МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Занятия будут вписаны в модель внеурочной деятельности
Врио министра образования Магаданской области Анжела Шурхно рассказала, в чем будет заключаться ранняя профориентация для учащихся школ.
В школах с 6-го класса появится профориентация. Возможно ли, чтобы ребенок уже в таком возрасте точно знал, кем он хочет быть, и по какой специальности он хочет выбирать будущее? Анжела Шурхно в эфире «ГТРК-Магадан» отметила, что некоторые дети с первого класса знают, кем хотят быть: учителем, космонавтом, балериной или юристом. Самые популярные специальности, на которые поступают выпускники школ в вузы и учреждения среднего специального образования на Колыме – это пожарная безопасность, спасатели, IT-специалисты. И это тенденция по всей России.
- В Магаданской области популярны профессии горнодобывающей отрасли, конкурс на них составляет 2-3 человека на место. Горный и Магаданский политехнический техникум в этом году справился с контрольными цифрами набора, - сказала она. - Пришли ребята с отличными аттестатами, которые, получив среднее профессиональное образование, учиться дальше. В этом году по профессионалитету мы создаем учебно-образовательный кластер, на это получен грант. Активно работаем с социальными партнерами – пять компаний вложили свои средства в создание этого кластера. Важно и то, что, по поручению губернатора тем, кто учится на «хорошо» и «отлично», платят стипендию – более 22 тысяч рублей, она проиндексирована, и это хороший стимул.
Эти ребята в будущем пополнят наши предприятия, и к ним относятся серьезно. Они участвуют в международных форумах, чемпионатах, уровень их демонстрационных экзаменов показал, что они хорошо справляются. Даже уровень технического английского, обязательный в учреждениях СПО, показывает, что учащиеся серьезно к нему относятся.
- Как будет проходить профориентация в школах?
- Мы организуем профориентационную модель во внеурочной деятельности. Это базовый уровень. Занятия будут проводиться час в неделю, по четвергам, в форме, которую выберет классный руководитель, родители или ребята. Компетентные люди, психолог или подготовленный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, любой специалист с необходимым набором компетенций, будет проводить тестирование по разработанным методикам для определения способностей, наклонностей и приоритетов для определения направления – гуманитарного или технического в помощь ребенку. После проведения аналитики ему подсказывают образовательные маршруты. То есть речь не о том, будешь ты балериной или космонавтом. Это на перспективу.
Планируется посещение учреждений-шефов, промышленных и коммерческих предприятий, проведение встреч с руководителями компаний, фирм, организаций, конкретными людьми, достигшими успехов в своей работа; круглых столов, обсуждений, выездных мероприятий.
То есть в 6-7 классах проводится погружение, а затем ребенку будут подсказывать направления и работать с ним индивидуально. Пока школьники будут посещать СВГУ, организации СПО, знакомиться с известными людьми, общаться со студентами.
Потом мы перейдем на продвинутый уровень, когда школа будет ориентирована на то, чтобы ребенок получал не только аттестат, но и свидетельство о профессии. Еще в советское время, и многие это приводят в пример, выпускники выходили из школы с начальной профессией. Многие получали права, профессию младшего воспитателя, свидетельство о прохождении практики в течение двух лет в качестве штукатура-маляра, кто-то знакомился с профессией бухгалтера. Это правильное погружение и дает старт на будущее.
- Студентам с этого года разрешили работать в детских садах и школах. Это один из вариантов решения кадрового вопроса?
- Субъекты, в которых есть кадровый голод, могут использовать ресурсы педагогических колледжей и лицеев, а также вузов педагогических направлений. Нам повезло, на Колыме готовят педагогов. Таких примеров у нас еще нет. Пока у нас проходят практику студенты на базе общеобразовательных организаций. Если запросы будут, мы готовы рассмотреть варианты и открыть двери школ для студентов начиная с третьего курса, - отмечает Анжела Шурхно. -Это будет уже не практика, а подработка. Хорошо успевающий студент может перевестись на индивидуальный график, если он подходит школе, обладает нужными знаниями, умениями и навыками, хочет работать. Пока у нас нет таких данных, но мы на это ориентированы. Вуз пойдет навстречу, даже если уто-то обучается не по педагогической специальности. Есть студенты 4-го курса СВГУ, которые работают в «Кванториуме».
В детских садах тоже нехватка специалистов. Чтобы ликвидировать кадровые пробелы, на базе организаций среднего профессионального образования открыли специальность педагога дошкольного образования. Она пользуется популярностью. Работники ДОУ обучаются по заочной форме и приходят воспитателями в детские сады. То же касается и учителей начальных классов.