МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. «Врубленные прямо в бока сопок каменные домишки нависали над шоссе, уходившим в город. Это был рабочий поселок Бермыс, в котором жили портовики», - так описывает поселок Каменный карьер в Нагаева на рубеже 1940-1950-х годов очевидец, прошедший колымские лагеря - Генрих Эльштейн-Горчаков. Почему поселок называли Бермыс? Почему здесь, буквально как птицы на скалах поселились люди?
По оперируем немного понятиями социологии города. В рамках геоландшафтной специфики – место, где стоит поселок Каменный карьер весьма неудобно ни для строительства домов, ни для ведения приусадебного хозяйства – крутой склон сопки, состоящий сплошь из скальных пород. В социально-экологическом аспекте здесь также неуютно человеку – постоянно дуют ветра, обволакивают берег туманы.
Если двигаться от поселка в сторону Морского торгового порта – микроклимат меняется. На сопках над портом раскинулась березовая роща. Летом этот южный склон Нагаевской сопки прогревает настолько, что чувствуешь себя, как на большой земле – очень тепло, растут белые грибы, смородина и даже «дикая петрушка». В таком уютном месте был построен поселок Березовая роща, или – Береговой мыс (Бермыс), где жили работники порта (в конце 1940-х – больше семидесяти семей). Так же располагалась база отдыха пограничников.
Возможно, что Каменный карьер вырос, как поселок-спутник Бермыса. Или же он возник, как припортовый поселок. Для одних он был своеобразной перевалбазой в ожидании судна на большую землю, для других – постоянным местом жительства.
Но скорее всего, вбитый в сопку, на большой высоте от Портового шоссе поселок обязан своим возникновением бывшим заключенным. Они после освобождения, как социальные изгои могли найти себе жилье или место под его строительство только в таком неудобном месте – на своеобразном острове. В месте, на которое не претендовали бы городские власти. С этим мнением согласен известный историк и краевед Давид Райзман. По его исследованиям, поселок Каменный карьер возник перед войной, в конце 1930-х годов. Основали его бывшие заключенные. Они специально выбрали место под свои самострои на высоте, куда добраться можно было только по узким и длинным лестницам, а к отдельным домам – только по канату! Первостроители Каменного карьера таким образом хотели избежать контакта с властью. Но власть все же наведывалась к ним. Сотрудники НКВД, затем - МГБ посещали Каменный карьер, чтобы среди его жителей навести порядок в прописке, проверить справки об освобождении.
Литературовед и писатель Генрих Эльштейн-Горчаков прошел лагеря ГУЛАГа на Колыме. В начале 1950-х годов он гостил у своего знакомого по лагерям в Нагаева. Вот как описывает он одного из первостроителей Каменного карьера: «Казик никогда не унывал и всегда как-то приспосабливался: как говорится, умел вертеться. Умудрялся что-то достать, перепродать, обменять, а нет - увеличивал свое пропитание за счет своего горба. После освобождения попал в самый Магадан, устроился грузчиком в порту, на стене Бермыса смастерил себе дом из камней, женился на польке и жил припеваючи. Когда я наезжал в Магадан, он как-то пригласил меня на католическое рождество. Собралось человек шестнадцать - все поляки, а я был семнадцатым, не знаю, с какого боку поляк, с какого - католик, но никто не воспринял меня чужеродным. То братство, которое объединяло нас, было сильнее других чувств. Было весело, горели свечи, пили спирт и пели песни, разговоры велись душевные и откровенные - не надутые».
В 1940 и 1950-е годы Каменный карьер разрастался. Припортовая дорога под ним превратилась в Портовое шоссе. В само поселение провели электричество, радио. Со временем в нем начали селиться вольнонаемные рабочие Магадана. Так Каменный карьер стал цивилизованным поселком. Его домики вошли в рынок недвижимости Магадана – их покупали и продавали. В 1976 году один из домов в самом центре Каменного карьера купило семейство Карских за 4,5 тысячи рублей! Другая знакомая мне семья жила в поселке пять лет – с 1980-го по 1985-й. Причем дом с одной комнатой, печным отоплением и туалетом на улице им выделило предприятие Агропром. Немало семей пережидало свою очередь на благоустроенную квартиру в Каменном карьере – в домиках-гнездах, ко многим из которых не было даже дороги. В поселке, где из-за порывов ветра нередко замыкали электропровода, возникали пожары. Да и криминальная обстановка в поселении была неспокойной (от того на многих окнах домов Каменного стояли решетки).
Текст Николая Добротворского