Работать сложно, но интересно

/uploads/posts/2010-03/1268785490_malinovskaya.jpg



Как проходит в области реформа местного самоуправления, оправдались ли связанные с ней надежды и опасения? Какие вопросы больше всего волнуют сегодня глав районов и что планируется обсудить на ближайшем Совете территории? Как обстоят дела с кадровым обеспечением государственной службы, системой профессиональной подготовки и повышения квалификации служащих? Сколько молодежи работает ceгодня в областной администрации и почему бывает так сложно заместить вакансии?

Об этих и других проблемах мы говорили с заместителем губернатора -руководителем аппарата администрации Магаданской области Т.М. МАЛИНОВСКОЙ.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ-ЛУЧШЕ

- Татьяна Михайловна, одно из направлений вашей деятельности - разработка проектов планов Совета территории. Как часто они проводятся и какие проблемы планируются к обсуждению на ближайшем из них?

- Задача перед аппаратом стоит значительно шире. Это не только планирование, но и обеспечение работы Совета, организация межведомственного взаимодействия. Проходят они, как правило, один раз в квартал. В состав Совета, возглавляемого губернатором, входят мэр г. Магадана, руководители силовых структур, областных органов государственной власти.

Сейчас, в ходе реформы местного самоуправления, постоянно возрастает роль глав поселковых администраций, поскольку именно на них ложится львиная доля ответственности за обеспечение жизнедеятельности конкретного населенного пункта, к ним в первую очередь обращаются со всеми жалобами люди Поэтому, чтобы сделать заседания Совета максимально эффективными и результативными, чтобы была возможность составить как можно более полную картину проблематики районов, обменяться разными мнениями и точками зрения, разным опытом и таким образом прийти к оптимальным решениям, в последнее время заседания Совета проходят в расширенном составе, при участии в том числе глав поселков.

С этой же целью мы практикуем выездные заседания, два последних, например, прошли в Синегорье и Мяундже. И мы пришли к выводу, что эта практика действительно очень полезна для всех участников, в том числе для принимающего района, поскольку на месте виднее все сложности, есть возможность увидеть, как работает муниципальное образование, как и чем живет, какой опыт у него могут перенять соседи, в какой помощи нуждается он сам.

Очередное заседание Совета планируется провести в конце марта в Омсукчанском районе. Проект плана его проведения составлялся на предыдущем заседании, это обычная практика, поскольку тематику следующей встречи определяют сами участники, исходя из тех проблем, с которыми они сталкиваются. Один из ключевых вопросов, которые будут обсуждаться в Омсукчанском районе, - это развитие малого и среднего предпринимательства. Планируется, что с докладами выступят главы районов области и мэр г. Магадана. Для участия в обсуждении вопросов будут приглашены руководители комитета экономики, департаментов образования; ЖКХ и КЭ; природных ресурсов администрации области.

Кроме того, по предложению Ф.И. Тренкеншу, который не только возглавляет Ягоднинский район, но и является председателем Ассоциации глав муниципальных образований области, в повестку внесен вопрос о состоянии работы единой дежурно-диспетчерской службы, подведомственной Главному управлению МЧС по Магаданской
области. Поскольку полномочия управления разделены по всем уровням: федеральному, областному, муниципальным, сейчас есть необходимость скоординировать работу этой службы на территории всей области, оптимизировать ее. Также планируется рассмотреть вопрос о подготовке к предстоящей Всероссийской переписи населения.

СЕГОДНЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ -ЛЮДИ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ

- Татьяна Михайловна, одна из сторон вашей деятельности - это взаимодействие с органами местного самоуправления в части организационно-методического и правового обеспечения реформы местного самоуправления. Как проходит реформа в области, в чем, с вашей точки зрения, состоят основные сложности этой работы?

- Вы помните, 2-3 года назад, когда реформа начиналась, шли споры о ее целесообразности, одной из основных проблем был уровень подготовки специалистов. На места передавались новые полномочия по всем направлениям обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, его безопасности, по подготовке к зиме, бюджетной и налоговой политике и так далее. Конечно, это требовало очень серьезной подготовки глав районов и поселков, специалистов органов исполнительной власти. И все пробелы в знаниях законодательства, управления надо было ликвидировать на ходу, не допуская срывов в работе. А значит, нужны были новые формы взаимодействия администрации региона с районами и поселениями.

В области вошли в практику такие формы методической и консультационной помощи руководителям муниципальных образований разных уровней, как научно-практические семинары. Семинары проводятся ежеквартально и в течение года затрагивают все вопросы, относящиеся к полномочиям поселении.

Много вопросов у глав возникает по формированию бюджетов и годовой отчетности; имущественным отношениям, в том числе землепользованию; изменениям законодательства, налоговой политике; реализации социальных программ; обеспечению жильем определенных законом категорий граждан; реформированию ЖКХ; подготовке документов для участия в областных программах и так далее.

В качестве докладчиков по всем злободневным вопросам, стоящим перед муниципальными образованиями, выступают заместители губернатора, курирующие ту или иную сферу, руководители и специалисты профильных органов исполнительной власти и, что немаловажно, представители контролирующих органов. Темы семинаров формируются по предложениям руководителей органов местного самоуправления.

Еще одна форма взаимодействия, практической и методической помощи - это совместная работа на заседаниях Совета муниципальных образований, созданного в 2006 году. Так же как на Советах территории, повестка здесь формируется из злободневных, самых актуальных вопросов глав. При участии губернатора и его заместителей, руководителей органов исполнительной власти, специалистов многие вопросы удается прояснить сразу, получить необходимую консультацию или наметить пути общей работы над конкретной задачей. А поскольку они у муниципалов, как правило, общие, то и обмен мнениями имеет значение и приносит результат.

И я должна отметить, что в результате в том числе и этой работы сегодня, по истечении времени, главы районов и поселений - это в основном подготовленные люди, которые имеют достаточные знания для исполнения своих полномочий и знают, куда им обращаться за той или иной консультацией, если такая необходимость возникнет.
Хуже обстоит дело с муниципальными служащими. Требования к ним предъявляются очень жесткие, человек должен иметь высшее образование, определенный стаж, знать законодательство, не просто знать компьютерные программы, а быть, как минимум, опытным пользователем. Это только часть требований, и найти настолько подготовленного специалиста на ту или иную должность в поселке бывает очень сложно. Это большая и очень серьезная проблема для нашей области, одна из основных.
- А нельзя ли и для специалистов, требуемых для муниципальной службы, организовать обучение в форме хотя бы тех же одно-двухневных семинаров, краткосрочных курсов? Это, конечно, не заменит высшего образования, но поможет решению конкретных проблем.

- По мере возможности они организуются, но тут много сложностей. Законодательство допускает оплату самого обучения, но не предусматривает средств на доставку специалиста, его проживание, выплату ему командировочных. А направление своего сотрудника к нам - это непосильная нагрузка на муниципальные бюджеты, которые и без
того имеют дефицит средств даже на первостепенные нужды. Так что объективные сложности тут есть. Но и тем не менее в течение прошлого года дополнительное профессиональное образование в рамках областной целевой программы развития и совершенствования муниципальной службы получили более 170 муниципальных служащих. На эти цели было затрачено 1 142 тыс. рублей, в текущем году запланирована сумма даже немного выше -1 190 тыс. рублей.

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ СФОРМИРОВАН ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ

- А насколько остро ощущает кадровый голод сама областная администрация?

- Вопросы государственной службы решаются, вакансии мы закрываем, но проблем много. Основная - это формирование кадрового резерва, который в соответствии с действующим законодательством должен быть по каждой из должностей. Всего их у нас 847, и резерв при всем нашем желании больше чем на 50 процентов пока создать не удается.

- С чем это связано?

- Причин несколько. Часть из них носит объективный характер, как, например, все возрастающая жесткость требований, о которой мы уже говорили в контексте муниципальной службы. У нас они еще выше. Ну а часть, с моей точки зрения, сугубо субъективна. Дело в том, что все вакансии госслужбы областного и федерального уровней должны замещаться только на конкурсной основе. По той же схеме должен формироваться резерв.

В «Магаданской правде» мы постоянно публикуем объявления о конкурсах, но желающих участвовать мало. Почему? В частности, потому, что люди не хотят, чтобы на нынешней работе узнали об их желании поменять место. А еще потому, что присутствует определенная леность, нежелание повышать свою квалификацию, как-то расти. А в результате имеем то, что имеем.

И бывает очень обидно, когда конкурс «не состоялся», потому что участвовала в нем только одна кандидатура. .. Или вообще ни одной, как это было на должность начальника Управления культуры. Ни один человек не откликнулся. Возможно, потому, что, изучив требования к стажу, образованию и так далее, человек понимает, что он этим требованиям не соответствует.

- И что делать, если желание есть, а по какому-либо из формальных признаков человек не проходит? Кому лучше от того, что должность не замещена, не сформирован резерв?
- Работать с людьми, искать тех, кто подходит. Подбор кадров - одна из главных функций управления кадров и государственной службы аппарата администрации области.

ПРО АТТЕСТАЦИЮ И БЭБИ-БУМ

- Татьяна Михайловна, вы долгое время руководили управлением кадров администрации области, и сейчас курируете эту работу. Что, с вашей точки зрения, изменилось за последние годы, проще или сложнее стало работать и почему?

- Сейчас, в век информационных технологий, когда все так бурно развивается, работать очень сложно. И очень интересно. Но для того, чтобы соответствовать современным реалиям, приходится постоянно учиться, совершенствоваться, повышать эффективность своего труда. Иначе нельзя, не получится. И все сложности, новые задачи надо воспринимать как перспективу роста, толчок к самообразованию, только при этом условии карьера будет складываться.

- Вы возглавляете аттестационную комиссию аппарата администрации области. Как прошла последняя из них, что показала?

- В 2009 году аттестацию проходили около 60 госслужащих. В работе комиссии участвовали не только работники аппарата, но и независимые эксперты: представители науки, преподаватели вузов. Не буду скрывать, что волнений было очень много. А результаты таковы: 2 человека не прошли аттестацию, и с 1 января 2010 года они переведены на нижеоплачиваемые должности, 3 человека прошли условно, они будут направлены на курсы повышения квалификации, остальные справились успешно.

- А почему, с вашей точки зрения, так получается, что человек работает, претензий особых к нему, может быть, и нет, а потом он вдруг не проходит аттестацию?

- Должностные обязанности практически у каждого очень объемные, разноплановые, и зачастую видно только работу по отдельным направлениям. А на аттестации выясняется, что человек не знает законодательной базы, не разбирается в структуре органов государственной власти, хотя вопросы для подготовки выдаются не менее чем за месяц. Знания должны быть комплексными, любые прорехи не могут не сказываться на результативности всей работы, а это недопустимо, чиновник обязан быть эффективным.

- А молодежи много в областной администрации?

- Да, достаточно много. Вообще в органах исполнительной власти 44 процента от общей численности - это лица до 40 лет, по категории «руководители» - 34 процента. В аппарате администрации этот процент еще выше, 49,5 и 39,5 соответственно. И мы заинтересованы в том, чтобы молодых было как можно больше. Хотя иногда с этим сопряжены и определенные трудности.

У нас, например, впервые за много лет больше 10 декретников. Раньше было 1-2, а сейчас прямо всплеск. С одной стороны, это, конечно, очень хорошо, а с другой - проблема, поскольку найти хорошо подготовленного специалиста на временную работу иногда просто нереально. А молодых специалистов, которые приходят после окончания института, только научишь, только начнут работать в полную силу - время отпуска основного работника подходит к концу. Тем более что нагрузки у нас очень большие, полная отдача нужна сразу.

- А как вы охарактеризуете уровень подготовки специалистов в современной высшей школе?

- Обучение оторвано от практической базы, и это очень чувствуется. Хотя наша специфика такова-, что для нас больше важна узкая специализация, которой в вузе научить сложно, как, например, нормотворчеству. Поэтому у нас каждый специалист - на вес золота. Но и тем не менее система профессиональной подготовки, безусловно, нуждается в определенной корректировке, оптимизации в соответствии с потребностями работодателей, экономики территории.

О ЛИЧНЫХ ПРИЕМАХ И РАССЕЛЕНИИ КАРАМКЕНА

- Каждый 3-й и 4-й четверг месяца вы ведете личный прием граждан. С какими вопросами в основном обращаются люди?

- Раньше очень много было просьб о помощи в трудоустройстве, думаю, это связано с тем, что я много лет проработала начальником управления кадров и государственной службы. Сейчас, когда люди поняли, что все идет на конкурсной основе, таких обращений все меньше. А основная тематика -это жилье, жилищно-коммунальное хозяйство, социальные проблемы, получение архивных справок для начисления пенсий или награждения.

- Вы курируете муниципальное образование «Хасынский район». С чем, с вашей точки зрения, связаны перспективы его развития? Какие проблемы являются наиболее острыми, какие варианты их решения разрабатываются?

- Основная моя задача -это глубже вникнуть в проблемы района, работать в тесном контакте с его главой. Нужно отметить, что в прошлом году в экономике и социальной сфере муниципального образования наметились позитивные тенденции. Увеличилось число прибыльных предприятий, исполнен консолидированный бюджет района, погашена кредиторская задолженность по оплате проезда в отпуск работникам бюджетных учреждений. Распоряжением губернатора администрации района выделен гранд на поощрение наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти местного самоуправления в сумме 1,7 млн рублей.

Резкого скачка показателей развития в районе, к сожалению, ожидать не приходится, такова геополитика муниципального образования, там не планируется открытие крупных месторождений, других направлений экономики, поэтому сейчас приходится постоянно думать о том, как сохранить имеющиеся производства и оптимизировать расходы. Хотя, несмотря на кризис, корректировки ряда федеральных, областных и муниципальных целевых программ, сокращений в социальной сфере не было и не ожидается. Ну а одной из серьезных проблем, конечно, остается расселение поселка Карамкен.

- Это связано с летним наводнением?

- В том числе, хотя решение о признании поселка неперспективным было принято на уровне области ранее, поскольку там нет градообразующего предприятия, нет возможностей для развития экономики. А после аварии ситуация стала еще острее, и она, конечно, требует разрешения, для чего сейчас администрацией области направлены все необходимые документы для рассмотрения вопроса на федеральном уровне.

- А с чем, на ваш взгляд, связаны перспективы области в целом?

- Прошлый год был очень сложным с точки зрения экономики, как общемировой, так и российской. Но мы сумели сохранить стабильность, по многим показателям территория выглядит лучше, чем наши соседи по ДФО. Не хочу повторяться, эта информация очень подробно изложена в докладе губернатора об итогах социально-экономического развития региона, скажу только, что макроэкономические показатели у нас по преимуществу положительные, мы добились позитивных изменений в разных сферах. Но я хочу обратить внимание на то, что положительные тенденции 2009 года сохранились и в январе.

А это лучшие основания для уверенности в завтрашнем дне.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА "Колымский тракт"



Новости по теме