МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Как только в бухте была построена культбаза, берег Нагаева превратился в центр колымской жизни. Первая колымская геологоразведочная экспедиция Юрия Билибина начинала свою работу в 1928 году с соседнего поселка Ола. А заканчивала свои исследования уже в помещениях культбазы. За первый неполный год своего существования культбазу Комитета Севера посетило более 700 человек - эвенов, якутов и русских.
К лету 1930 года на территории Ольского района был организован Нагаевский поссовет, на берегу уже жило больше полутысячи человек. Большей частью местного населения были несостоявшиеся старатели - те, кто прибыл в Нагаева в поисках золотой фортуны, но дальше побережья не продвинулся.
«Первые артели работали в районе Усть-Среднекана, а попасть туда было крайне сложно - по вьючным тропам, длиною в несколько сотен километров и тяжелым сплавам. Не многие отваживались в трудный путь. Поэтому в Нагаева можно было нередко встретить, как бы сейчас назвали - праздношатающихся людей, в алкогольном опьянении», - рассказал краевед, историк Давид Райзман.
Закипела жизнь на берегу Нагаева с 1931-го - за весь этот год бухта приняла четыре тысячи человек! Летом на пароходе «Сучан» и ледоколе «Литке» прибыли первые рабочие и специалисты для строительства поселка. А осенью на пароходе «Сясьстрой» сошли на берег полторы тысячи демобилизованных солдат Краснознаменной Дальневосточной армии. Прибыли вчерашние солдаты в Нагаева по постановлению Далькрайисполкома в рамках общественного призыва молодежи - про¬образа будущих комсомольских призывов. Солдаты стали главными строителями «ситцевого городка», первых деревянных домов и тротуаров будущего Магадана.
Как рассказал историк Давид Райзман, городок в Нагаева состоял из полуземлянок, срубов и палаток. Одна его часть расположилась на макушке нагаевского склона, другая - в месте, где сейчас стоит универмаг «Восход». Стоял небольшой палаточный городок также в районе нынешнего Марчекана и на территории, где сейчас располагается Медицинский колледж.
Демобилизованным солдатам было не в новинку воздвигать палатки: каркас из стволов лиственниц они обтягивали брезентом, низ палаток обкладывали деревом. Когда брезента стало не хватать, в ход пошел разноцветный ситец (из которого сшивали нужной ширины полотна). С первыми морозами палатки обкладывали снегом и обливали водой. В такие обледеневшие домики ставили печку - обычную бочку, с выведенной наружу трубой. Так и зимовали.
В 1931 году на берегу Нагаева из организаций работали конторы Союззолота, Цветметзолота, Акционерного камчатского общества, первых учреждений по управлению горнодобывающей промышленности, Дальневосточного отделения Морского транспорта и др.
К этому времени встала проблема перенаселения побережья бухты Нагаева (которое в первых официальных документах 1930-1931 годов уже зовется поселком Нагаево). К концу года в Нагаева уже работали электростанция и радиостанция. Поселковая власть начала строить первые жилые дома и водолечебницу. Но только что успешно организованная жизнь советского поселка Нагаева оказалась недолгой (с 1932 года управлением населением уже ведал административно-гражданский отдел Дальстроя).