МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 13 декабря состоялось заседание Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. На нем рассмотрены вопросы о новых проактивных форматах оказания социальных и медицинских услуг, а также организации доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции. Мероприятие провели первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Яцкин и заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая. Дистанционно участие в заседании принял председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов, предварительно направивший аналитическую информацию и предложения по решению проблем доставки на Север жизненно важных грузов.
Напомним, вопросы грузовых перевозок в ДФО остро встали осенью текущего года, когда крупнейшие порты Дальнего Востока были сверх меры загружены из-за большого притока контейнеров из Китая: суда не могли разгрузиться в течение нескольких недель, терминалы не справлялись с обработкой, были нарушены плановые сроки северного завоза. Северным регионам уже также требуется ледокольное сопровождение, что приведет к значительному удорожанию доставки грузов и, соответственно, повышению конечной стоимости товаров для потребителей. Помимо этого, увеличение сроков доставки грузов привело к их порче, срыву сроков строительства и ремонтов. По данным Магаданского морского торгового порта, вынужденный непроизводительный простой терминалов, связанный с неравномерным подходом судов, достиг 106 дней в году. Не до конца сегодня разрешилась и ситуация с чрезмерным накоплением грузов в портах Приморского края.
- Магаданская область, а также Камчатский край и Чукотский автономный округ не попали в список дальневосточных регионов, которым субсидируется перевозка топлива железной дорогой. С одной стороны, это логично, железнодорожного сообщения у нас нет, но большую часть пути к нам топливо проходит именно по железным дорогам России. Это крайне негативно влияет на стоимость бензина и дизельного топлива. Например, в Магадане с начала 2021 года цены на заправках выросли на 5,9 руб. на АИ-92 и на 7,9 руб. на дизельное топливо, - пояснил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.
Магаданская областная Дума предложила федеральным законодателям разработать современную нормативно-правовую базу, регламентирующую северный завоз на Колыму и в другие регионы Северо-Востока, предусматривающую приоритет генеральных и социально значимых грузов, а также критерии отнесения грузов к социально значимым. Резкого и внесистемного роста цен на нефтепродукты, по мнению колымских парламентариев, можно избежать, субсидируя перевозку топлива железнодорожным и морским путями в Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ. Также предложено рассмотреть вопросы увеличения пропускной способности железных дорог, по которым осуществляется доставка грузов в дальневосточные регионы, расширения судоремонтной и судостроительной баз внутри страны для обеспечения перевозчиков возможностями проведения недорогого, качественного ремонта, строительства и приобретения новых контейнеровозов и сухогрузов.
Эти предложения, а также ряд других рекомендаций вошли в проект итогового документа Президиума Совета Законодателей. Помимо вариантов урегулирования ситуации с доставкой грузов, которые разработало колымское заксобрание, Правительству Российской Федерации рекомендовано создать единую специализированную информационную систему планирования и мониторинга доставки грузов; определить федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за планирование, организацию, в том числе межотраслевую координацию, и проведение северного завоза; включить в план мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, конкретные мероприятия, направленные на повышение транспортной доступности к удаленным и труднодоступным районам.
Подтвердил существующие проблемы, в том числе из-за пандемии, глава Минтранса России Виталий Савельев. Он озвучил ряд предложений министерства: «необходимо внести изменения в федеральный закон о морских портах, например, наделить полномочиями капитана морского порта на ведение суточного графика движения судов, включить в перечень функций администрации морского порта мониторинг поступления и хранения грузов. Также предлагаем установить обязанность владельца морского терминала информировать о поступлении грузов администрацию порта и обрабатывать в приоритетном порядке каботажные и социально значимые грузы».
С необходимостью формирования актуальной нормативно-правовой базы для осуществления северного завоза согласился министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Он обозначил основные положения, которые должны быть отражены в проекте закона о северном завозе и доступности для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей товаров первой необходимости, лекарственных препаратов и моторного топлива. Министр добавил, что разработкой документа займется Минвостокразвития России. На это потребуется 2 месяца.
Подводя итоги заседания, Андрей Яцкин отметил, что все высказанные предложения будут систематизированы и вынесены на обсуждение Совета законодателей, и «особое внимание будет уделено региональным законодательным инициативам».