Школа высоких отношений

/uploads/posts/2015-04/1429842809_biryukovaa.jpg



В этом году магаданская гимназия № 13 отмечает полувековой юбилей. Впервые она распахнула двери для учеников в 1965 году. За это время число ее выпускников приближается к 6 тысячам. И ей есть чем гордиться. В прошлом году она вошла в сотню лучших гимназий страны. И это не первое признание ее заслуг: в 90-е годы коллектив был отмечен в конкурсе «Школа России», в 2000-м - в «Школе века». Победитель конкурса инновационных образовательных учреждений. Одной из первых в областном центре получила в 1991 году статус гимназии. Как лучшая по итогам прошлого года награждена дипломом мэрии г. Магадана.

ИГРАЕМ В НАУКУ?

- Когда меня спрашивают, чем же наша отличается от других, я всегда отвечаю так: это школа отношений, - рассказывает директор гимназии № 13 Ангелина Бирюкова . - Успеваемость - хорошо, но я считаю, что в первую очередь надо выстраивать отношения ученик - учитель -
родитель, то есть всех участников не процесса, а образовательных отношений.

И когда к нам приходят коллеги, проводятся совещания, то всегда говорят: «У вас хорошо». А что же хорошего? Стены скромные, здание требует ремонта, даже капитальной реконструкции. Отвечают: «У вас другая атмосфера, свой дух». И я его чувствую. Такой тип отношений начал формироваться в 90-е годы, когда директором был Юрий Владимирович Неугасов. Он много вложил в создание коллектива, именно особой атмосферы. Главная фигура в школе - ребенок, для него надо все создавать и делать. Он в центре, а мы все вокруг - и родители, и учителя.

Нужные, правильные слова: значит, все-таки школа для ребенка, а не наоборот. Но это должна быть школа лидеров. Сама Ангелина Львовна директором проработала 14 лет, и за это время никто не усомнился в ее качествах, потому что и как человек, и как руководитель она интересна и многогранна. Хотя, как она утверждает, в педагогику никогда не стремилась, всегда хотела быть детским врачом. Но родилась в городе химиков, родители работали на химическом заводе. И химия должна была стать прикладным предметом, чтобы поступить в медицинский институт, но не получилось. Поступила в Нижегородский государственный университет и по окончании получила специальность химика-исследователя с правом преподавания. Работала в Институте химии Академии наук. А когда в 1983 году приехала в Магадан, устроилась в школу № 13 учителем химии, затем стала заместителем директора по научной работе. И начались нововведения...

- Это действительно было мое, - вспоминает А. Л. Бирюкова, - поскольку наиболее близки естественные науки - химия, физика, биология, хотя я знаю английский язык (в университете часть защиты дипломов шла на английском), люблю литературу и русский язык. Поэтому стала тогда инициатором проведения школьных научных конференций. Потом открыли кафедру учителей естественных наук. В школе ввели курс валеологии, и я, и некоторые преподаватели читали этот интересный курс науки о здоровье. Много работали с нашим университетом, и преподаватели кафедры основ медицинских знаний во главе с доктором медицинских наук Э. Е. Шубертом стали нашими соратниками. Тогда над нами посмеивались, мол, школа играет в науку. Но мы продолжали экспериментировать. Учителя стали разрабатывать свои авторские программы. Открыли профильные классы. И в последние годы мы специально готовим выпускников, чтобы они поступали в медицинские вузы.

ОТ РИТОРИКИ ДО РОБОТОТЕХНИКИ

Но давайте вернемся к нынешним ученикам. Нельзя сказать, что все дети нацелены на науку, но интеллектуальное развитие и научная деятельность - одно из направлений.

В программе развития гимназии записано: «Создание ответственной школы». Что это значит? Не просто чтобы ребенок окончил школу, а смог найти себя, свои интересы и способности. Потому надо предложить ему то, что ему будет по силам. Поэтому с 8-го класса ведется профориентация. Каждого ученика пытаются поставить на путь интеллектуального развития, многопрофильного образования и здорового образа жизни.
Сейчас начали пилотный проект по внедрению новых образовательных стандартов, предусматривающих внеурочную деятельность. С 5-го класса дети обучаются созданию проектов, им проектная деятельность позволяет развивать коммуникативные навыки, общение. В этом возрасте все ребята любознательны, любопытны и активны. И уже выявляются наклонности: кто-то занимается робототехникой, риторикой, кому-то как пробу пера предложили написать заметку в школьную газету. А самое главное -у них есть возможность показать свою работу: можно представить на научной конференции, принять участие в городской олимпиаде или защищать проекты в малой академии творчества.

- Хочу добавить еще несколько слов о совершенно необходимом в школе предмете, который помогает во многом, - психологии, - дополняет директор школы А. Л. Бирюкова. - Не умаляя значения других предметов, можно поставить его на одно из первых мест, когда понимаешь, что это наука о душе, духовном состоянии, познать себя и учиться управлять, оценивать ситуации, в которых находишься, очень важно. Мы можем научить биологии, математике, даже русскому языку и английскому, а узнать, где душа, надо. Поэтому мы долгое время сотрудничали с психологами СВГУ. А сейчас выстраивать отношения с помощью психологии помогают новые образовательные стандарты: у наших детей со 2-го класса ее основы введены во внеурочную деятельность, а у пятиклассников это уже обязательный предмет, для них курс психологии введен в учебный план.

Еще одним приоритетным направлением стала социальная активность. Сегодня ученики среднего звена, 5 - 6-х классов, изучают курс экологии. Сейчас пока говорят о природе, нашем отношении к ней. Затем подойдут к экологии человека. А пока шестиклассники оказались самыми маленькими победителями акции «Я - гражданин России!» с проектом «Пакетам - нет!». Они ищут альтернативу такой форме загрязнения окружающей среды.
Детей увлеченных, творческих и креативных немало. Они занимаются в различных кружках, изостудии «Акцент», театральной мастерской «Ассоль». Успешно развивается волонтерское движение. 12 лет в гимназии были кадетские классы, теперь военно-спортивное объединение. Кстати сказать, во многих видах спорта ребята из тринадцатой гимназии - непременные победители. Жаль только, что нет в гимназии ни актового зала, ни спортплощадки…
И самое интересное, что в школе немало людей хотят заниматься с детьми дополнительно, но им негде развернуться - при двухсменке нет ни времени, ни помещений для внеурочных занятий.

- Мне всегда нравилась такая идея: школа полного дня. Именно она могла бы дать возможность во второй половине дня делать то, что ребенку интересно. На уроке идут сложности, а после - все, что душе угодно, - поделилась А. Л. Бирюкова. - В прошлом году я отправляла одну из своих коллег в Подмосковье, где проходила конференция, посмотреть на новую школу. Там дети массу уроков проводили вне учебных классов. Если география, то она была на улице, биология тоже, физкультура - тем более. Ну, у нас климат, конечно, другой, но все равно дети должны выходить за стены школы. Но это только в мечтах, если школа поменьше. А у нас 300 с лишним детей обучается во вторую смену, а всего их 813.

АСЫ ЗА УЧИТЕЛЬСКИМ СТОЛОМ

Но кто же учит детей, помогая им развиваться в науке и творчестве? Коллектив гимназии № 13 всегда был по-своему интересен, в нем немало педагогов с большой буквы, известных на всю область. Так, заслуженный учитель России Л. В. Яковлева 52 года провела за учительским столом. Более 40 лет отработала в гимназии учитель математики - заместитель директора заслуженный учитель России Р. И. Саранчук. Очень много лет отдала ей преподаватель русского языка и литературы Е. В. Шипунова, победитель конкурсов педагогического мастерства. Сильнейший учитель биологии
Н. Ю. Кандаурова вырастила много победителей олимпиад, как и самый сильный учитель химии Л. Н. Ткачева - победитель конкурса «Педагог года-2012», получившая годом позже грант Президента России. Учителю словесности Ф. А. Мосолкову всего 35 лет, но он уже победитель конкурсов «Педагог года», «Самый классный классный» и авторских программ, он своеобразный генератор научных идей, возглавляет ассоциацию учителей русского языка и литературы.

Молодых учителей в гимназии довольно много, почти 30 процентов. В этом году пришли сюда работать двое учителей истории и социальный педагог, в прошлом - еще один молодой специалист. И это уже показатель привлекательности профессии. А если есть хорошие учителя, то будут успешными и их ученики.

"Магаданская правда"