МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Выставка «Завод в боевом строю» посвящена трудовому подвигу его работников в годы Великой Отечественной войны.
Первыми ее посетили ветераны завода, школьники и студенты, а также представители органов власти Магадана и Магаданской области. Ее организовали с помощью фондов музея АО «ММЗ».
Магаданский механический завод - старейшее машиностроительное предприятие области вырос из авторемонтных мастерских, построенных в 1932 году. Затем появились токарный, электросварочный, авторемонтный, литейный, механический и другие цехи, и на их базе в 1935 году создан авторемонтный завод. В Великую Отечественную войну росла добыча золота, стране нужно было покупать вооружение и продовольствие, и Колыме стало не хватать горной техники из ЦРС. Ее стали делать на месте. Выпускали газогенераторные установки для грузовиков и тракторов, чтобы они могли работать на дровах. Завод стал машиностроительным. Вольнонаемные и заключенные делали все возможное. Пятеро купили на свои средства танки, а всего 73 колымских танкиста ушли на фронт. После войны многие ветераны вернулись на завод.
- Хочу поздравить всех с открытием выставки к 85-летию Магаданского механического завода. Она начала работу в преддверии главного праздника – Дня Победы, - обратилась к гостям заместитель председателя правительства Колымы Елена Суранова. - История завода неразрывно связана с историей Великой Отечественной войны. Наши люди ковали победу на фронте и в тылу, и ММЗ внес в нее большой вклад благодаря работе всего коллектива. Газета «Советская Колыма» писала, что они стоят у станков и днем и ночью, зная, что линия фронта там, где живёт и действует советский человек. Мы должны сохранять память об этих победах и оберегать ее. Сегодняшнее мероприятие – это хороший пример передачи памяти следующим поколениям, гордости за наших земляков. Спасибо коллективу завода и музея, и всех – с наступающим Днем Победы!
После войны, в 1946 году, заработал сталелитейный цех, через год - цех термообработки металлов. С 1958 году АРЗ переименовали в Магаданский механический завод. В 1970 году его, Марчеканский механический и завод топливной аппаратуры объединили в Магаданский ремонтно-механический. С 1 января 1987 года он снова стал Магаданским механическим заводом. Теперь он сосредоточен на продукции для золотодобытчиков России и Зарубежья.
- Мне особенно приятно, что я свою трудовую биографию начал на МРМЗ в 1979 году, и помню это время как самое интересное. У завода есть своя песня: «Идем на смену утром рано, мы рады каждой новизне, стальное сердце Магадана - мой дом – родной МРМЗ», - вспомнил мэр Магадана Юрий Гришан. – Завод всегда славился трудовыми традициями, и вклад Колымы в дело Победы был замечен. В прошлом году Указом Президента Магадану присвоено звание Города трудовой доблести. Когда мы обсуждали на общественном совете, что должно быть изображено на стеле, то решили, что подвиг завода должен быть запечатлен. Там появился барельеф токаря за станком. Сейчас над стелой работают художники в Москве, и в сентябре мы должны открыть ее на кольце 31-го квартала. Это будет не только стела, но и новое общественное пространство, открывающее въезд в наш замечательный город, - пообещал он. – Значение завода неоценимо, и мы показываем молодежи, что мы живем в замечательном городе в очень интересное время, тут можно себя реализовать, не обязательно уезжать, тут есть куда приложить силы и внести вклад в развитие экономики Магадана, России и обороноспособности страны.
ММЗ перечислил 2 млн рублей на изготовление стелы, а также 200 тысяч рублей на развитие музея.
- Сегодня на заводе работает 200 человек. Пятеро трудятся здесь более 50 лет! Один работает у нас 62 года, он еще ребенком был в лагерях, затем приехал в Магадан и пришел на ММЗ. Он говорит: «без завода не смогу». 19 человек имеют стаж более 40 лет, 35 рабочих – больше 30 лет. Я пришел сюда в 1978 году, вся моя жизнь прошла на заводе – 44 года, - рассказал директор АО «Магаданский механический завод» Мурат Галоев. - Раньше на заводе трудилось 2 тысячи человек, ремонтировали подводные лодки, делали электроды для Магаданской области и Камчатки, цех топливной аппаратуры выпускал плунжерные пары для тепловозов. У завода большая история, мы поставляли оборудование в Африку, Гану, Конго, Монголию. В этом году отправляем приборы в Казахстан и в Таджикистан. Завод работает и будет работать дальше потому, что если жители заботятся о нем и о городе, то все будет.