массовой информации – радио, газет и телевидения.

Десять лет лицей располагался в бывшем здании политпроса. Зачисленные в него учащиеся имели, как правило, сильную подготовку. Мы гордились их успехами. Много наших выпускников училось в СВГУ и других вузах. Однако затем нас «переселили» в здание бывшей школы № 3. Изменился состав учащихся, поскольку лицей оказался в другом микрорайоне, имеющем свои особенности. Изменился и учительский состав. Но мы по-прежнему верны своим традициям, стремимся дать молодому поколению магаданцев прочные знания, воспитать достойных граждан России.

– Вы упомянули о толерантности, о которой ныне немало говорится и пишется. Что вы думаете о ней?

– Были годы, когда позиции разделялись четко – за и против. Но терпимость должна быть. У нас усилилась, в частности, тяга к церкви, и здесь толерантность мы соблюдаем, ничьи права не ущемляются. Много детей ходит в церковь вместе с родителями. В лицее специальные занятия на духовную тему вел священник – отец Евгений, в высшей степени образованный человек.

– Как вам удается совмещать активную общественную деятельность с напряженным ритмом в школе?

– Я участвую в работе областного Совета ветеранов, выполняю также поручения управления, департамента образования, мэрии Магадана и областной администрации. Но «персональной», как говорится, общественной нагрузки у меня нет. Конечно, основная моя забота – это лицей. Его, несмотря на целый ряд трудностей, необходимо держать «на плаву», сохранять наработанный им за двадцать лет авторитет. А мне ведь 85 лет, о чем забывать не следует.

– Вера Ефимовна, скажите о своих планах на завтра.

– Служить образованию! Мы, в Совете ветеранов, решили создать группу педагогов по работе с учительством. Беспокоит то обстоятельство, что для него мало выделяется квартир, и эту проблему надо решать. Зарплата учителей - одна из самых низких. Буду служить образованию, насколько хватит сил. Дело для себя всегда найду.

– И последний вопрос: какие будут ваши новогодние пожелания коллективу лицея, коллегам, всему педагогическому сообществу Магадана?
– В первую очередь, напомню им, что лучше нашей профессии нет. Именно благодаря нашему труду вырастают люди, которые способны руководить страной и защищать ее, двигать науку… В этом я уверена.

Во-вторых, надо растить учителя, чтобы единство педагогического коллектива помогало решать все возникающие на его пути проблемы. Надо работать, быть уверенными в архиважности своего труда. Желаю всем крепкого здоровья и успехов.

Публикацию подготовил
Петр ЛИВАНОВ.








Колымские колонки