Электронное правительство на Колыме: быль или фантастика

/uploads/posts/2010-03/1268785490_malinovskaya.jpg



Одна из настоящих бед нашего общества и причин недовольства работой чиновников - это громоздкая и крайне неудобная, неповоротливая система обслуживания населения. Различные инстанции, в которые мы вынуждены обращаться, работают преимущественно в то же время, когда и сами граждане, значит людям приходится отпрашиваться с работы, потом в душных и зачастую совершенно не приспособленных для этого помещениях выстаивать бесконечные очереди, причем не по одному разу.

Вместе с тем сейчас на всех уровнях все чаще говорят об электронном документообороте, электронном правительстве, когда практически любую государственную услугу человек сможет получить посредством Интернета, не выходя из дома. Как с этим обстоит дело у нас? Об этом мы говорили с заместителем губернатора - руководителем аппарата администрации Магаданской области Татьяной Михайловной Малиновской.

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

- Конечно, наша область участвует в этой работе, и очень активно, - говорит Татьяна Михайловна. - Она строится в соответствии с постановлением Правительства от 15 июня 2009 г. №478 о единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №1993-р.

В распоряжении, в частности, оговаривается список первоочередных услуг, которые должны предоставляться гражданам в электронном виде, и этапы перевода их в электронный вид. Сейчас у нас, как и во всех других регионах, проходит первый из них - организационный. Он заключается в размещении информации об услугах, предоставляемых гражданам различными государственными структурами, в сводном реестре государственных и муниципальных услуг на едином портале, и должен быть завершен до 1 декабря.

Эта работа сейчас активно проводится. Принято постановление администрации от 28.01.10 г. об органах, уполномоченных на ведение информационного ресурса "Реестр государственных услуг (функций) Магаданской области и "Портал государственных услуг (функций) Магаданской области", сформирован сводный перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти области в электронном виде.

Уже ведется работа по формированию документов для размещения их в электронном варианте департаментами образования, социальной защиты, Комитетом по управлению госимуществом, рядом других органов исполнительной власти. Все это позволяет с уверенностью сказать, что с поставленной задачей мы справимся.

До 1 января 2011 года должны быть в электронном виде размещены формы заявлений на предоставление услуги, различные бланки и иные документы, предусмотренные процедурой ее оказания, а также обеспечена возможность их копирования и заполнения в электронном виде.
На третьем этапе, то есть до 1 июля 2012 года, заявителям должна быть обеспечена возможности для получения услуги представлять" документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг На четвертом этапе, до 1 ян-
варя 2013 года, должна быть обеспечена возможность мониторинга исполнения услуги, то есть контроля ее прохождения. А вся работа в целом должна быть завершена до 1 января 2014 года, ее последний этап должен обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде.

О чем именно идет речь?

- Татьяна Михайловна, а можно уже сейчас назвать какие-либо из конкретных услуг, которые можно будет получить, не выходя из дома?

- Этот перечень прописан в распоряжении Правительства РФ, о котором мы уже упоминали. Без преувеличения, он касается всех сфер нашей жизни. Это, например, получение информации об успеваемости ребенка, о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, о спектаклях, фильмах и концертах. Предусмотрена возможность записаться к врачу, получить различного рода документы - копии архивных документов, выписки из финансово-лицевого счета, домовой книги и тому подобное.

Можно будет подать заявление о постановке на учет для зачисления ребенка в детский сад, для получения специализированной, высокотехнологической и иной медицинской помощи для определенных категорий граждан, заявление на назначение и выдачу разного рода социальных пособий, и так далее, и так далее.

Коротко говоря, должна быть обеспечена возможность получения всех видов государственных, муниципальных услуг, и это,
конечно, будет очень удобная форма взаимодействия. Хочу лишь еще раз обратить внимание на то, что работа рассчитана на период до 2014 года, и регламентирующими документам расписана не только поэтапность ее проведения по времени, но и, если можно так сказать, по видам услуг.

Например, прием заявлений на трудоустройство, в том числе несовершеннолетних граждан, на назначение и выдачу разного рода социальных пособий, прием документов на предоставление опеки, оказание в электронном виде некоторых других услуг начинается лишь в 4 и 5 периодах, то есть ближе к завершению работы к 2014 году.

- Не все сразу, понятно, но надо же с чего-то начинать. А где именно будет собрана эта информация?

- На специально созданном едином информационном портале. Сейчас с учетом новых требований мы перерабатываем официальный сайт областной администрации, завершается его тестирование, и в апреле он уже будет действовать, заменив собой прежнюю версию сайта. В новой версии предусмотрен в том числе раздел, который так и называется: "Государственные услуги".

ЗАДАЧИ ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА

- Что, с вашей точки зрения, может затормозить эту работу?

- Она будет выполнена в срок, хотя сложностей действительно много, в том числе и технических. Одна из основных - это необходимость модернизации парка компьютерной техники, приобретения новых машин и другого дополнительного оборудования, поскольку старые просто, что называется, не тянут. А это, в свою очередь, в соответствии с действующим законодательством, влечет за собой работу по организации конкурсов, котировок на поставку оборудования, которая тоже требует времени. Еще одна задача нынешнего этапа - профессиональная подготовка специалистов департаментов, организаций и ведомств, которые будут заниматься наполнением единого электронного портала.

- А деньги на это есть?

- Да, как и в целом на повышение квалификации госслужащих, финансируемое по линии специальной областной целевой программы. Может быть, их не так много, как нам хотелось бы, но есть, и сейчас важно при распределении годового фонда этих средств не упустить обучение именно по этому направлению.

- Какие еще проблемы предстоит решить в ближайшее время для обеспечения работы электронного правительства?

- Необходимо как можно скорее привести нормативно-правовую базу области в соответствие с последними требованиями, поскольку принципиально меняется сама схема работы. Сейчас предусмотрена очная, заявительная форма взаимодействия граждан с государственными органами власти, предполагающая личные контакты, заявления на бумажных носителях, определенный путь документа.

При работе с электронными форматами все изменится, но иные формы на сегодняшний день не правомочны, поскольку не прописаны в правовом поле. Определенную сложность вызывают такие моменты, как цифровая подпись, например. Именно сейчас, на подготовительном этапе, должна быть продумана, разработана система защиты данных и исключения всякого рода злоупотреблений.

О БЛОК-СХЕМАХ, ПРОЗРАЧНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

- Что конкретно должна в себя включать информация об услуге?

- Мы ориентируем руководителей на то, чтобы максимально полно, доступно и прозрачно были прописаны блок-схемы действий граждан по каждой из услуг. Надо, чтобы человек открыл портал и увидел, куда, как и в какое время ему обращаться, что для этого требуется, какая процедура исполнения услуги предусмотрена, каковы установленные сроки и так далее.

- А не получится, что электронная форма общения с госструктурами создаст дополнительные сложности для людей старшего поколения? Например, при оформлении ими каких-либо справок, требуемых для назначения социальных выплат, и тому подобное. Тем более что сегодня далеко не у всех есть дома Интернет, не все владеют компьютерной грамотностью.

- Да, эти опасения оправданны, и именно поэтому право выбора здесь остается за гражданином: ему в каждом конкретном случае решать, будет он обращаться за услугой лично, работать глаза в глаза со специалистом или воспользуется информационными технологиями нового поколения. Какое-то время, пока в этом не отпадет необходимость, услуги будут предоставляться в двух форматах. И мне думается, что это произойдет быстрее, чем может показаться. Не обращали внимания, сколько сейчас пожилых людей с мобильными телефонами? Посмотрите в той же маршрутке, насколько свободно они ими уже пользуются, общаются с детьми, внуками, между собой.

А ведь еще несколько лет назад нечто подобное и представить себе было трудно. Уверена, то же будет и со всеми остальными достижениями технической мысли, все-таки жизнь сейчас очень быстро развивается, а преимущества новых технологий настолько очевидны, что современный человек не может рт них отказаться. Это и меняет нашу жизнь к лучшему, повышает ее качество.

А молодые люди, которые сейчас с любой техникой на "ты", ничего, кроме раздражения, не испытывают, когда сталкиваются с недостатком новейших технологий хоть в быту, хоть на уровне предоставления государственных услуг. И это очень хорошо, это показатель развития общества, в том числе за счет технического прогресса. А раз так, то разве можно загонять их в очереди? Уверена, что нет: ничего, кроме оправданного недовольства, они при этом не испытывают.

- Но вернемся к цифровой подписи. Мне кажется, это один из самых сложных моментов, тем более что используется она в том числе во всякого рода платежных документах.

- Да, это непростой вопрос. На этапе непосредственного предоставления государственных услуг в электронном виде это связано с необходимостью авторизации заявителя. Сейчас на федеральном уровне рассматривается вопрос о создании электронной карты россиянина, которая призвана обеспечить всех граждан РФ средствами электронной подписи. Обсуждаются и иные решения этого вопроса.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН?

- Как вы думаете, не получится, что при нашем остродефицитном бюджете на столь важное дело область не сможет найти деньги?

- В настоящее время финансирование мероприятий по переходу на оказание госуслуг в электронном виде осуществляется за счет средств областных целевых программ по административной реформе и информатизации. Кроме того, между администрацией области и Министерством экономического развития и торговли РФ заключено Соглашение о передаче на безвозмездной основе типового программного обеспечения "Региональный реестр государственных услуг" и "Региональный портал государственных услуг".

- Одно из рабочих названий федерального проекта звучит как "Электронная Россия". Как отражаются нововведения на районах и поселках области, участвуют ли они в работе по внедрению информационных технологий?

- Постановлением областной администрации органам местного самоуправления рекомендовано определить уполномоченные органы по ведению муниципальных реестров, и работа в этом направлении уже началась.

Начиная с марта, мы при участии приглашенных специалистов проводим семинар для государственных служащих областного уровня, ответственных за предоставление и размещение информации на едином информационном портале. Следующий этап - это обучение муниципальных служащих, поскольку основная цель этой работы - повышение качества предоставления государственных услуг, внедрение нового современного формата общения с органами власти всех граждан страны, где бы они ни жили.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА

"Северная надбавка"