МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Шлихообогатительная фабрика – одно из ключевых звеньев в сложной цепи взаимосвязей, на которых строится добыча золота. Именно здесь заканчивается колымское путешествие крупинок драгметалла, которое началось миллионы лет назад: вместе с магмой доисторические вулканы выбросили будущие ценные соединения из земных глубин на поверхность, а реки и ручьи тысячелетиями сносили золото в свои долины, где человек продолжает находить месторождения. Именно оттуда металл, ставший эквивалентом для всех мировых валют, и добывают горняки. Но не в чистом виде, а вместе со своими древними спутниками – пиритом, галенитом, кварцем и прочими элементами. Задача обогатителей – очистить от них золото. Надежный и простой способ сделать это - прибегнуть к силе естественной гравитации.
Именно таким – гравитационным методом – на ШОФе и обогащают металл. Процесс строго регламентирован технологической схемой и правилами безопасности. Процент извлечения золота – порядка 95%.
Как рассказал начальник ШОФ Сергей Половников, полный цикл от приемки до окончательной доводки одной партии занимает около часа. Первый этап – получение шлюзового концентрата. Помещение для этого, казалось бы, несложного, но ответственного дела, напоминает отсек подводной лодки, автономный и герметичный: 10-килограммовые контейнеры, прибывшие с полигонов, со внешней эстакады подают по специальному шлюзу, где их комиссионно встречают сотрудники службы безопасности и приемщики, составляют акты. Их общая задача – проверить целостность упаковки и пломб. «Иногда предприятие привозит до семидесяти таких контейнеров, - продолжает Сергей Половников. – Но, тем не менее, к каждому – самое пристальное внимание. Такие строгости исключают не только любые противоправные деяния, но и намерения. Все в округе знают, что нашу систему безопасности взломать невозможно».
Отсюда концентрат в сопровождении звукового сигнала по желобу поступает в цех, где и происходит главное действие – улавливание золота гравитацией. «Грязное золото» сначала сепарируют: ячеистая решетка сечением 4 миллиметра разделяет его на под - и надрешетный материал. Все то крупное, что не провалилось в ячею, попадает прямиком на поршневую отсадочную машину. В ней импульс подачи воды рассчитан на то, чтобы не потерять крупные самородки. А все мелкое, провалившееся под решетку, направляется прямиком на концентрационный стол.
Далее все происходит в тончайшем слое воды. Она стекает по наклонной плоскости стола в режиме возвратно-поступательных движений, в ней концентрат расслаивается в зависимости от тяжести крупиц, а следовательно, силы трения и инерции, с которой они мчатся в продольном направлении деки. Так, золото идет в одну сторону, а пустая пульпа – по резиновым дорожкам - в другую. Направляют процесс концентраторщики: они отделяют драгоценную фракцию от оскудевшей при помощи обычных бытовых щеток. Столы в цехе отрегулированы особым, усредненным образом. «У золота с разных полигонов и характеристики разные: пробность, плотность, цвет, окатанность, - продолжает Сергей Половников. - Наши столы настроены по среднему параметру, на долгий срок: ведь под каждый полигон не подстроишься. А вот чтобы на этом этапе минимизировать потери, концентраторщики и подгоняют это разное золото куда надо».
За действиями последних наблюдают сотрудники службы безопасности вместе с представителем того предприятия, откуда поступило золото. К каждому, кто прикасается к металлу, на расстоянии шага приставлен контролер.
________________________________
Инспектор-контролер Ольга Мищенко приехала в Сусуман в 2017 году из Челябинска. Она практически не сводит глаз со столов, где идет обогащение драгметалла. «Мы знаем, куда нацеливать внимание, нас этому специально обучают, - рассказывает она. – За пять лет, что я работаю здесь, случались и неприятные инциденты. Поэтому мы строго следуем протоколу. Всех секретов не раскрою, но, к примеру, сотовые телефоны на фабрике под запретом. Во избежание сговора не имеем мы права и близко общаться между собой».
________________________________
Важный этап – перечистка. По гладкому, без порожков и желобков деревянному столу легчайшим струйным потоком сносятся частицы благородные и пустые. Но уже без помощи встряхивания. Первые - задерживаются выше «по течению», а вторые – отправляются в хвосты. Здесь все зависит от мастерства, острого взгляда и скорости рук аппаратчика. Работают у столов, как правило, девушки. Недолгий, но кропотливый процесс требует предельной собранности и внимания. Мерцающие крупинки золота хорошо заметны на ошлифованной глади стола, но некоторые из них так малы, что легко могут ускользнуть в отработку. Чтобы избежать таких потерь, отработанный материал после просушки и отдувки отправляют на сухую магнитную сепарацию.
Здесь в дело вступает физика: магнитная податливость различных материалов диктует и их поведение в магнитном поле. Одни – вверх, другие – вниз. Но даже из этого сухого остатка, оказывается, есть что взять, но уже методом магнитно-жидкостной сепарации. Схема такова: из поступающего на поверхность магнитной жидкости материала магнитное поле выуживает легковесные частицы. Золото же за счет своего веса и плотности успевает упасть. И это уже последнее, тонкое золото, которое простой гравитаций не возьмешь.
__________________________
Виктория Талпа - аппаратчик. Она приехала в Сусуман из Одессы, получила российское гражданство. На фабрике три года, а до этого трудилась в ООО «Дражник» на съемке. Виктория занимается отработкой шлихов новейшими элетромагнитными сепаратами, а также вручную перебирает крупные фракции расситованного материала. «Работа, по сути, механическая, - рассказывает она. – Каких-то особых мыслей о том, что я работаю с очень дорогим материалом, нет. Но, конечно, ощущение сопричастности к такому важному делу, как золотодобыча, присутствует».
_________________________
Финальная точка цикла – золотоприемная касса. Сюда и поступает «золотая головка» - очищенный ото всего лишнего драгметалл. Здесь его взвешивают, сверяют цифры с теми, что приходят из цехов, суммируют до десятой миллиграмма. Самородки помещают в особую ступку, дробят, а потом выдувают из образовавшейся фракции примеси. Причем делают это не с помощью механизмов, а человеческим дыханием. «Мы доводим золото до максимально возможной в наших условиях чистоты, - продолжает Сергей Половников. – Отходов не бывает. Шлихи и хвосты мы не утилизируем, а отправляем на отраслевой завод, где с ними продолжают работать. В целом же, чем меньше процессов и этапов в этом цикле обогащения, тем меньше потерь».
Сергей Половников возглавил коллектив фабрики чуть больше года назад. Он выпускник Иркутского национального исследовательского технического университета, по специальностям: техник-геолог и металлург. После учебы в своем же НИИ занимался разработкой методик по извлечению золота, алмазов, участвовал в запуске отраслевых фабрик. Словом, решение приехать работать на ШОФ стало прямым профессиональным попаданием. С его легкой руки обновление коснулось всей фабрики. «В прошлом году мы сделали ремонт помещений золотоприемной кассы, практически полностью поменяли мебель. Но на этом не останавливаемся, - подчеркивает он. – Нам нужны новые инструменты, заказали новую ступку, чтобы наши девушки не поднимали руками тяжелый пестик. Но главное – мы отремонтировали и обогрели цеха, где, как вы видели, специалисты работают голыми руками в воде. Сегодня там тепло, люди спокойно работают в футболках. А начали мы в этом году рано – в двадцатых числах марта, когда здесь еще был мороз. Коллектив у нас небольшой - 24 человека. В их числе – и специалисты вспомогательных техслужб: сварщики, слесари, дизелист, кочегар.
_________________________
Слесарь Александр Рудоманов в Сусумане уже 42 года, а в «Сусуманзолото» - 17 лет. Он занимается горным оборудованием фабрики. В горячий сезон это аварийный ремонт, а зимой – профилактика и капиталка. «Слесаря, сварщики и токари сегодня дефицит, - сетует он на отсутствие молодого пополнения. - А ведь своя романтика есть и в нашей работе: механизм работает – слесарь отдыхает с чувством выполненного долга». На вопрос, в каких цифрах он оценивает долю своего личного участия в добыче золота, он отвечает, что, примерно, полпроцента.
___________________________
«Конечно, идеальный для холдинга метод обогащения – плавление, - резюмирует Сергей Половников. - Это очень интересно, но принцип извлечения совершенной иной. Нужно индивидуально выстраивать и настраивать методику, закупать дорогостоящее оборудование, специальные печи, тигели. В методе есть свои плюсы и минусы. Однако гравитационный способ остается самым простым и надежным – традиционным для холдинга. А традиции мы чтим. Одна из них – приглашать на работу специалистов и всему учить здесь, на месте, помогать освоиться. Нам сегодня нужны, например, концентраторщики. С радостью примем их в свой коллектив».