Художественная ковка и литье


История развития художественной ковки в России знала как взлеты, так и падения. Наибольший ее расцвет пришелся на ХVШ - ХIХ века, период масштабных градостроительных работ, начатых еще Петром I. Именно в это время в Москве, Петербурге, Туле, Новгороде создаются великолепные архитектурные и садово-парковые ансамбли, в оформлении которых используются произведения этого декоративно - прикладного искусства: ограды, фонари, перила мостов, оконные решетки, ограждения балконов и лестниц. В индустриальном ХХ веке многовековые традиции были практически утрачены. И вот сегодня ковка вновь возрождаются.

Сегодняшняя популярность изделий художественной ковки объясняется тем, что они идеально дополняют интерьер, придают ему неповторимый облик. И при этом органичны в любом стиле и любом пространстве. Художественный металл уникален еще и своей сочетаемостью с другими материалами - камнем, стеклом, древесиной, майоликой и даже текстилем, что дает художнику по металлу безграничные возможности для творчества, для воплощения самых смелых идей. Роль и свойства материалов в современной художественной ковке применяется масса новых технологических приемов, но до сих пор, как и сотни лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты - кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы - черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза).

Правда, последние чаще применяются для изготовления декоративных вставок в композиции, выполненные из основного материала - стали. Как известно, сталь - это сплав железа с углеродом. По доле углерода стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25%), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%). С увеличением этой доли возрастает твердость и закаливаемость, но снижается пластичность и ковкость. Для улучшения тех или иных свойств в сплав вводятся добавки - никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др.

Идеально для кузнечных работ подходят углеродистые стали обыкновенного качества с маркировкой Ст0, Ст1, Ст2. Содержание углерода в них 0,1-0,3%, они характеризуются наибольшей пластичностью и наименьшей гибкостью при одних и тех же термических режимах, выдерживают многократные нагревы, не деформируются и не дают пластических напряжений.

В умелых руках мастера такой материал подобен пластилину, из него можно создать практические любую форму и линию. Широко используется Ст3. Но здесь есть некоторые нюансы. Дело в том, что стали с маркировкой "Ст" поставляются по механическим свойствам и по химическому составу не нормируются. В силу этого в Ст3 доля углерода может оказаться завышенной (это зависит от исходного сырья - руды и от качества плавки на предприятии-производителе). Поэтому данная марка чаще применяется для изготовления низконапряженных конструкций, там, где нет ударных и вибрационных нагрузок. Защита поверхности Очевидно, что каждое изделие художественной ковки и слесарного искусства должно иметь эстетичный внешний вид. В наше время, когда атмосфера наполнена агрессивными выделениями, эта проблема встает особенно остро. И хотя методы защиты поверхности, использовавшиеся в старину, хорошо известны, сегодня они уже не так эффективны.

В современной атмосфере содержится, например, большое количество сернистого ангидрида, пагубно влияющего на металлы. Кроме того, химическая устойчивость металлов, главным образом сталей, значительно уменьшилась из-за появления в процессе металлургического производства инородных примесей. Решая вопрос о защите поверхности изделия, необходимо учитывать, где оно будет находиться. В отношении предметов интерьера ситуация проще, а вот изделия, размещенные снаружи, требуют большего внимания. Практика показывает, что на сегодняшний день из металлических покрытий наиболее пригодны автомобильные антикоррозийные грунты и краски. Они относительно дешевы, прочны, легко наносятся и быстро сохнут, сохраняя заданную художником фактуру ковки. Два-три слоя обеспечивают защиту поверхности на срок до 10 лет. Иногда художники используют приемы искусственного состаривания.








Колымские колонки